0 800 307 555
0 800 307 555

Сигареты: сколько зарабатывают на вас табачные компании?

И как работает табачный рынок в Украине и мире

Что объединяет Кулебу, Кличко, Артема Милевского меня, а может, и вас? Мы все курим.
Оглавление

В Украине 31% граждан курят – это статистика за 2022 год. Когда в стране война и постоянный стресс – то здесь сложно не закурить.

Так что же такое – сигарета? Это способ отвлечься от стресса, социальный ритуал, плохая привычка… А еще – это куча денег в бюджет от акцизов на продажу сигарет или миллиарды долларов в карманах табачных компаний.

Как вообще работает табачный рынок в Украине и мире? Сколько там денег и как табачные компании подсаживают все больше людей на свою продукцию?

Об этом всем расскажем в этой статье и без перекуров.

Этот текст имеет видеоверсию, если вам так удобнее – переходите на наш Youtube-канал. Там ярко и много интересных видео. К примеру:

Колумб, закурить не найдется?

Раньше табак был только в Америке. И благодаря Колумбу, в 15 веке начинается европейская страница в истории курения.

Португальцы начали на коммерческой основе выращивать табак в Бразилии. Так начался табачный бум, ставший одной из основ «треугольниковой» торговли и вывоза рабов из Африки.

Согласно «Словарю Гринченко», табак традиционно назывался словом «табак». В то время как слово «табак» употреблялось только в отношении одного из видов табака – Nicotiána rústica (известного сейчас как «махорка»). Слово табак проходит от фр. tabac, для европейцев оно сначала обозначало и растение, и сигару, сделанную из его листьев. Слово «табак» крымскотатарского происхождения, устоявшееся.

В конце 16 века табак можно было найти почти в каждой стране Европы. Его нюхали или курили; кроме того, тогдашняя медицина верила в его лечебные свойства и использовала от зубной боли, столбняка и даже рака.

Первым табаком украинцев «угостили» турки, потому что именно из Османской империи табак попал в Украину в 17 веке.

Поначалу табак или жевали, или курили, жгли в трубке. И тут наступает 19 век, и индустриальная революция «задевает» и табак. В 1847 году в Лондоне открывается табачный магазин Филиппа Морриса – именно так родилась сигаретная корпорация, куда в наше время будут входить такие сигареты как «Мальборо», «Парламент», «Бонд», «Честер» и, конечно, «Айкос». Кстати, сам Моррис умер от рака легких в 38 лет, как и Ковбой Мальборо, но об этом чуть позже.

Настоящая революция произошла в 1881 году, когда американский изобретатель Джеймс Бонсак создал машину для изготовления сигарет.

Машина имела мощности для скручивания 200 сигарет в минуту – а это 120 тысяч за десять часов, не сравнить с ручным производством. А чем больше вы можете скрутить сигарету, тем больше сможете продать. Как именно продать?

Как сигареты стали столь популярны

К примеру, во время войны. Во время Первой и Второй мировых войн солдаты и не только курят пачками, а в США сигареты добавляют в стандартный рацион – чтобы уменьшить нервное напряжение от боли и облегчить трудную жизнь солдат в окопах.

С войнами все понятно – в трудные времена люди хотят найти минуту покоя любой ценой. Вы это можете сейчас наблюдать. Но почему и в мирное время спрос на сигареты не уменьшается? Хотя о вреде курения врачи кричат годами… Словом – маркетинг.

В 20-х табачные производители решают расширить свою аудиторию – и начинают таргетировать женщин. Американская марка сигарет Lucky Strike запускает кампанию на женскую аудиторию «Reach for A Lucky Instead of A Sweet» (тянись к «Лаки» вместо сладостей. – Ред.). Это удачно играет на стандартах красоты того времени и призывает женщин заменить сладкое, от которого полнеют, на «безопасные» сигареты.

Табачные компании попытались также поэксплуатировать идеи феминизма для своей выгоды. Сначала курение считалось неприемлемым и безнравственным для женщин, поэтому курение быстро стало способом бросить вызов социальным нормам и символом борьбы за равенство с мужчинами. Сигареты стали «факелом свободы» и символом эмансипации.

Производители сигарет не отказывались строить свой маркетинг на манипуляциях, чтобы запутать потребителей и подвергнуть сомнению результаты научных исследований. Как ни странно, главным инструментом этой компании стали врачи. Это потому, что они самостоятельно становились жертвами манипуляций, или получали взятки от табачных производителей.

Такая тактика появилась еще в 30-е годы. Например, тот же Филип Моррис в 1937 году опубликовал рекламу в газете Saturday Evening Post, которая утверждала, что врачи провели исследования и доказали, что курильщики, которые перешли на Филип Моррис, избавились от раздражения горла, которые они имели от других брендов сигарет. Но компания скрыла важную деталь – они заплатили врачам, которые провели это исследование.

А в 1946 году R.J. Reynolds Tobacco Company (Эр Джей Рейнольдс Тобако Компани) запустила кампанию со слоганом «Врачи курят сигареты Camels (Кэмелс) больше, чем любые другие». Но как они это измерили? Очень просто – раздали врачам бесплатную пачку своих сигарет, а потом спросили, какой бренд они курят.

Но в 50-х такие кампании стали терять свою силу, ведь исследователи окончательно установили связь между раком легких и курением. Врачи все меньше появлялись в рекламах сигарет.

