Берегись электромобиля

Электромобиль и обычное авто. Что выгоднее?

С каждым годом на украинских появляется все больше электрокаров. Многие автолюбители задаются вопросом: выгодно ли их покупать? Я решил сравнить стоимость владения двумя новыми авто: электромобилем Renault Z.O.E и дизельным Renault Captur. Вот что получилось.

Электромобиль Renault Z.O.E

Руководитель столичной IT-компании Юрий Саламандык одним из первых в Украине купил новый электромобиль Renault Z.O.E. Эту модель официально начнут продавать только в конце 2017 года, но Юрий не стал ждать и подарил машину жене за год до официальной премьеры. Новый французский электрокар обошелся в $32 тыс. Электромобиль – не первое и не единственное транспортное средство в его семье. Для дальних поездок есть 5-летний дизельный кроссовер.

Дизельный Renault Captur

Renault Captur это аналогичный по классу и размерам Renault Z.O.E автомобиль, но в похожей комплектации стоит в полтора раза дешевле – около $21 тыс. Такое авто для своей жены купил Игорь Бойко. Электрокар он не рассматривал в принципе. «Возможно, когда-нибудь, лет через десять-двадцать, я задумаюсь о приобретении электрической машины. Тогда у нас будут опыт их эксплуатации, инфраструктура обслуживания и большой запас пробега на одной зарядке, – говорит Игорь. – Считаю, что для города выгоден небольшой дизельный кроссовер. Он хорош и для дальних дистанций, чего не скажешь об электрической машине. Зарядка сопряжена с большими проблемами: заряжается долго, да и подходящую розетку не на всех АЗС можно найти, не говоря уже о голом поле».

Что же выгоднее?

Сравниваем себестоимость эксплуатации этих автомобилей в городских условиях.

Затраты на электричество/топливо

Средний расход топлива дизельного Renault Captur – 4,6 л на 100 км. У электромобилей показатель потребления электроэнергии рассчитывается следующим образом. Пробег на одном заряде делится на объем аккумуляторной батареи. В случае с Renault Z.O.E. пробег на одном заряде составляет 150-160 км, а объем батареи – 22 кВтч. То есть, на 100 км Renault Z.O.E. потребляет 14 кВтч.

Электромобиль Renault Z.O.E. может проехать на одном заряде около 200 км

Стоимость 100 км пути

Электрический Renault Z.O.E.: 14 кВтч (потребление электроэнергии на 100 км) *1,69 грн (стоимость электроэнергии за кВтч)= 23,66 гривень.

Дизельный Renault Captur: 4,6 л (расход топлива на 100 км)*22.56 грн/л (средняя цена дизтоплива на 24 июля)=103,77 гривень.

Получается, что себестоимость 100-километрового пробега на электромобиле меньше в 4 раза.

Затраты на ТО

По затратам на регулярное техническое обслуживание ситуация аналогичная. В электромобиле нет многих трущихся друг о друга деталей, которые в обычном автомобиле надо часто обслуживать. В нем не нужно менять топливные и масляные фильтры, масло в двигателе, ремни или цепи ГРМ – все то, что сильнее все бьет по карману владельца.

И Юрий, и Игорь подсчитали, во сколько примерно им будет обходится каждое ТО в течение ближайших 7 лет (всего 7 посещений фирменного СТО, один раз в год).

Электрический Renault Z.O.E. – в среднем 1100 гривень (диагностика, замена салонного фильтра).

Дизельный Renault Captur: в среднем 3900 гривень (диагностика, замена моторного масла и в коробке передач; замена фильтров: топливного, масляного, воздушного, салонного).

На ТО владелец электрического автомобиля будет тратить приблизительно в 3,5 раза меньше. Остальные затраты (на мойку, стоянку, страховку и т.д.) у владельцев этих автомобилей одинаковы.

Эксплуатационные расходы за 7 лет

Если предположить, что за 7 лет Юрий и Игорь наездят на своих машинах 105 тысяч километров (7*15 тыс. км), оба автомобиля не потребуют дополнительных ремонтов, и при условии стабильности цен, то:

Юрий потратит на зарядку Renault Z.O.E при пробеге 105 тыс. км 24 843 гривень (23,66 гривень*1050 раз по 100 км), а техобслуживание его авто обойдется в 7 700 гривень (7 ТО*1100 грн). Итого – 32543 гривни или $1 261 по текущему курсу.

