0 800 307 555
0 800 307 555

Пока ракеты над головой. Что с укрытиями украинских школ после двух лет войны

И что выгоднее – ремонтировать старые помещения или вкладываться в новые?

Воздушные тревоги раздаются чуть ли не каждый день, а угроза атак с воздуха остается даже в сотнях километров от линии фронта. Несмотря на это, миллионы детей ежедневно идут на учебу, а образовательные заведения делают все, чтобы организовать ее офлайн и отойти от онлайн-уроков.
Оглавление

Какова ситуация с укрытиями для школ после двух лет полномасштабной войны, как их обустраивают и сколько это стоит? Ответы на эти и другие вопросы Finance.ua собрал в этой статье.

Все ли образовательные заведения имеют укрытия

На самом деле ситуация с укрытиями далека от идеальной. По официальной статистике Министерства образования и науки (МОН), после осмотра почти 26,55 тыс. объектов учебных заведений, а это около 95%, выяснилось, что укрытия имеют около 68% из них. А это значит, что только такие заведения могут проводить обучение в очной форме. В частности, укрытия обустроены в:

  • детских садах – 56,1%;
  • школах – 74,7%;
  • профтехах – 94,78%;
  • заведениях профессионального предвысшего и высшего образования – 87,8%.

Конечно, учебное заведение может использовать не только те укрытия, которые размещены непосредственно на его территории. Это могут быть станции метрополитена, паркинги, даже подземные торговые центры по договоренности.

Однако есть важное правило: эти укрытия должны быть расположены не дальше, чем в 500 метрах от школы. А в ГСЧС вообще рекомендуют, чтобы это расстояние было до 100 метров.

Что касается укрытий в школах, то во время образовательного процесса они доступны исключительно для учащихся и персонала школы. Этот вопрос регулируется постановлением Кабмина от 19 декабря 2023 г. № 1331 «Некоторые вопросы ведения учета объектов фонда защитных сооружений гражданской защиты».

При этом образовательный омбудсмен Украины Сергей Горбачев уточнил, что во внеурочное время, например, ночью или в выходные, школьные укрытия доступны всем желающим. Но соответствует ли это действительности? Вопрос открытый.

Какова ситуация с обустройством укрытий в школах

Ответственность за этот процесс лежит, как правило, на территориальных общинах. На практике с этим возникает немало затруднений. Так, например, в некоторых школах нет соответствующих помещений для укрытия, которое можно было бы обустроить с учетом всех норм Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС).

В некоторых укрытие есть, но оно не может вместить всех учащихся и участников образовательного процесса. В таких обстоятельствах образовательный омбудсмен советует организовывать обучение, учитывая возможности укрытия. То есть составлять расписание так, чтобы в школе одновременно находилось не больше учащихся и учителей, чем может вместить укрытие в случае воздушной тревоги. На практике это можно реализовать, совмещая дистанционное и офлайн-обучение.

Среди других наиболее распространенных трудностей, возникающих у украинских школ, следующие:

  • отсутствие отопления (температура в укрытии должна быть не ниже +10 °C);
  • проблемы с влажностью (должно быть не выше 70%, что зависит от правильной вентиляции помещений);
  • системы электроснабжения, освещения, вентиляции и канализации требуют ремонта;
  • не хватает мебели;
  • угроза подтопления грунтовыми водами;
  • невозможность произвести ремонт укрытий из-за близости к зоне боевых действий.

Укрытия должны быть оборудованы так, чтобы участники образовательного процесса могли находиться там до 48 часов. Для этого даже самые простые укрытия должны обеспечиваться:

  • местами для сидения;
  • питьевой водой из расчета 2 литров в сутки на одного человека;
  • технической водой (при отсутствии централизованного водоснабжения);
  • контейнерами для хранения продуктов;
  • выносными баками для нечистот (если в здании нет канализации);
  • резервными источниками освещения (электрическими фонарями, свечами или керосиновыми лампами);
  • первичными средствами пожаротушения;
  • средствами оказания медицинской помощи;
  • средствами связи и оповещения (телефоном, радиоприемником);
  • шанцевым инструментом (штыковыми и совковыми лопатами, ломами, топорами, пилами-ножовками по дереву, по металлу и т.п.).

Все эти пункты важны. Хотя в большинстве своем школьники и не проводят в укрытиях 48 часов, но может случиться так, что воздушная тревога длится по 3-4 или даже больше часов в течение дня, когда ребенок находится в школе.

Соответственно, все это время школьники проводят в укрытии. И даже если у родителей есть возможность забрать ребенка домой, отпустить его педагог не имеет права до самого отбоя воздушной тревоги, чтобы не подвергать опасности.

Поэтому все это время учащиеся находятся в укрытии, где может продолжаться образовательный процесс, если для этого есть необходимые условия или оборудование.

Часто родителей волнует еще один важный вопрос: может ли подвал быть укрытием? Это действительно предусмотрено законодательством. Но при этом такие помещения необходимо обустроить в соответствии с минимальными требованиями. Проверяет это специальная комиссия, которая и дает разрешение на то, чтобы там находились дети и чтобы можно было начать очное обучение.