Следующим этапом было привлечение известных людей к рекламе. В 50-60 годах табачные компании привлекали звезд к рекламированию своей продукции, а сигареты стали появляться в руках киношных персонажей благодаря продакт-плейсменту.

В 90-х сигареты перешли на спорт. Десятилетиями табачные компании спонсировали популярные спортивные мероприятия. Табачная компания Эр Джей Рейнольд в течение 30 лет спонсировала Кубок Уинстона NASCAR, названный в честь бренда сигарет Winston.

В 2000-х табачные компании подключили видеоигры. Сейчас 42% всех видеоигр содержат изображение табака, но только 8% имели предупреждение о содержании, связанном с табаком.

Стратегии маркетологов не оставляют табачный маркетинг и в наше время. Они стали более изощренными и эффективными.

Продавать сигареты как безопасный продукт в 21 веке уже не подействует. Особенно, когда на государственном уровне вводится все больше и больше регулирования для рекламы табачных изделий. Надо было искать новый подход – и табачные производители его нашли. Так началась эпоха электронных сигарет.

Подростки стали одной из основных аудиторий индустрии электронного курения в наши дни. Только посмотрите на статистику – на 2020 год более 50% 15-17-летних подростков в Украине курили электронные сигареты.

Среди молодежи от 13 до 15 лет почти каждый пятый курит электронные сигареты. В то же время курильщиками «обычных» сигарет являются 9,2% подростков.

А согласно Европейскому опросу учеников, более 70% подростков считают, что курение электронных сигарет безопасно для здоровья или значительно безопасно, чем «обычные».

Являются ли электронные сигареты более безопасными, чем обычные? Ученые пока не дают однозначного ответа на этот вопрос, но что известно точно: электронные сигареты все еще представляют угрозу для организма.

Во-первых, в большинстве электронных сигарет все еще есть никотин, а в некоторых устройствах его даже больше, чем в обычных сигаретах. Никотин вызывает зависимость и отрицательно влияет на мозг. Это особенно опасно для подростков и молодежи: наш мозг достигает полной зрелости только после 25 лет. Значительное влияние никотина на этот возраст может препятствовать нормальному процессу развития мозга.

Во-вторых, хотя электронные сигареты содержат меньше вредных веществ, чем классические сигареты, там все еще есть ароматизатор диацетил, который связывают с заболеванием легких, канцерогенные вещества, летучие органические соединения и тяжелые металлы, такие как никель, олово и свинец.

ВОЗ не рекомендует использовать электронные сигареты. А в Украине с июля 2023 года реклама электронных устройств для курения и продажа е-сигарет и жидкостей к ним с ароматическими и вкусовыми добавками запрещена.

Много ли курят украинцы?

В Украине ежедневно курят 45% взрослых мужчин и 9% взрослых женщин, среди молодежи – 45% юношей и 35% девушек.

Наша страна занимает 17-е место в списке стран-лидеров по количеству курильщиков. Курение в нашей стране уносит в среднем 130 тыс. жизней в год. Для сравнения – в 2021 году во время пандемии от коронавируса умерли 86 015 украинцев.

К слову, с января этого года вступили в силу новые нормы по маркировке пачек табачных изделий – теперь производители должны размещать на упаковке с сигаретами обновленные графические изображения с текстом медицинских предупреждений о вреде и последствиях курения на 65% площади пачки. И QR-код, который ведет на сервис Центра общественного здоровья по оказанию помощи по отказу от курения «Я бросаю курить».

Деньги табачных кампаний

Крупнейшие игроки рынка в 2022 году ощутили значительное падение объемов из-за выезда миллионов украинцев за рубеж и оккупации наших территорий. Но с течением времени ситуация стабилизировалась.

Philip Morris International в 2023 году увеличил отгрузку готовой продукции в Украине на 8,4% по сравнению с 2022 годом, а во втором квартале 2024 года планирует запустить новую фабрику во Львовской области – на замену бывшей в Харьковской области, которую они остановили из-за российского вторжения.

Компания утверждает, что в 2023 году уплатила в Украине более 30 млрд грн налогов в бюджеты разных уровней. К слову, в 2023 году крупные бизнесы уплатили всего 240,6 миллиардов гривен.

Другой лидер рынка, British American Tobacco, занял 31 место в 100 крупнейших частных компаний Украины в 2021 году. А в 2022 году отчитался о прибыли 3,1 миллиарда гривен.

Japan Tobacco International Company Ukraine в том же году заработала 2,2 миллиарда гривен.

Почему табачная индустрия никогда не умрет?

Табачная индустрия находится в серой нравственной зоне. С одной стороны, она производит продукцию, несущую угрозу общественному здоровью. Да еще и не отказывается от не совсем этических методов продвижения. С другой стороны, табачные компании – одни из крупнейших налогоплательщиков в бюджеты. И солидные работодатели.

В контексте Украины есть еще одна моральная составляющая – деятельность в рф, и, например, лидеры украинского рынка Philip Morris International и Japan Tobacco International до сих пор продолжают работать в стране-агрессоре, за что попали в список международных спонсоров войны.

Сегодня все же большинство государств пытаются ограничивать табачную индустрию ради общественного здоровья и окончательно без нее обойтись не выйдет. Это ведь огромные поступления в бюджеты.