Как вернуть переплату за газ
Полезная инструкция
Самая большая путаница возникла в мае, когда почти 9 млн бытовых потребителей перевели от привычных газсбытов к Нафтогазу Украины – поставщику последней надежды.
Дело в том, что большинство газсбытов не смогли договориться с Нафтогазом о покупке газа на следующий год, из-за этого они вылетели с рынка.
Что делать обычному украинцу, который (или которая) хочет вернуть свои деньги, проговорим в этом материале.
Еще больше полезных инструкций – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Чтобы узнать, кто поставляет вам газ – привычный газсбыт или поставщик последней надежды, – перейдите на страницу Оператора ГТС Украины и укажите в соответствующем поле EIC-код потребителя.
Этот код можно найти в платежке за газ или в заключенном с вашим оператором газораспределительной сети (оператор ГРС) договоре на распределение природного газа. В случае отсутствия у вас EIC-кода необходимо обратиться в газораспределительную компанию в вашем регионе.
EIC-код состоит из 16 символов – цифр и букв, которые нужно вводить латиницей. Например, 56XM19A205987456.
Если ваш поставщик работает по-прежнему, вы получите сообщение «Наличие поставщика подтверждено. Газоснабжение не будет прекращаться». Если нет, вы увидите: «Потребитель в реестре поставщика последней надежды».
Получать газ от поставщика последней надежды можно не более 60 дней. После этого домохозяйство должно или прекратить пользоваться газом, или избрать постоянного поставщика.
Им может быть и Нафтогаз, но становиться его постоянным клиентом совсем не обязательно. Выбор поставщиков очень уменьшился, но альтернативы государственному гиганту есть.
Вопрос в тарифе, ведь у всех поставщиков он разный. Список актуальных тарифов можно посмотреть на сайте Газправда.
Потребители, не знавшие о переводе к поставщику последней надежды, продолжали платить своему предыдущему поставщику. И оказалось, что Нафтогазу они задолжали, а газсбыту переплатили.
Механизма автоматического перевода денег с лицевых счетов потребителей в газсбытах на счет Нафтогаза нет.
Для возврата средств необходимо обратиться к поставщику с соответствующим заявлением.
Оно может быть написано в произвольной форме, но обязательно должно содержать ваши фамилию, имя и отчество, место жительства, лицевой счет, суть заявления, дату и подпись.
Пример: Прошу вернуть ошибочно уплаченные средства в сумме 10 500 грн по лицевому счету № 1234567890, на мой карточный счет IBAN UA… (№ карты) в банке Вашбанк.
К заявлению также следует приложить копии следующих документов:
- паспорт (1-6 страницы) или ID-карту;
- идентификационный код;
- квитанции об ошибочной оплате;
- справку из банка с реквизитами карточного счета (может быть автоматически сгенерирована в банковском приложении, должна содержать IBAN карточного счета).
На копиях документов должна быть надпись «В соответствии с оригиналом», а также подпись, фамилия, имя и отчество владельца документа и дата.
Заявление с документами можно отправить по почте на официальный адрес старого поставщика или направить весь пакет по электронной почте. В этом случае копии документов должны быть заверены электронной подписью. А в теме письма нужно написать: «Возврат ошибочно уплаченных средств/переплат».
Юристы советуют отдавать предпочтение письменной форме заявления, поскольку это гарантирует лучшую фиксацию факта обращения в газсбыт.
В Правилах поставки природного газа определено, что в случае переплаты эта сумма либо зачисляется как оплата на следующий расчетный период, либо возвращается потребителю по его письменному требованию в течение пяти рабочих дней.
А вот, что говорят о сроках возврата денег в Нафтогазе: «Предыдущая газоснабжающая компания в течение 14 (максимально 30) календарных дней должна предоставить вам ответ и вернуть переплату. Однако в условиях военного положения сроки возврата могут быть иными».
То есть рассчитывать на выплату день в день не приходится.
В общей сложности газсбыты возвращают своим бывшим клиентам сотни тысяч гривен. Например, на 8 июля «Николаевгаз Сбыт» выплатил более 410 тысяч, а «Винницагаз Сбыт» – 717 тыс. грн.
Вместе с изменением поставщика потребитель получает новый номер лицевого счета.
Узнать номер лицевого счета от Нафтогаза можно на сайте компании – нужно будет указать EIC-код. Также он печатается на платежках.
Кроме того, можно воспользоваться чат-ботами в Viber, Telegram или Facebook Messenger. Процедура та же – нужно указать ваш EIC-код.
Также номер лицевого счета можно узнать, позвонив в контакт-центр Нафтогаза.
Украинцы также нередко жалуются, что газ начинает хуже греть, из-за чего еда готовится дольше, появляются пятна на посуде, а при наличии газового отопления в доме холодает.
В этом случае можно запросить проверку качества газа.
Как объясняют в Нафтогазе, для этого нужно написать заявление в газораспределительное предприятие – компанию, занимающуюся транспортировкой газа, а не его продажей. В заявлении необходимо запросить контроль давления и теплоты сгорания газа.
Газораспределительная компания в течение пяти дней обязана предоставить результаты проверки – копии паспорта физико-химических показателей газа за последний месяц.
Компания также должна отправить сотрудника для проверки газа по месту жительства человека, написавшего заявление. Сделать это должны в течение 2 дней в городах и 5 дней в селах. По крайней мере, такие нормы действовали в мирное время.
Если по результатам проверки окажется, что газ не соответствует нормам, потребителя ждет перерасчет. А вот если газ окажется нормальным, клиенту придется доплатить самому – покрыть расходы на проверку.
*Цены указаны по состоянию на 4 июля 2022 года. Источник: ГазПравда