Сервисом OLX я регулярно пользуюсь с 2012 года (тогда он еще назывался Slando). Продаю там свой товар (металлодетекторы), а также покупаю/продаю все, что вообще в хозяйстве нужно или не нужно: от одежды или мелкой бытовой техники до металлозаготовок. С мошенниками сталкивался десятки раз. У меня выработался набор правил, которые помогают их распознать. Схема их работы проста – они просят предоплату за выставленный товар, и, получив ее, пропадают: контактные телефоны не отвечают, их объявление и/или учетная запись удаляется. Но недавно я решил довериться незнакомцу на OLX, и совершил при покупке несколько ошибок.
Было это три недели назад. На OLX я докупал оперативную память для своего компьютера. Мне нужна была планка памяти DDR3 на 4 гигабайта. В рубрике «компьютеры и комплектующие» указал параметры поиска и стал изучать цены. Одно из объявлений заинтересовало, и я сам предложил продавцу внести предоплату за товар. Конечно же, понимая, что иду риск. Но меня, бывалого OLX-покупателя, подкупили несколько моментов. Во-первых, цена. Цены на такую память колебались в диапазоне от 300 до 700 гривень. По моему опыту, чем ниже цена – тем выше вероятность нарваться на мошенников. Чтобы привлечь внимание жертвы они, как правило, выставляют ее на 30%-40% ниже средней. В этом случае цена показалась более-менее приемлемой – 450 грн. Второе – понравилось, как было составлено описание товара: грамотно, детально и по сути. Третье – возраст аккаунта продавца. Он был создан в 2012 году. Учетные записи жуликов так долго не живут, потому что на них жалуются пользователи, и сервис их блокирует. Так я тогда думал.
Я написал продавцу сообщение с предложением оплатить товар. Дело было вечером, но мне предложили подождать до утра. Такой ответ придал еще больше уверенности в безопасности сделки. Ведь обычно мошенники не затягивают с получением оплаты.
Дальше классическая схема: следующим утром скинули реквизиты карты Приватбанка, на которые я выслал деньги, уверили в том, что товар отправят, после чего пропали.
Спустя три дня молчания я решил о себе напомнить. Написал два сообщения. Первое прочитали, а второе уже не дошло – аккаунт продавца был удален.
Догадаться о том, что случилось, было нетрудно. Я стал жертвой весьма умелого мошенника. Было обидно, но винил я больше себя, чем его, ведь нарушил одно из своих ключевых правил покупок на OLX – никогда не вносить предоплату на банковскую карту. Сумма была некритичной, поэтому с ее потерей я смирился. Но на следующий день мой друг Сергей, выслушав мою историю, посоветовал обратиться в Приватбанк. По началу к предложению я отнесся скептически. С чего бы Приватбанку заниматься моей проблемой, которую я заработал по собственной глупости? Но потом подумал: а вдруг? Все-таки расчет был между двумя картами Привата.
Сначала я зашел в свой интернет-банк Приват24 и написал о проблеме оператору, приложив к описанию скриншоты переписки. Мне пообещали разобраться в течении пяти дней и сообщить результат. Через два дня из банка позвонила девушка и приятным голосом попросила еще рассказать в подробностях все что случилось, но надежды на успех мне это не прибавило. Однако каково было мое удивление, когда спустя четыре дня мне снова позвонили и сказали, что моя проблема решена и деньги в сумме 450 грн. возвращены. Правда, ситуацию в Привате объяснили по-своему. Мне сказали, что «продавец про меня просто забыл» и на будущее посоветовали «быть осторожнее». Я, конечно, удивился такой трактовке, но спорить не стал. Ведь смотрел на все это, как на маленькое чудо – служба клиентской поддержки помогла мне в, казалось бы, безнадежной ситуации.
Чуть позже я написал об этом пост на своей странице в facebook, и по комментариям к нему понял, что мой случай не уникален. Люди пишут, что Приват действительно часто выручает обманутых клиентов. За что я выражаю ему искреннюю благодарность. Поэтому, если вы вдруг решите совершить такую же глупость, как и я – предоплатить товар продавцу на банковскую карту, то пусть этот расчет будет между картами Привата. Так у вас появится шанс вернуть деньги.
Проанализировав ситуацию, я понял, что совершил еще одну ошибку – принял во внимание возраст учетной записи продавца. С одной стороны это логично. Регулярно «кидать» людей под одним и тем же аккаунтом у мошенников вряд ли получится. У OLX есть служба поддержки и, пользователей, на которых поступают аргументированные жалобы, она блокирует. Но жулики, понимая, что многие люди обращают внимание на возраст аккаунта, научились обходить этот параметр. Как? Очень просто – скупают в интернете старые учетки других пользователей OLX. Вот одного из свежих таких объявлений, которое я нашел на другом популярном ресурсе.
- Цена в объявлении на 30-40% ниже, чем средняя по сайту на аналогичный товар. Вам могут начать рассказывать, что «хочу быстро продать, срочно нужны деньги», «мне не жалко, сам не пользуюсь, пусть другим польза будет», «мне подарили, и я не разбираюсь в этих штуках». Конечно, все это может быть правдой, но должно вас насторожить.
- Ценовой диапазон, в котором чаще всего промышляют мошенники – до 1000 гривень. Расчет на то, что ради такой суммы жертва вряд ли станет обременять себя лишними хлопотами: обращаться в полицию, давать показания и т.п.
- В объявлении сказано, что товар отправляется только после предоплаты.
- Самое главное правило – никогда (!) не вносить предоплату на карту незнакомому продавцу.
- Предложить в качестве формы оплаты наложенный платеж. Это, конечно, увеличит расходы покупателя, поскольку, как правило, он платит за пересылку денег. Стоит ли переплачивать – каждый решает сам. Но даже если вы для себя решили, что хотите сэкономить, просто пополнив карту продавца, сначала предложите ему наложенный платеж. У добросовестного продавца это не должно вызвать никаких возражений. Если вам начнут объяснять «почему нет», скорее всего, тут что-то не так.
- Предложить воспользоваться «безопасной сделкой». Это услуга от OLX. Ее суть в том, что продавец и покупатель предоставляют сервису свои реквизиты для сделки (ФИО, № отделения «Новой почты», номер карты). Когда покупатель нажимает «купить» на объявлении, на его карте автоматически блокируется сумма товара, но списана она будет только после того, как он получит, осмотрит и заберет товар в отделении НП. Услуга бесплатна. Если продавец от нее откажется – это тоже плохая примета.
- Еще одна хитрость, которая помогала мне отсеивать мошенников – предложить встретиться для осмотра товара. Спросите продавца, где он живет и, независимо от ответа, скажите, что готовы сегодня приехать на просмотр. Даже если это будет самый «край географии», говорите что вы «почти соседи». Предлагайте даже в том случае, если приезжать не собираетесь. Важна реакция продавца.
- Совершайте расчеты через карты Приватбанка. Если в процессе возникнут неприятности, вам смогут помочь. Проверено.
Мой опыт говорит о том, что все подозрительные продавцы отпадали при прохождении 2-4 пунктов проверки. Эти простые правила помогают мне, и, думаю, помогут вам безопасно покупать в интернете.