0 800 307 555
0 800 307 555

Как работают онлайн-казино, и почему это проблема для Украины

Доходы, реальность и варианты будущего

Рынок игорного бизнеса в Украине был запущен в 2020 году, после одиннадцати лет запрета. Собственно, запрет совсем не мешал функционировать игорным заведениям – как онлайновым, так и офлайновым. То есть залам, в которых были размещены игровые автоматы.
Оглавление

Единственное, что действовали они подпольно, за соответствующую плату силовикам. По данным СМИ, в декабре 2019 года в Украине функционировало минимум 5 300 нелегальных игорных заведений.

Легализация игорного бизнеса: как это было

Поэтому одним из главных аргументов представителей фракции «Слуга народа», которые и продвигали идею легализации игорного бизнеса, был тот, что это позволит вывести из тени огромные средства. То есть получить поступления в бюджет и минимизировать уголовную составляющую в этом бизнесе.

В августе 2020 года был принят Закон Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», которым на определенных условиях разрешалась деятельность офлайн и онлайн казино, игровые автоматы и букмекинг.

После принятия закона, уже в сентябре, Правительство создало комиссию по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ), а в октябре были утверждены условия конкурса для участия в ней.

Комиссия стала украинским государственным регулятором, занимающимся лицензированием и регулированием сферы азартных игр в Украине.

Первые лицензии КРАИЛ начала выдавать в феврале 2021 года, к концу их года получили 57 компаний. Однако у четырех из них лицензии были аннулированы в 2022 году из-за обнаруженного российского следа.

По данным ресурса YouControl, из этих 57 компаний 20 имеют иностранных бенефициаров, в частности, из Великобритании, Кипра, Израиля, Нидерландов.

Как сообщает нардеп Ярослав Железняк , КРАИЛ собираются ликвидировать, а ее функции передать Минцифры.

Также есть намерение усилить наказание за незаконную рекламу игорных заведений и ввести систему онлайн-мониторинга.

Как это все работает

Как будет – посмотрим, сейчас все это работает следующим образом. По крайней мере, в теории, потому что практика значительно отличается от нее.

Для большинства лицензированных видов азартной деятельности минимальный размер уставного капитала юридического лица, которое намерено работать в этом бизнесе, согласно ЗУ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» и лицензионных условий, составляет 30 миллионов гривен.

Для того чтобы получить разрешение на работу в сфере игорного бизнеса, компания должна купить лицензию. Ее стоимость составляет:

  • для казино в Киеве – 60 000 минимальных заработных плат;
  • для казино в других городах – 30 000 минимальных заработных плат;
  • для залов игровых автоматов – 75 00 минимальных заработных плат
  • для платформ онлайн покера – 5 000 минимальных заработных плат.
 

На 1 апреля размер минимальной заработной платы составляет 8 тысяч гривен.

Кроме того, компании, занимающиеся игорным бизнесом, должны платить следующие налоги:

  1. Налог на прибыль: операторы игровых автоматов – 10%; от разницы между доходом и выплаченными выигрышами для букмекерского бизнеса и казино – 18%; организаторы лотерей – 30%.
  2. Налог на прибыль предприятий – 18%.
  3. Налог на выигрыш: 18% (взимается с физлиц) и 1,5% военного сбора.
 

Так в теории, потому что на практике все эти нормы стараются (не без успеха) обходить.

Однако об этом несколько ниже, а пока еще несколько цифр. По данным The Village, в прошлом году от игорного бизнеса государство получило 10,4 миллиарда гривен налогов.

В 2022 году, по словам председателя налогового комитета Верховной Рады Даниила Гетманцева, государство получило от платы за лицензии и от уплаты налогов 1,9 миллиарда гривен. В 2021 году этот показатель составил 2,3 миллиарда.

Сколько зарабатывают казино

Издание «Слідство.Інфо» проанализировало отчетность 22 компаний, которые в 2023 году имели лицензии на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.

Больше всего заработало ООО «Спейсикс» (онлайн-казино Cosmolot) – более 27 миллиардов гривен.

В то же время Бюро экономической безопасности арестовало 700 миллионов гривен на счетах компании, подозреваемой в уклонении от уплаты 1,2 миллиарда гривен налогов.

Второе место – у группы компаний предпринимателя Андрея Матюхи: ООО Фаворит Казино Компани (Favbet Casino), ООО «Фавбет Вип Казино» (Billionaire), ООО «Казино.ЮА» и ООО «Букмекерская компания Фавбет». Чистая прибыль группы составила 1,6 миллиарда гривен.

Третье место – за онлайн-казино Pin-Up (ООО «Укр Гейм Технолоджи»), которое заработало почти 900 миллионов гривен чистой прибыли.


