0 800 307 555
0 800 307 555

Как будет работать экономика в условиях военного положения

Экономический фронт

Кабинет Министров Украины и Верховная Рада Украины с начала полномасштабного российского вторжения принимают меры по адаптации экономики к условиям военного положения. Finance.ua расскажет, какие шаги уже удалось реализовать в промышленности, сельском хозяйстве, налоговой и социальной сферах, а также на валютном и финансовом рынках.
Оглавление

Актуальная информация о войне россии против Украины – в нашем телеграм-канале.

Промышленность

Предприятия в зоне активных боевых действий могут получить государственную помощь в перемещении мощностей в западные регионы Украины. Для всех предприятий будут созданы условия для обеспечения бесплатного переезда на место временного перемещения, а также подбора соответствующих площадей для размещения производства, перемещения и расселения персонала, а также подбора работников в месте дислокации после переезда.

Ставку ренты за добычу газа оставят неизменной, если цена газа составит от 150 до 400 долларов за 1 тыс. кубометров. Далее ставка будет расти в зависимости от цены.

База налогообложения будет определяться как среднее арифметическое средней таможенной стоимости импортного газа и стоимости газа на европейском хабе TTF.

Так, для старых скважин глубиной до 5 тыс. метров ставка будет составлять 65%, если цена газа будет превышать 400 долларов за 1 тыс. кубометров. Если цена упадет до 150 долларов, ставка тоже упадет до 14,5%.

Если скважины глубже, ставка ренты составит 31% при цене свыше 400 долларов за 1 тыс. кубометров. Для новых скважин глубиной до 5 тыс. метров рента сейчас составляет 12%, и таковой она останется для цены 150-400 долларов за 1 тыс. кубометров. Менее 150 долларов – 6%, выше 400 долларов – 36%.

Относительно тех, чья глубина превышает 5 тыс. метров, рента составляет 6%. Она либо будет снижаться до 3% при цене до 150 долларов, либо будет расти до 18%, если цена превышает 400 долларов.

Налоговая сфера

Верховная Рада приняла законопроекты об особенностях налогообложения и подачи отчетности в период действия военного положения, которые, в частности, предусматривают:

Если физлица, юрлица или предприниматели не успевают отчитаться перед налоговой даже после окончания военного положения из-за того, что они участвовали в боевых действиях, их также освобождают от какой-либо ответственности.

В этом случае отчетность или документы подаются не позднее 30 календарных дней со дня окончания последствий, которые делали невозможной подачу отчетов.

  • налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются;
  • операции по добровольной передаче средств, товаров, в том числе подакцизных, предоставление услуг в пользу ВСУ и подразделений территориальной обороны без предварительного или последующего возмещения их стоимости, не считаются операциями по реализации для целей налогообложения;
  • зачисление в состав расходов в полном объеме денежных средств и имущества, передаваемого ВСУ и другим подразделениям;
  • сумма возмещения стоимости топлива, израсходованного при предоставлении услуг по перевозке для обеспечения нужд ВСУ и подразделений территориальной обороны, не включается в состав налогооблагаемого дохода физических лиц, оказывающих такие услуги;
  • продлевается действие лицензий на производство подакцизной продукции;
  • ФЛП I-II группы будут уплачивать единый налог на добровольной основе;
  • ФЛП I-II группы полностью освобождаются от ЕСВ;
  • ФЛП III группы освобождаются от уплаты ЕСВ за наемных работников, призываемых в ряды ВСУ, других защитных формирований, в частности территориальной обороны;
  • освобождение от уплаты налога за землю и арендной платы за землю государственной и коммунальной собственности на всех территориях, где ведутся боевые действия;
  • крупный бизнес сможет воспользоваться упрощенной системой налогообложения и уплачивать единый налог. Для этого лимит годового дохода повысят с 10 млн грн до 10 млрд грн, а ограничения по количеству работников будут сняты. Налог будет составлять 2% от обращения независимо от вида деятельности (кроме подакцизных товаров и игорного бизнеса);
  • благотворительная помощь, оказанная участникам боевых действий и лицам, проживающим на территории боевых действий, не облагается НДФЛ. Также не облагается НДФЛ вся нецелевая благотворительная помощь лицам, пострадавшим в результате вооруженной агрессии РФ;
  • неприбыльные организации получают налоговую скидку 16% (вместо 4% сейчас) на пожертвования;
  • за нарушение закона об РРО не будут штрафовать до окончания военного положения;
  • предприятия с оборотом до 10 млрд гривен смогут перейти на уплату единого налога. Ликвидированы все другие ограничения по количеству рабочих и по видам деятельности (кроме подакцизных товаров и игорного бизнеса);
  • вместо НДС и налога на прибыль предприниматели будут платить всего 2% от оборота. Не будет уплачиваться НДС за товары, уничтоженные во время войны, а также переданные на нужды обороны;
  • отменен акциз на топливо, а ставка НДС по этим позициям будет уменьшена с 20% до 7%;
  • упрощение таможенного оформления импортных товаров по предварительной таможенной декларации без их доставки в терминальный комплекс таможни.
 

