Что и когда получат украинцы вместо разрушенного жилья
Какие законодательные нормы готовит Верховная Рада
На данный момент в Верховной Раде прошел первое чтение проект закона №7198 от 24.03.2022 «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией российской федерации».
Хоть в него и будут однозначно внесены изменения, но то, что он будет одобрен окончательно и подписан президентом Украины, сомнений не вызывает. Несмотря на то, что мы не можем спрогнозировать его окончательный вид, главные моменты предлагаемого Закона уже понятны.
Обо всех законодательных нормах, которые могут повлиять на ваш кошелек, мы оперативно пишем в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Компенсацию за разрушенное жилье смогут получить граждане Украины, полностью или частично потерявшие принадлежащее им на праве частной собственности жилье в результате боевых действий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации.
К этой категории относятся физические лица, владевшие недвижимостью, являвшиеся членами жилищно-строительных кооперативов и их наследники.
Закон предусматривает, что на компенсацию смогут претендовать исключительно граждане Украины. Что касается иностранцев, по словам автора законопроекта Елены Шуляк, вопрос будет решаться позже.
Кроме того, на компенсацию могут рассчитывать ОСМД, управители многоквартирных домов, жилищно-строительные кооперативы (ЖСК, ЖК), осуществляющие управление домами. Как объясняют юристы, такая норма верна – квартира не висит в воздухе, она является частью многоквартирного дома, имеющего коммуникации, места общего пользования и т. д.
Важным нюансом является то, что в предлагаемом законопроекте предусмотрены приоритетные категории граждан, которые имеют право на получение компенсации в первую очередь. К таким относятся:
- многодетные семьи;
- лица с инвалидностью I и II группы;
- участники боевых действий;
- лица с инвалидностью в результате войны.
Также законодатель предусмотрел право на получение компенсации наследниками владельцев разрушенного жилья – к сожалению, люди часто гибнут в собственных квартирах. Эти компенсации будут наследоваться по правилам, предусмотренным Гражданским кодексом Украины, которые нормируют наследственное право.
Законопроект предусматривает, что компенсация будет выплачена за квартиры, другие жилые помещения в здании, частные жилые дома, садовые и дачные дома; дома в процессе строительства, в которых были построены опорные и внешние ограждающие конструкции; или их составные части, принятые в эксплуатацию, как самостоятельные объекты; поврежденное общее имущество многоквартирного дома.
Однако законопроект наряду с этим предусматривает определенные ограничения. Так, предельный размер компенсации за разрушенное жилье ограничен максимальной площадью в 150 квадратных метров. Все превышающее этот размер компенсироваться не будет.
Юристы уже высказали предостережение относительно такой нормы – если большинство квартир в многоквартирных домах меньше, то частные дома часто имеют большую площадь. Учтет ли Верховная Рада эти замечания во время второго чтения – неизвестно.
Что касается размера компенсации, то он «определяется по результатам оценки стоимости возобновления соответствующего имущества с учетом степени его повреждения в соответствии с установленной правительством методикой».
В настоящее время предусмотрены три основных вида компенсации:
- компенсация за поврежденный или уничтоженный объект жилой недвижимости путем перечисления денежных средств на счет получателя со специальным режимом использования;
- компенсация за полностью уничтоженный объект путем предоставления получателю нового объекта недвижимого имущества;
- компенсация за поврежденный многоквартирный жилой дом путем финансирования выполнения строительных работ по восстановлению поврежденного общего имущества этого здания.
Решения о предоставлении компенсаций должны принимать специальные комиссии по рассмотрению вопросов предоставления компенсации, которые должны создаваться исполнительными органами соответствующих советов по месту нахождения уничтоженных и поврежденных объектов недвижимого имущества. Однако из текста законопроекта непонятно, кто и каким образом должен их образовывать. Впрочем, будем надеяться, что этот вопрос урегулируется в ближайшее время.
Также предусмотрена норма, согласно которой пострадавшие лица могут получить аналогичное утраченное жилье в других населенных пунктах Украины.
Однако есть оговорки – населенный пункт, в котором такое жилье будет предоставляться, должен походить на тот, где расположен разрушенный объект.
Основным критерием пока называют количество населения. Впрочем, обсуждается вариант, когда гражданин может доплатить разницу и получить жилье в большем городе, в том числе и в столице.
Подчеркнем еще раз – пока механизм не отработан, мы делаем беглый анализ еще не принятого документа. Кроме того, следует понимать, что после того, как его подпишет президент и он станет Законом Украины, для его выполнения будет разрабатываться еще ряд подзаконных актов – на уровне Кабмина и профильных министерств, которые и распишут подробно порядок действий граждан и соответствующих государственных органов.
Предварительно предусмотрено, что получение компенсации будет содержать следующие этапы:
- подача заявления о предоставлении компенсации;
- рассмотрение заявления Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении компенсации, созданной исполнительным органом местного совета как временный коллегиальный орган. Такое рассмотрение будет происходить в течение 30 дней со дня подачи заявления;
- обеспечение исполнительным органом совета по предоставлению компенсации.
За получением компенсации необходимо обратиться либо во время действия военного положения (т. е. сейчас), либо в течение 90 дней после его окончания.
Пока точные даты назвать тяжело – все зависит от того, насколько быстро сработает государство. Законопроект предусматривает, что компенсацию должны предоставить после рассмотрения заявления Комиссией.
Однако перед этим рассмотрением сначала должен быть принят Закон, затем его должен подписать президент. В этом случае он вступит в силу через два месяца после его обнародования (эту норму могут изменить во время второго чтения, отметив, что он вступает в силу немедленно). Затем должны быть разработаны конкретные механизмы, основным из которых является регламентация создания и действий соответствующих Комиссий, которые будут рассматривать обращения граждан.
Сколько это займет времени – неизвестно. Надеемся, что, учитывая обстоятельства, власти это сделают как можно оперативнее.
Также законопроект предусматривает, что на соответствующее решение Комиссия по предоставлению компенсации должно быть принято «в течение 30 суток». Исходя из этого можно примерно рассчитать сроки.
Авторы законопроекта решили не ожидать репараций и компенсаций от агрессора, ведь это процесс достаточно длительный. Поэтому основным источником определен фонд восстановления имущества и инфраструктуры Украины и средства от международных доноров. Насколько хватит этих средств – пока неизвестно.
Однако, несмотря на все оговорки и замечания, которые выражают эксперты относительно предлагаемого законопроекта, важно то, что государство взялось за решение этой проблемы немедленно, не дожидаясь окончания войны. Будем надеяться, что все замечания учтут, а необходимые подзаконные акты и методики будут разработаны в самое короткое время.