Игорь потратит на топливо для своего Renault Captur 108 958 гривень (103,77 гривень*1050 раз по 100 км), на техобслуживание уйдет 27 300 гривень (7 ТО*3900 грн). Итого – 136 258 гривень или $5 281.

Общая стоимость владения авто

Таким образом, с учетом стоимости автомобиля общие расходы автовладельцев за 7 лет составят

для Юрия на электрическом Renault Z.O.E – $33 261

для Игоря на дизельном Renault Captur – $26 281

Дизельный Renault Captur стоит в 1,5 раза дешевле электрокара, но вчетверо дороже в обслуживании

При текущих условиях расходы обоих владельцев сравняются примерно через 13 лет или на 20 году эксплуатации автомобилей. Но к тому времени тяговую аккумуляторную батарею Renault Z.O.E, которая за 7-8 лет потеряет значительную часть своей емкости, придется заменить. А это дополнительные расходы: около $5000-6000 – на новую или $1500-2000 – восстановленную.

Вывод

Если сравнивать покупку двух новых авто, то экономия однозначно на стороне Renault Captur с традиционным двигателем внутреннего сгорания. В нашем случае разница получилась почти в $7000.

Против электромобилей играют несколько факторов. Они существенно ограничивают свободу передвижения и влияют на ритм жизни их владельцев. К примеру, если Игорь раз в две недели заливает полный бак и на это время забывает про заправку, то Юрию приходится помнить об этом каждый день. Он вынужден корректировать свои маршруты, исходя из уровня заряда и емкости батареи. Далеко не все АЗС оснащены зарядными станциями, которые заряжают авто за пару часов. Не говоря уже о Chademo – быстрых зарядках, способных сделать это за 40 минут.

Электромобиль можно зарядить и от обычной домашней розетки. Но это долго (6-8 часов). Плюс для жителей многоэтажек, живущих выше 2-3 этажа, сделать это будет сложнее. Юрий решил вопрос радикально – установил зарядное устройство Chademo у себя в офисе. Но обошлось это ему в дополнительные $1,5 тыс.

Еще одна проблема – зимняя эксплуатация. В холод на обогрев салона расходуется все та же электроэнергия, что существенно «съедает» запас хода. Кроме того, литий-ионные батареи зимой подмерзают и неохотно делятся электроэнергией. Поэтому при минусовой температуре пробег электромобиля на одной зарядке сокращается почти вдвое. Соответственно возрастает количество зарядок.

Все ли так плохо с электромобилями?

Однозначно нет. Несмотря на все нюансы их эксплуатации, у электромобилей есть и плюсы.

Во-первых, инфраструктура по их обслуживанию и использованию в Украине очень активно развивается. К примеру, в Киеве количество зарядных станций уже исчисляется сотнями. Растет их число и в других городах. На многих из них «заправить» свое авто можно вообще бесплатно. Если же приспособиться делать это возле дома, то будет выгодно поставить двухзонный счетчик на электроэнергию. Тогда зарядить машину ночью можно в три раза дешевле, чем по обычному тарифу: 0,5 грн против 1,68 грн.

Во-вторых, порог входа в клуб электромобилистов можно существенно снизить, если купить авто с пробегом из-за рубежа. К примеру, самый продаваемый в мире электрокар Nissan Leaf можно привезти из США по цене от $13000 до $18000. Обратившись к добросовестному поставщику, вы получите машину, проехавшую по гладким американским хайвеям 20-40 тысяч километров и потерявшую не более 10-15% емкости батареи. Чтоб ее восстановить совсем не обязательно менять весь аккумулятор. Он состоит из 48 модулей. Достаточно лишь заменить несколько (как правило 3-5) самых подсевших. Обойдется это в $100-$150 за модуль. И вы снова сможете проезжать заявленные производителем расстояния.

Автор пожелал остаться неизвестным. Но редакция «Финансы.ua» гарантирует – он существует (мы даже заплатили ему деньги)