Социальная сфера

Во время военного положения работники могут обратиться в Фонд социального страхования Украины по месту временного пребывания в результате перемещения из-за боевых действий, по месту регистрации или в другом удобном месте и получить непосредственно от него выплату «больничных» или пособия по беременности и родам.

Усилена защита людей с инвалидностью, в частности в совокупный доход семьи при определении права на получение и размер социальных пособий, предоставляемых с учетом дохода, не включается государственная социальная помощь, которая выплачивается с надбавкой на уход:

  • за ребенком с инвалидностью подгруппы А;
  • за лицом с инвалидностью с детства I группы подгруппы А.

Это касается всех социальных выплат, которые предоставляются с учетом дохода, в том числе помощи малообеспеченным семьям и жилищных субсидий.

Обеспечено право внутриперемещенных лиц получать помощь на проживание во время военного положения, в том числе проживающих в местностях, где из-за активных боевых действий органы социальной защиты не работают.

Для тех городов и районов, где органы социальной защиты не могут работать, будет происходить централизованное начисление и выплата пособий на проживание для внутренне перемещенных лиц.

Защищены права получателей льгот, в частности срок выплаты льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых с учетом дохода (многодетным семьям, детям войны и т.п.) и назначенных ранее, автоматически продлевается на все время военного положения плюс один месяц после его отмены.

Получателям таких льгот во время действия военного положения не следует обращаться в органы социальной защиты населения для их продления.
Государство продолжит выплачивать назначенные государственные социальные пособия людям в течение времени действия военного положения плюс один месяц после его окончания.
Соответствующее решение касается:

  • пособия малоимущим семьям;
  • пособия на детей одиноким матерям;
  • пособия на детей, над которыми установлена опека или попечительство;
  • пособия на детей, больных тяжелыми болезнями, которым не установлена инвалидность;
  • ежемесячной денежной помощи лицу, проживающему вместе с лицом с инвалидностью I или II группы вследствие психического расстройства;
  • временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место жительства их неизвестно;
  • ежемесячной адресной помощи внутриперемещенным лицам;
  • временной государственной социальной помощи неработающему лицу, достигшему общего пенсионного возраста, но не получившему права на пенсионную выплату.

Также лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью, пропустившим срок пересмотра, выплата таких видов пособия не останавливается на период введения военного положения и один месяц после его отмены.

После отмены военного положения органы социальной защиты проинформируют получателей о необходимости в течение месяца обновить документы, необходимые для того, чтобы продолжать получать помощь.

Каждый украинец, потерявший работу из-за агрессии россии, сможет получить 6 500 гривен помощи от государства в рамках программы «єПдтримка».

Помощь от государства предоставляется застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), гиг-контракта, иного гражданско-правового договора, по другим основаниям, предусмотренным законом, и физлицам-предпринимателям, страхователи которых одновременно соответствуют следующим признакам:

  • состоят на учете как плательщики единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в отдельных административно-территориальных единицах по перечню, утверждаемому Кабмином по представлению ГСЧС;
  • предоставили в установленном законодательством порядке налоговую отчетность за IV квартал 2021 года или годовую отчетность за 2021 год;
  • являются бюджетными учреждениями, фондами общеобязательного государственного страхования.

Сельское хозяйство

Введены нулевые квоты на экспорт, подлежащие лицензированию таких товаров, как рожь, овес, гречка, просо, сахар и соль, пригодные для потребления людьми.

Также введены нулевые квоты на экспорт живого крупного рогатого скота и его мороженого мяса, мяса и съестных мясных субпродуктов, соленых или в рассоле, сушеных или копченых; съедобной муки из мяса или мясных субпродуктов; мяса крупного рогатого скота.