«Из боевого опыта и 1,5-летнего опыта разработок и внедрений защитных сооружений могу сказать, что подвальные и цокольные помещения опасно использовать для укрытий, если не был усилен фундамент и построена своего рода защитная капсула. Потому что при попадании в дом подвальные помещения засыпаются обломками здания, а они, как правило, не оснащены профессиональной вентиляцией и системой жизнеобеспечения», – рассказал Finance.ua ветеран, соучредитель и директор компании «ЗСУ Щит та Бункер Юа» Андрей Дужак.

Еще один распространенный вопрос: обязательно ли в укрытии должно быть два выхода? Это зависит от того, сколько человек там будет находиться одновременно.

Один эвакуационный выход разрешается только в помещении, где одновременно находятся не более 50 человек. Но для учебных заведений эта цифра слишком маленькая.

Исключение могут составлять только небольшие детсады или школы в сельской местности. Поэтому подавляющее большинство школ должно иметь укрытие с по меньшей мере двумя выходами.

Аварийный выход – это не только правила, но и безопасность. Ведь если основной выход будет поврежден или заблокирован, то эвакуацию нужно провести именно через второй (аварийный) выход.

«Да, потребность в надлежащем обустройстве укрытий есть, но самая главная задача для государства – наконец-то определиться и дать объяснение, что такое простейшие укрытия; укрытие ПРУ и двойного использования; бомбоубежища; бункеры и т.д.

Контролировать и обеспечивать нормативную базу защитных сооружений должны органы/комиссии, состоящие из специалистов (конструкторов, архитекторов, специалистов по железобетону и т.д.), военные инженеры и профильные компании, разрабатывающие качественные продукты. А не те, кто берет из архива проектную документацию 80-90-х годов и продвигает эти изделия как укрытие. Нормы и стандарты защитных сооружений должны быть изменены не на базе разработок 30-летней давности, а адаптированы под современные реалии и военное вооружение нового поколения.

Этот процесс должен проходить качественно и быстро. А может происходить только при тотальном контроле и искоренении коррупции. Коррупция – самое главное препятствие для развития инноваций и рынка. Алгоритм должен быть простым и прозрачным. Понятным всем участникам рынка», – комментирует Дужак.

Если же состояние укрытия в школе, где учится ребенок, не отвечает надлежащим требованиям, то родители имеют право оставить отзыв или предложение относительно этого через «Дія». На такое обращение должны отреагировать уполномоченные органы и принять соответствующие меры. Следует знать, что в «Дія» есть данные по всем укрытиям на территории Украины. Это, в частности, данные о:

  • адресе;
  • часах, в которые укрытие открыто;
  • количестве лиц, которых может вмещать;
  • доступности для маломобильных слоев населения;
  • фото изнутри;
  • контактном номере ответственного за конкретное укрытие лица.

В «Дія» также можно оценить состояние укрытия. И оставить уведомление о том, что необходимое укрытие закрыто. Информацию по этому поводу передают местным властям.

Где искать средства на ремонт

На пути к обустройству укрытий возникает самый главный вопрос: кто должен это финансировать? Ведь на ремонт нужны большие суммы, а на строительство новых укрытий – еще больше. В местных бюджетах, как правило, нет возможности профинансировать это. На чьи плечи в таком случае ложится финансирование? Благотворителей? Может родителей?

Украинским законодательством предусмотрено, что финансирование ремонта укрытий должен брать на себя учредитель учебного заведения и его руководитель. То есть это могут быть, например, районное управление образования (в больших городах) или территориальная община (в небольших городах и селах).

Алгоритм действий следующий:

  • Шаг 1. Руководитель школы подает обращение в отдел образования о необходимости отремонтировать укрытие.
  • Шаг 2. Отдел образования готовит ходатайство о выделении средств территориальной общине.
  • Шаг 3. Сессия территориальной общины рассматривает данное ходатайство и принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении средств.

Если же в местном бюджете нет средств, то общине придется искать их из других источников. Это может быть образовательная субвенция, спонсорская помощь, специальные областные или местные программы для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Можно ли рассчитывать на средства родителей? Законодательство это не запрещает.

Однако это должно быть исключительно на добровольной основе. К тому же вопрос остается по объему работы. Если средства нужны, чтобы условно покрасить пол или сделать косметический ремонт в укрытии или подвальном помещении, то для родителей эта сумма будет посильной, а вот более глобальные работы они вряд ли смогут профинансировать.

Так что реальность такова, что общины вынуждены искать возможности, чтобы увеличивать площади школьных укрытий и делать там ремонты. Вариантом решения этой задачи может стать приобретение модульного хранилища. Но в конечном итоге все будет упираться в деньги. Так как такое хранилище может обойтись в сумму от 1 до 4 млн грн, в зависимости от того, скольких оно может вместить.

И даже если средства на укрытие есть, могут возникнуть и другие трудности. Как, например, произошло в столичном детсаду, где во время ремонта хранилища просела часть здания.

