0 800 307 555
0 800 307 555

Расходы на дороги в Украине: сколько и когда

Рассматриваем период с начала 2014 года и после полномасштабного вторжения

Расходы на дороги в Украине, какими бы они ни были, неотвратимо вызывают активные дискуссии в обществе. В этом материале Finance.ua решил рассказать, сколько уже было потрачено на дороги и автодороги с начала 2014 года, когда началась война, и после полномасштабного вторжения.
Оглавление

Хотя неудовлетворительное состояние дорог является большой проблемой для всех владельцев автомобилей уже много лет, в условиях войны строительство автодорог не считается приоритетной задачей для государства. Об этом свидетельствует и статистика: более 78% украинцев считают ремонт дорог совсем нецелесообразным делом.

Однако многие эксперты придерживаются совершенно иного мнения, ведь автодороги — это артерии страны для транспортировки гуманитарной помощи, военной техники и боеприпасов.

Кроме того, в результате полномасштабного вторжения россии в Украину было полностью уничтожено более 25 тыс. км дорог и 322 моста.

По словам заместителя главы «Укравтодора» Андрея Ивко, на восстановление разрушенной инфраструктуры нужно не менее 5 лет и 973 млрд грн.

Расходы на дороги в Украине с 2014 по 2019 год

Дороги в Украине — очень больная тема для обсуждения, ведь их плохое состояние беспокоит общество уже много лет. В то же время из госбюджета на их ремонт и техническое обслуживание выделяются огромные средства.

Но говорить о том, что расходы всегда были достаточно высокими, не стоит, ведь до 2020 года на них существенно экономили. Так, в 2013 году на ремонт дорог было выделено всего 20,49 млрд грн. Вместе с этим построено было 4339 км дорог государственного значения, а 888 км путей местного значения получили капитальный ремонт.

Что интересно, больше всего средств получили Киевская (2,65 млрд грн), Одесская (2,1 млрд грн) и Донецкая (1,1 млрд грн) область. А вот на центральных и западных областях тогда существенно экономили — например, в том же 2013 г. Винницкая область получила на ремонт автодорог всего 600 тыс. грн.

После 2014 года расходы на дороги в Украине начали существенно расти. Так, в 2015 году было выделено 23,1 млрд грн (200 млн из них даже не успели использовать), тогда как в 2018 году потребности выросли до 44 млрд грн, а в 2019-м — до 56 млрд грн.

Что же было сделано за этот период? По официальной статистике, с 2016 по 2018 год в Украине был произведен ремонт 10 тыс. км путей и проведено строительство дорог международного и государственного значения. В частности, именно тогда была построена автодорога Борисполь-Днепр-Запорожье-Мариуполь.

Что касается регионального распределения средств, то в 2018 году больше всего денег на строительство и ремонт дорог получила Харьковщина — 708 млн грн. Также в первую пятерку областей с наибольшими субвенциями вошли:

  • Винницкая область — 673 млн грн;
  • Житомирская область — 666 млн грн;
  • Полтавская область — 635 млн грн;
  • Львовская область — 629 млн грн.

Что интересно, в 2018 году на Донецкую область с частично оккупированными территориями потратили чуть больше 600 млн грн, тогда как Киевская получила лишь 595 млн грн.

А вот абсолютными аутсайдерами данного рейтинга стали Черновицкая и Закарпатская области — на ремонт дорог на их территории потратили всего 300 млн.

Эта статистика показывает, что в 2014—2018 годах, несмотря на российскую агрессию, «Укравтодор» продолжал активно развивать автосообщения в восточных и центральных регионах. И главной причиной этого было именно налаживание логистической системы для бесперебойного обеспечения жителей прифронтовых территорий и наших воинов.

Расходы на автодороги 2019−2021 годов. Большая стройка

В марте 2020 года президент Украины Владимир Зеленский объявил о старте «Большой стройки» — общенациональной программы по расширению и развитию транспортной, социальной и спортивной инфраструктуры.

