Стоимость товара на ценнике и в чеке отличается: что делать?
Платить или не платить – вот вопрос
О том, что часто ценники в магазинах не совпадают с цифрами, которые мы видим в чеке на кассе, слышали все. А многие даже в такие ситуации попадали. И всегда возникает вопрос – что делать? По какой цене платить за покупку – по той, что в чеке, или на ценнике?
Еще больше полезной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.
Ответа здесь два.
Если цена в чеке ниже, чем на ценнике (такое тоже бывает, хоть и редко), выбор за вами: можно заплатить по чеку, хотя это не совсем правильно с точки зрения закона. Впрочем, претензии здесь предъявить сложно – в конце концов, никто не обязан помнить все ценники в магазине.
Однако другая ситуация куда сложнее для человека, не знакомого с регулирующим законодательством, в частности, и процедурой купли-продажи в магазине. Речь идет о случае, когда цена на ценнике ниже, чем вам пробили на кассе.
Хотя здесь действительно все просто: надо платить по той цене, которая указана на ценнике. Даже если кассир не согласен и рассказывает басни о том, что «ценник не успели изменить», «акция закончилась», «цена указана ошибочно» и т.д.
Дело в том, что процедуру купли-продажи в магазине регламентирует ряд законов.
Во-первых, это Гражданский кодекс Украины, а именно статья 633, относящая эту процедуру к Публичным договорам.
Из нее, в частности, следует, что «предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг)».
В нашем случае продавец не имеет права отказаться от предложенной цены. То есть той, которая указана на ценнике. Именно тот факт, что на ценнике стоит цена, а вы взяли в руки товар и пошли с ним на кассу, и есть заключение публичного договора.
Более того – эта же статья ГКУ указывает, что «в случае необоснованного отказа предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить ущерб, причиненный потребителю таким отказом».
Далее статья 633 ГКУ указывает, что «актами гражданского законодательства могут быть установлены правила, обязательные для сторон при заключении и выполнении публичного договора». Речь идет о других законах, которые регламентируют правила продажи и покупки товаров и, в нашем случае, нормируют и спор относительно цены.
Так, частью первой статьи 15 ЗУ «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя на «получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги)».
Эта же статья четко устанавливает требования к ценнику: в частности, он должен содержать «данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения продукции», а «надписи с ценой реализации продукции должны быть четкими и простыми для понимания».
Более того, это требование детализировано так: «Цена продукции должна охватывать все налоги и неналоговые обязательные платежи, которые в соответствии с законодательством уплачиваются потребителем при приобретении соответствующей продукции».
Также следует помнить, что, согласно части восьмой статьи 18 Закона Украины «О защите прав потребителей», «нечеткие или двузначные положения договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя».
Кроме того, согласно положениям Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме, обязаны реализовывать товары при наличии ценника на товар».
А на ценнике должна быть указана «четкая и понятная для прочтения» информация о цене. Можно и дальше исследовать законодательство, однако даже приведенных норм вполне достаточно, чтобы понять: фразу «покупатель всегда прав» в таком случае следует понимать буквально.
Что бы вам ни говорил кассир, платите по цене, указанной на ценнике. Если он не согласен – зовите администратора.
Если не помогло и это – смело вызывайте полицию. От которой требуйте составления протокола об административном правонарушении, совершенном в отношении вас работниками магазина, по факту обсчета покупателя. Потому что в этой ситуации правда однозначно за покупателем. И вас однозначно обсчитывают, даже если это делают неумышленно.
Кроме того, обычно в супермаркетах есть телефоны так называемой горячей линии, звонок на которую помогает в 99% случаев.
Если же этого недостаточно или это не супермаркет и телефона там нет, тогда можно обратиться с жалобой в органы Госпродпотребслужбы в соответствующем регионе.
Для того чтобы ваше обращение было эффективным, сохраните чек и сфотографируйте вызывающий проблему ценник.
И помните: в данной ситуации правда однозначно на вашей стороне. Единственное – готовы ли вы тратить свое время, доказывая ее.