Источник: Слідство.Інфо

В целом же легальные игровые компании в 2023 году получили 53 миллиарда гривен.
На самом деле, несмотря на большие цифры, как уже отмечалось, на практике все выглядит совсем иначе.

Потому что, во-первых, легальные игорные заведения пытаются минимизировать налоги, а во-вторых, количество нелегальных казино в Украине просто зашкаливает.

По данным Ukrainian Gambling Council, таких в конце прошлого года насчитывалось по крайней мере 1 100.
Даниил Гетманцев утверждает, что за 2022 год государство недополучило по меньшей мере 25-30 миллиардов гривен в виде налога с выигрышей, военного сбора, налога на прибыль и т.д. По его словам, объем сделок игорного бизнеса при этом оценивался в 180 миллиардов гривен.

Вместе с тем Экономист Юрий Гайдай говорит, что, согласно «детализированных открытых данных Минфина, за весь 2022 год игорка заплатила только 80 млн грн налога с дохода и ноль налога на прибыль. А еще 1 млрд 160 млн – за лицензии. Причем из них 771 млн грн – это лицензии нескольких крупных букмекерских контор. Всего 214,5 млн – это лицензии интернет-казино. В 2021 году лицензии принесли 1 млрд 579 млн. Когда открывали рынок, КРАИЛ ожидала где-то 7,5 млрд грн ежегодных поступлений только от лицензий».

В связи с тем, что по понятным причинам никто не публикует данные о настоящих оборотах игорных заведений, их реальную доходность можно оценить лишь примерно.

По разным оценкам, речь идет о 10–15 миллиардах гривен теневого оборота в месяц.

Эти данные примерно совпадают с цифрами, которые называет Гетманцев.

Однако с этой оценкой согласны не все – уже упоминавшийся Юрий Гайдай утверждает, что это оборот только одной из схем: «Общий объем этой схемы игорка-ритейл оценочно 15 млрд грн в месяц. Это десятки миллиардов гривен, недополученных от налогов на игру и налогов на зарплату».

То есть, как мы видим, цифру, которую зарабатывают операторы игорного рынка (как легальные, так и нелегальные), можно только представить. Но совершенно точно, что речь идет о сотнях миллиардов гривен в год.

Почему это проблема для государства

Проблема для государства заключается не только в том, что бюджет недополучает десятки (как минимум) миллиардов гривен налогов и сборов.

Кроме того, есть еще несколько очевидных и неочевидных проблем. Подпольный рынок и уход от налогообложения – это не только в сфере игорного бизнеса, но и в любой сфере – огромное поле для коррупции и злоупотреблений. Практически неконтролируемые игровые заведения порождают такой же неконтролируемый поток лудоманов, то есть людей, зависящих от азартных игр. И вот здесь кроется несколько неочевидных проблем, которые в условиях войны несут огромные угрозы.

Лудоман – это больной человек, который на фоне своей зависимости и постоянных проблем с деньгами для игры способен на любые поступки. Этим человеком очень легко манипулировать.

За примерами далеко ходить не надо – загляните на первый попавшийся сервис объявлений, и вы там увидите в продаже тепловизоры, бронежилеты, турникеты, словом – все то снаряжение, на которое по гривне выпрашивают деньги волонтеры и военные. Его продают именно лудоманы. И эта проблема давно не секрет для командования ВСУ, но поделать с этим практически ничего нельзя.

Однако торговля украденной амуницией – цветочки по сравнению со всем остальным: лудоманы легко вербуются вражеской разведкой и готовы выполнить любую ее задачу.

Что это будет и на каком уровне имеет доступ к информации лудоман – можно только предполагать. Это уже не говоря об обычных человеческих трагедиях, когда в результате игровой зависимости разрушаются семьи и карьеры.

Какой выход из ситуации?

Все варианты, предлагаемые экспертами, можно разделить на две категории: очень плохие и просто плохие.

К первым относится полный запрет азартных игр. Это никогда не работало даже в тоталитарных обществах, тем более не будет работать в цифровом мире – большинство операторов игорного бизнеса (как легальных, так и нелегальных) давно работают онлайн. На месте одной ликвидированной платформы сразу возникает новая, а то и несколько. Как в мифе о Гидре. Поэтому запрет лишь загонит проблему в еще больший тупик.

Эксперты, анализируя мировой опыт, склоняются к легализации и жесткому контролю рынка азартных игр со стороны государства, чтобы минимизировать негативные последствия для общества. Это единственный путь, который может хотя бы держать эту проблему в приемлемых рамках. Однако, как вы понимаете, это возможно только при реально исправной системе правоохранительных органов и таком же реально выстроенном правовом государстве.