Введено лицензирование на экспорт таких товаров, как пшеница и смесь пшеницы и ржи, кукуруза, мясо домашних кур, яйца домашних кур и подсолнечное масло.

Операторы рынка пищевых продуктов и кормов, которые в результате боевых действий не в состоянии выполнить требования статьи 10 Закона Украины «Об информации для потребителей о пищевых продуктах» относительно информации об импортируемых продуктах и маркировке кормов, могут осуществлять реализацию продовольствия и кормов на таможенной территории Украины, маркировка которых и информация о которых изложена на языке, отличном от государственного. При этом партии указанных продуктов должны сопровождаться обязательной информацией о пищевом продукте и маркировкой кормов, изложенными на государственном языке.

Аграриям разрешили эксплуатировать сельскохозяйственные машины без регистрации. Это касается, в частности, тракторов, самоходных шасси, самоходных с/х, дорожно-строительных и мелиоративных машин и других с/х машин и их составляющих отечественного и иностранного производства.

После того как будет прекращено военное положение на всей территории Украины или в ее отдельных местностях, владельцы будут обязаны зарегистрировать (перерегистрировать) машину в течение 90 дней.

Аграриям компенсируют процентную ставку по привлеченным кредитам. Это будет распространяться исключительно на малых и средних аграрных производителей с оборотом не более 20 миллионов евро в год, что является эквивалентом предприятия, обрабатываемого до 10 тыс. га.

Максимальная сумма кредита, на который распространяется компенсация процентной ставки, составляет до 50 млн грн. Кредитование предоставляется для осуществления сельскохозяйственной деятельности (посевной) в период действия военного положения.

Для получения кредитования субъект предпринимательства также должен являться сельхозтоваропроизводителем в значении, приведенном в законодательстве. Срок действия кредита составляет 6 месяцев. Установлен максимальный размер государственной гарантии по портфельным кредитам до 80%.

Валютный рынок

Официальный курс гривны зафиксирован на уровне 29,25 и введен ряд временных валютных ограничений. Так, уполномоченным учреждениям запрещено торговать валютными ценностями, кроме операций по покупке иностранной валюты для приобретения товаров критического импорта по перечню, утвержденному Кабинетом министров Украины, а также валютным операциям для проведения мобилизационных и других мероприятий в сферах обеспечения национальной безопасности и обороны.

Национальный банк ввел запрет на проведение трансграничных валютных платежей. Исключение соответствующего запрета – расчеты и обналичивание с использованием платежных карт за рубежом и ряд других операций.

Национальный банк вернул требование о предоставлении гражданами подтвердительных документов банков при перемещении валютных ценностей за пределы Украины в сумме, превышающей 10 тыс. евро (в эквиваленте), в частности, документы о снятии наличных с собственных счетов или приобретении банковских металлов.

Украинцы, на счета которых был наложен арест органами государственной исполнительной службы или частными исполнителями, могут использовать свои средства. Главное, чтобы сумма взыскания по исполнительному документу по отношению к такому лицу не превышала 100 тыс. гривен.

В случае открытия счета клиентом, на средства которого в этом банке наложен арест, клиенты могут открыть такой счет и осуществлять расходные операции по нему без учета ареста до окончания военного положения в Украине.

Финансовый рынок

Нацбанку на время военного положения разрешается покупать ценные бумаги у эмитентов. Ослабляются требования к достаточности капитала банков на время войны и предоставляется ряд послаблений по поводу финансового мониторинга.

Клиенты банков также получают льготы. В частности, устраняется ответственность за несвоевременную оплату потребительских кредитов. После войны еще месяц запрещается взимать имущество по ипотеке и выселению жителей.

Министерство финансов приступило к выпуску военных ОВГЗ, средства от которых будут использованы на обеспечение потребностей Вооруженных сил Украины и бесперебойное обеспечение финансовых потребностей государства в условиях военного положения.

Основные условия военных ОВГЗ следующие:

  • номинальная стоимость одной облигации – 1 тыс. гривен;
  • срок обращения – 1 год;
  • ставка доходности будет определена на аукционе.

Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку предоставила возможность в период военного положения проводить операции, связанные с залогом в банках по всем облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и получению кредита.

В частности, юридическим и физическим лицам-нерезидентам разрешили открывать счета и подписывать договоры с военными облигациями по упрощенной процедуре. Согласно решению, для физических лиц-нерезидентов достаточно паспортных данных, для юридических лиц – кода/номера из торгового, банковского или судебного реестра и регистрационного удостоверения местного органа власти иностранного государства о регистрации юридического лица.

