Автобус попал в ДТП. Как пассажирам получить компенсацию
Страхование от несчастных случаев на транспорте
По общему правилу, ответственность за здоровье и безопасность пассажиров во время поездки несет перевозчик. Об этом говорится в правилах осуществления пассажирских перевозок, выдержки из которых размещены в каждом автобусе, трамвае или вагоне поезда. Однако кроме этого есть личное страхование от несчастных случаев на транспорте. О разных видах страхования мы часто пишем на нашем канале в телеграме.
Перевозчик заключает договор со страховой компанией и страхует:
- пассажиров железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного и электротранспорта во время поездки или пребывания на вокзале, в порту, на станции, пристани;
- водителей, машинистов, электромонтеров, кондукторов, механиков и других работников транспортных предприятий, которые непосредственно заняты на транспортных перевозках.
Однако речь идет лишь о международных и междугородних перевозках пассажиров. В частности, в пределах области.
Все перевозки городским транспортом: трамваем, автобусом, троллейбусом или маршрутным такси – не могут быть застрахованы по этому виду страхования.
По логике законодателя планировалось, что ответственность перевозчиков общественного транспорта в городах будет застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности ОСАГО. И в 2014 году даже была попытка внести изменения в профильный закон, чтобы сделать такое страхование возможным для пассажиров трамваев и троллейбусов.
Однако изменения не приняли. А значит, на сегодня имеем парадоксальную ситуацию: когда пассажир едет на автобусе Чернигов-Киев, он считается застрахованным, а когда пересаживается в Киеве на трамвай, уже – нет.
Стоимость страхового полиса заложена в стоимость билета на автобус, поезд или морское судно. В том же билете должно быть указано:
- название страховой компании, ее адрес и телефон;
- страховая сумма (то есть максимальный размер страховой выплаты);
- размер страхового платежа.
По общему правилу размер страховой суммы составляет 102 тысячи гривен или 6000 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Страховой тариф составляет:
- для международных перевозок – 2% страховой суммы;
- для железнодорожных, водных, автомобильных межобластных и внутриобластных перевозок – 1,5% страховой суммы;
- для пригородных перевозок – 3%.
Представители льготных категорий граждан, которые имеют право на бесплатный проезд, считаются застрахованными на время поездки, хотя не платят за это денег.
-
смерть пассажира или работника перевозчика в результате несчастного случая на транспорте;
- получение травмы из-за несчастного случая на транспорте, что стало причиной установления инвалидности;
- временная потеря трудоспособности вследствие несчастного случая на транспорте.
Однако речь идет именно о несчастном случае (сюда относится и ДТП). Если же пассажир травмировался вследствие собственных действий или умышленно рисковал собственной жизнью или здоровьем – это не считается страховым случаем.
Если в результате несчастного случая во время поездки пассажир получил травму, которая привела к временной потере трудоспособности – страховщик возместит пассажиру ущерб из расчета 0,2% страховой суммы, то есть 204 грн за каждые сутки нетрудоспособности, но не более 51 тысяч гривен.
Если же травмы окажутся настолько серьезными, что пассажиру будет установлена инвалидность, то выплата составит:
- при установлении III группы инвалидности – 51 тысяча гривен;
- при установлении II группы инвалидности – 76,5 тысячи гривен;
- при установлении I группы инвалидности – 91,8 тысячи гривен;
- в случае смерти пассажира – 102 тысячи гривен.
Если же сначала пассажир получил выплату в связи с больничным, а затем ему установили инвалидность или он умер, то суммарная выплата не может быть больше 102 тысяч гривен или максимального лимита по той или иной группе инвалидности.
Страховая компания осуществляет возмещение в течение 10 дней с момента подачи пострадавшим пассажиром ряда документов:
- билета на проезд. Этот билет одновременно является и страховым полисом пассажира. Для льготных категорий лиц его заменяет удостоверение, дающее право на льготы;
- заявления о страховом случае и заявления о выплате возмещения;
- акта о несчастном случае, который составляет перевозчик по факту происшествия;
- листка нетрудоспособности (для работающего лица) или справки из больницы, подтверждающей временную нетрудоспособность пассажира вследствие травмы;
- справки об установлении инвалидности;
- в случае смерти пассажира – копии свидетельства о смерти.