В то же время на строительство и ремонт автодорог выделяется беспрецедентная сумма — 140 млрд грн. Часть средств была взята из Дорожного фонда, местных бюджетов и субвенций партнеров, а остальные перенаправлены из других отраслей.

В частности, 33 млрд грн на дороги забрали из «ковидного» фонда, еще 3 млрд грн — со счетов Минсоцполитики (из них 70 млн грн из исследовательской программы онкозаболеваний и 2,2 млрд грн за неиспользованные субсидии).

В 2021 году «Большая стройка» также «съела» большую часть украинского бюджета, ведь на ремонт автомобильных путей была выделена достаточно солидная сумма — 132 млрд грн. Если же добавить субвенции местных бюджетов, то конечные расходы на дороги просто впечатляют — 178 млрд грн. Это на 40% больше расходов на оборону — в 2021 году сводный бюджет нашей армии составлял всего 128 млрд грн.

Насколько целесообразно было такое масштабное вливание средств в «Укравтодор» — сказать сложно, ведь мнения общества разделились.

По официальной статистике, сделанной на конец 2021 года, 57,1% украинцев были категорически против таких расходов, в то время как 20% полностью поддерживали такую ​​политику государства. А с 24 февраля 2022 количество критики в адрес «Большой стройки» стало в разы больше, ведь закатанные в асфальт денежные средства никак не помогли в обороне страны.

Что же было сделано? За 2020−2021 год было построено 258 мостов, капитально отремонтировано 5098 км дорог государственного значения и 2190 км дорог местного значения.

Для сравнения, суммарная протяженность автодорог, входящих в транспортную систему Украины, составляет 170 тыс. км.

Расходы на дороги в Украине с 24 февраля 2022 года

После начала полномасштабного вторжения россии в Украину расходы на дороги стали значительно скромнее. В 2022 году на ремонт автодорог было выделено около 30 млрд грн, а в 2023 — 63,6 млрд грн (16 млрд грн из них — субвенции от международных партнеров).

Эти деньги были использованы прежде всего на восстановление разрушенных российскими оккупантами дорог и объектов дорожной инфраструктуры. И это не только возведение взорванных мостов, но и налаживание понтонных и насыпных переправ. Потому и не удивительно, что в 5 областей с наибольшими затратами на ремонт дорог вошли Днепропетровская, Киевская, Харьковская, Херсонская и Запорожская области.

22 сентября 2023 г. Верховная Рада Украины приняла решение о перенаправлении всех средств из Дорожного фонда (94,7 млрд грн) на оборону.

При этом расходы на ремонт автодорог местного и государственного значения, а также восстановление объектов дорожной инфраструктуры будут финансироваться за счет неиспользованных средств за 2021−2023 годы.

Предполагается, что часть потребностей покроют местные бюджеты и субвенции от международных партнеров. Следует помнить и о том, что с 30 мая 2022 года «Укравтодор» получил разрешение на строительство и ремонт автодорог в «кредит». Это значит, что пути строятся за счет подрядчиков и будут полностью оплачены уже после окончания войны.

То есть, несмотря на решение Верховной Рады о переводе большинства средств на оборону, дороги будут активно ремонтироваться и в 2024 году.

Однако в обществе не утихают споры по поводу целесообразности выделения средств в условиях военного положения, ведь всегда существует вероятность масштабного повреждения дорожного полотна сразу после окончания строительства в результате «прилета» или иного акта агрессии со стороны россии.

С другой стороны, автодороги используются не только для прохождения гражданского транспорта, но и для эвакуации раненых и беженцев из зоны проведения активных боевых действий и перевозки боеприпасов, лекарств, еды и военной техники. То есть отремонтированный путь может спасти жизни тех, кто находится в непосредственной близости к линии фронта.

А еще строительство дорог — это рабочие места для тысяч рабочих. Благодаря этому они могут поддерживать свои семьи и регулярно платить налоги в государственный бюджет.

Нужно ли строить дороги во время войны, у нас нет однозначного ответа. А как вы думаете?