Национальный банк на период действия военного положения в Украине отменил тарифы за услуги, предоставляемые им в Системе BankID НБУ. Так, Нацбанк не будет взимать с абонентов системы (банков и коммерческих услуг) плату за подключение, сопровождение и обработку транзакций.

Национальный банк Украины на время действия военного положения урегулировал деятельность участников рынка небанковских финансовых услуг, небанковских финансовых групп, платежного рынка, коллекторских компаний и юридических лиц, получивших лицензию на предоставление банкам услуг по инкассации. Регулятор не будет применять меры воздействия к указанным участникам рынка за нарушение:

  • сроков подачи отчетности, установленных Правилами составления и подачи отчетности участниками рынка небанковских финансовых услуг в Национальный банк, утвержденными постановлением Правления НБУ от 25 ноября 2021 г. № 123;
  • сроков представления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности за 2021 год, промежуточной финансовой отчетности и промежуточной консолидированной финансовой отчетности за 2022 год, составленных на основе таксономии финансовой отчетности по международным стандартам в едином электронном формате, в центр сбора финансовой отчетности, операционное управление по ценным бумагам и фондовому рынку;
  • требований по наличию собственного капитала;
  • требований по подаче документов и подаче информации регулятору, предусмотренных рядом нормативно-правовых актов Национального банка, в частности, Положением о лицензировании и регистрации.

К страховщикам не будут применяться меры воздействия за нарушение обязательных критериев и нормативов достаточности капитала и платежеспособности, ликвидности, прибыльности, качества активов и рисковости операций страховщика.

К кредитным союзам не будут применяться меры воздействия на нарушение обязательных финансовых нормативов и требований, ограничивающих риски по операциям с финансовыми активами кредитных союзов. Также регулятор не будет применять меры воздействия за нарушение сроков проведения очередного общего собрания членов кредитного союза по итогам 2021 года.

К финансовым компаниям-гарантам не будут применяться меры воздействия на нарушение обязательных финансовых нормативов и требований, ограничивающих риски по операциям с финансовыми активами.

К небанковским финансовым группам, ответственному лицу, другим участникам небанковской финансовой группы не будут применяться меры воздействия за нарушение требований относительно достаточности регулятивного капитала, составления и подачи консолидированной и субконсолидированной отчетности и информации.

Комментарий эксперта


Ярослав Романчук, экономист, руководитель по экономическим реформам Офиса простых решений и результатов

Главным критерием оценки качества экономической политики военного времени является нулевая регуляторная нагрузка. Не следует стоять над производителем товаров и услуг с палкой, инструкцией или методическим пособием. Сертификаты, лицензии и другие разрешительные документы не требуются.

Правило обеспечения тыла, организации производства в военное время простое: каждый умеющий, имеющий ресурсы производит все, что может и хочет, продает кому хочет на условиях, которые сам сейчас определяет со своими партнерами. Никто не имеет права вмешиваться в производственный процесс, спрашивать, откуда деньги, сырье и другие составляющие производства. Никто не имеет права вмешиваться в режим трудоустройства, проверять безопасность и адекватность рабочего места. Никто не вправе навязывать формат и средства расчетов. Наличные или безналичные, гривны или доллары, предоплата или оплата по договоренности – все это решают участники экономического обмена.

Необходимо ликвидировать все государственные службы и структуры контроля, надзора за производителями товаров и услуг. Под контролем остается только оружие и продукты военного назначения, но ограничения на владение оружием для населения отменяются.

Для оптимального функционирования денежного и финансового рынка в военное время необходимо:

  • устранить все запреты использования иностранной валюты во внешних и внутренних расчетах субъектов экономики Украины;
  • отменить правила валютного регулирования, запреты, контроль за движением валюты, правила использования и бухгалтерского учета;
  • отменить «ручное» ценообразование на все товары и услуги, кроме монопольных производителей (жилье, коммунальные услуги, общественный транспорт и т.п.);
  • разрешить использование электронных платежных инструментов во внутренних и внешних расчетах;
  • отменить все ограничения по использованию наличных денег во всех платежных операциях;
  • ввести упрощенную процедуру уведомительного принципа регистрации финансового посредника (банка, финансовой компании, фонда) для предоставления финансовых, платежных услуг субъектам экономики;
  • использовать валютные поступления (благотворительность, поддержка оборонного потенциала страны, инвестиции) для достижения целей макроэкономической стабильности;
  • отменить блокировку и запреты на все платежные карты, выпущенные банками Украины.