За три квартала 2020 года страховщики получили 47,5 млн грн платежей по договорам страхования от несчастного случая на транспорте. Выплаты по 131 страховому случаю составили всего 3,1 млн грн.
По статистике Нацполиции, за 2020 только по вине водителей автобусов произошло 108 ДТП, в которых травмировались 230 человек и 30 человек погибли. Кроме этого, есть еще ДТП и несчастные случаи с участием другого электротранспорта (троллейбусы, трамваи), несчастные случаи на железнодорожном транспорте. Очевидно, что в страховые компании за выплатой обращается лишь небольшая часть пострадавших пассажиров.
Частично это можно объяснить тем, что страхование от несчастных случаев на транспорте не распространяется на городской транспорт, а значит эти расходы не отражаются в страховой статистике.
Кроме того, не все пассажиры знают, что имеют право на страховую выплату в результате несчастного случая во время поездки.
Но чаще всего причиной отказа в страховой выплате является отсутствие билета на проезд или его потеря. Без документального подтверждения того, что на момент несчастного случая пассажир действительно находился в общественном транспорте – выплаты не получить.
Страховщики советуют пользоваться услугами перевозки только официальных перевозчиков и обязательно требовать билет, если покупаете его не в кассе.
Например, для пригородных маршрутных такси до г. Киева (из Ирпеня, Бучи, Борисполя, Броваров) документальным подтверждением является билет, который выдает водитель по требованию пассажира. Поэтому, требуйте билет у водителя и храните его до конца поездки.
Отсутствие отдельного вида страхования не означает, что пассажир вынужден будет лечиться за свой счет. Просто в таком случае возмещать убытки должен непосредственно перевозчик в судебном порядке.
И в этом случае оценка размера убытков, причиненных пассажиру, будет осуществляться по правилам гражданского процесса. Возмещению подлежат:
- расходы на лечение пострадавшего пассажира;
- компенсация утраченного дохода в связи с пребыванием на больничном. Размер выплаты будет зависеть от среднемесячного дохода пассажира и высчитывается индивидуально;
- ущерб, причиненный здоровью вследствие установления инвалидности – выплата может быть единоразовой или ежемесячной (как правило, это разница между предыдущим доходом пострадавшего и доходом после травмирования);
- ущерб в связи со смертью пассажира. В этом случае виновник должен оплатить расходы на содержание:
- ребенка пассажира – до достижения им 18 лет или до окончания обучения, но не более чем до достижения 23 лет;
- мужа, жены, родителей, достигших пенсионного возраста, – пожизненно;
- лица с инвалидностью, которое пострадавший обязан был содержать, – в течение срока инвалидности;
- одного из родителей или второго из супругов или другого из членов семьи независимо от возраста и трудоспособности, если они не работают и осуществляют уход за: детьми, братьями, сестрами, внуками умершего, – до достижения последними 14 лет;
- другого нетрудоспособного лица, которое было на иждивении потерпевшего, – в течение 5 лет после его смерти.
- моральный ущерб, в связи с увечьем или утратой трудоспособности.
Основной проблемой является документальное подтверждение факта травмирования во время поездки, ведь не всегда перевозчик надлежащим образом фиксирует это событие.
Да и сами пассажиры не сразу обращаются за медицинской помощью.
В таком случае также обязательным является наличие билета, подтверждающего проезд (документа или электронного билета).
Как известно, ответственность водителей автомобильного транспорта подлежит страхованию по договорам ОСАГО. И поэтому возмещению по этому договору подлежат убытки любым лицам, пострадавшим в результате такой аварии, в частности пассажирам общественного транспорта. Однако есть ряд нюансов.