В КГВА предположили, что подрядная организация нарушила строительные нормы, что могло привести к таким последствиям. Но окончательную причину должны назвать следователи.

«У каждого объекта есть личная специфика по ремонту и обустройству. Нет какой-то базовой суммы. Но можно вывести базовую расчетную формулу и закрепить ее в ГСН с пояснением. Средства можно искать у общин, доноров, бизнесов, международных фондов и т.д. К примеру, Укрэксимбанк имеет программу лизинга и кредитования защитных сооружений по программе 5-7-9. Другие государственные и коммерческие банки тоже кредитуют это направление. Однако, есть фактор коррупции. Коррупционные моменты – на совести коррупционеров», – комментирует Дужак.

Что говорят власти

Несмотря на то, что большинство школ оборудованы укрытиями, в МОН говорят, что отремонтировать и построить нужно тысячи хранилищ.

В частности, 3,5 тыс. в восточных областях Украины и около 700 – в западных областях.

Замглавы МОН Андрей Сташков приводил эту статистику в ноябре 2023 года, назвав эту задачу «невероятным вызовом».

По его словам, на обустройство укрытий в украинских учебных заведениях в общей сложности нужно 153 млрд грн. В то же время в бюджете на 2024 год на ремонт и строительство хранилищ предусмотрели 2,5 млрд. Эта сумма по сравнению с нужной – очень мала. Поэтому МОН пытается привлечь деньги от международных доноров и партнеров.

И уже есть первые результаты работы в этом направлении. 25 января 2024 стало известно, что Европейская комиссия направит 15 млн евро на строительство укрытий вблизи школ в Украине, а Литва выделит на программу полмиллиона евро. Тогда же было подписано соответствующее соглашение.

За реализацию этого проекта возьмется Центральное агентство управления проектами (CPVA). А Минобразования со своей стороны вместе с ОВА определит приоритетные учебные заведения, для которых будут строить укрытия.

Предварительно известно, что укрытия будут строить в тех областях Украины, где ситуация наиболее сложная:

  • Черниговская;
  • Сумская;
  • Николаевская;
  • Запорожская;
  • Харьковская;
  • Одесская.

Новые укрытия будут расположены рядом со школами и оборудованы радиационной защитой. Они будут вмещать до тысячи человек и составлять около 2 тыс. квадратных метров.

Укрытия оборудуют так, чтобы там можно было не только защититься от опасности, но и продолжать полноценные занятия во время воздушных тревог или проводить внеклассные мероприятия.

Конечно, покрыть потребности всех школ пока не представляется возможным. Но двигаться в этом направлении точно нужно. Каким будет путь от идеи к исполнению – увидим уже скоро.

Ремонтировать старые помещения или вкладываться в новые – что выгоднее?

Стоимость каждого объекта индивидуальна. Она состоит из многих факторов: строительная экспертиза, из чего было построено и в каком году это помещение, доступ и возможность усилить фундамент и само помещение, автономность, жизнеобеспечение и т.д. Альтернатива есть всегда.

«Думаю, если помещение по проекту не было предусмотрено как укрытие и убежище, то нет смысла его переустраивать. Лучше средства вложить в новый проект и строительство. Если же территория заведения позволяет, укрытие можно сделать под спортивной площадкой, чтобы не красть полезную площадь. Или установить рядом со зданием. Все зависит от целей ответственных лиц – сохраненные жизни или выгода», – объясняет ветеран, соучредитель и директор компании «ЗСУ Щит та Бункер Юа» Андрей Дужак.

Модульные укрытия: все, что нужно знать

В вопросе модульных укрытий сегодня есть соответствующие нормы – ГСН В2.2-5:2023 и ГСТУ 9195:2022, а также рекомендации ГСЧС. Хотя и они, по словам Андрея Дужака, требуют усовершенствования.

Стоимость модульных укрытий зависит от производителя и специфики участка, где будет размещаться объект – факторов много.

«Как бы я хотел видеть процедуру: проект привязки (геология, геодезия), установка (на поверхности земли, частичное или полное углубление) согласно архитектурно-строительному проекту сооружения, сдача на баланс ОТГ (компания-управитель) или ГСЧС. Самое главное, чтобы установкой и/или строительством занимались специалисты и сертифицированные компании с надежным продуктом. После установки и обустройства укрытий должна быть обязательная экспертная оценка для ввода в эксплуатацию, с соответствующим заключением», – говорит Андрей Дужак.

Вообще же, модульные укрытия – это новый продукт не только для Украины, но и для всего мира.

«Считаю, что модульные быстровозводимые укрытия – это очень хорошая альтернатива. Их предназначение – защита от осколочного поражения снарядов и боеприпасов, ударной волны и обломков разрушенных построек. Они не рассчитаны на защиту от прямого попадания ракет, но от ударных дронов должны защитить. Укрытия от «Бункер Юа» именно для этого и были разработаны. У нас есть несколько типов модульных укрытий от 35 человек. Благодаря сборке модулей можно увеличивать количество людей, которые будут одновременно защищены», – резюмировал эксперт.