Кроме расходов на вооруженные силы и меры по защите страны от врага, статьями расходов бюджета военного времени должны стать:

  • финансирование базового уровня расходов местных органов власти, связанных с жизнеобеспечением административно-территориальных единиц;
  • функционирование органов внутренних дел, судебной власти по обеспечению безопасности, защиты жизни и имущества граждан Украины;
  • функционирование системы производства электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения, тепла, других жилищно-коммунальных услуг;
  • базовая медицинская инфраструктура;
  • базовые потребности системы образования (начальное, среднее образование, прежде всего);
  • пенсии;
  • адресные социальные выплаты для граждан, страдающих заболеваниями, угрожающими их жизням, инвалидам I и II групп.

Налоговый кодекс необходимо заменить Законом о налогах военного времени. Налоговая система военного времени – это два налога и пошлины.

Первый налог – это налог с розничных продаж товаров и услуг по единой ставке 15%.

Второй налог – акцизы на табачную, алкогольную продукцию, топливно-энергетические товары и услуги.

На алкоголь и табак используются пониженные ставки для создания стимулов выхода из тени с одновременной либерализацией правил входа на этот рынок малого бизнеса.

Ставки акцизов на топливно-энергетические товары и услуги определяются для максимально полного выхода из тени, ликвидации контрабанды, выравнивания условий налогообложения с легальными производителями.

Третий источник поступлений в бюджет – единая «плоская» ставка пошлины на импорт товаров и услугу в размере 5% таможенной стоимости. В военное время даже 10-процентный налог на доходы физических лиц взимать нельзя, ведь украинцы поносят огромные расходы, связанные с войной.

Нужно поменять режим взаимоотношений между центральным и местными бюджетами. В военное время все доходы должны поступать в центр, а оттуда распределяться согласно точным и понятным правилам на местный уровень.

Ввести правило бюджетной единицы (бюджет местного органа власти, больницы, школы, полицейского участка). Каждая административно-территориальная единица получает деньги на свое функционирование в соответствии с утвержденным функционалом и штатным расписанием. Это первое структурное изменение бюджетной политики.

Второе решение – ликвидация всех государственных фондов, бюджетных и внебюджетных, в частности Пенсионного фонда, перенос их расходов в Центральный государственный бюджет. Новую структуру расходов в рамках единого государственного бюджета определяет группа быстрого бюджетного реагирования.

Для создания благоприятного бизнес-климата экономики военного времени в Украине необходимы:

  • отмена всех лицензий, разрешений сертификатов, договоренностей для микро- и малого бизнеса;
  • снятие всех запретов, ограничений и разрешений на производство товаров и услуг, не представляющих прямой угрозы жизни и здоровью человека;
  • отмена всех документов, которые государство придумало для проверки качества товаров и услуг. Сертификаты качества, происхождения, а также документы, которые должны подтверждать способность предпринимателя производить товары/услуги, являются полезными;
  • отмена всех ограничений, лимитов использования денежных ресурсов предпринимателями в разных валютах и платежных инструментах, получение кредитов для организации производства товаров и услуг;
  • признание сертификатов качества, выданных странами ОЭСР и ЕС; создание режима конкуренции по товарным стандартам на внутреннем рынке Украины;
  • запрет на проведение всех проверок, мониторинга, явки государственных инспекторов/аудиторов в производственных помещениях и офисах. Проверки могут быть связаны только с оценкой военных угроз. Они производятся вооруженными силами, теробороной или полицией и не являются коммерческими;
  • отмена всех штрафов, пеней, наложенных на производителей товаров и услуг, амнистия всем штрафам и пеням, наложенным на предпринимателей до начала войны;
  • отмена Трудового кодекса. Во время военного времени работодатель и его наемные работники самостоятельно выбирают взаимоприемлемый способ партнерства, заработной платы и управления рисками;
  • отмена правил бухгалтерского и статистического учета, а также приборов регистрации обменных операций для малого бизнеса и ФЛП;
  • ликвидация должностей, структур, организаций, которые до войны осуществляли регуляторную деятельность по малому бизнесу и ФЛП. Такая дерегуляция, дебюрократизация и децентрализация спасет правительство и обеспечит 15-18% ВВП, увеличит финансовые возможности для малого бизнеса, укрепит материальную базу для победы над врагом и послевоенного восстановления.