0 800 307 555
0 800 307 555

Уменьшение упаковки в ваших продуктах – мошенничество или легальная стратегия

Шринкфляция. Как бизнес «ходит между капельками»

Бутылки объемом 780 мл (а не полноценный литр); батончики по 40 г (а не 45 г, как было раньше), уменьшенное количество конфет в коробке – такое замечали, очевидно, все потребители. Называется это шринкфляцией.
Оглавление

В чем суть явления и как следует реагировать на него потребителям, читайте дальше в материале Finance.ua.

Больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.

Суть и способы шринкфляции

Шринкфляция (shrinkflation, сжатие, даунсайзинг) — скрытое повышение цены на товар, достигаемое следующими способами:

  • уменьшение веса продукта – шоколадные батончики весом 80 г, 90 г вместо 100 г;
  • уменьшение объема продукта – бутылки с молочным продуктом или маслом вместимостью 900 мл, 780 мл вместо 1 л;
  • уменьшение количества единиц товара в упаковке – в тубусе 150 зубочисток вместо 200 штук; салфеток в упаковке – 60 вместо 65 штук;
  • уменьшение длины элементов продукта — шнур к утюгу или пылесосу становится более коротким, а значит и менее удобным.

Как бы то ни было, товара становится меньше, а цена не меняется.

Масштаб проблемы

В мире уменьшение упаковки товаров является всеобщей тенденцией уже полтора десятилетия.

Например, в Италии эта обманчивая маркетинговая техника настолько распространена, что Codacons (Координация ассоциаций по защите окружающей среды и прав пользователей и потребителей) подала жалобу в Антимонопольный орган и 104 прокуратуры, чтобы установить, является ли эта практика правонарушением – мошенничеством или недобросовестной торговой практикой.

В Германии проводится конкурс «Обманчивая упаковка года», который организует Центр консультаций потребителей Гамбурга. Победитель 2022 года — маргарин Rama (компания Upfield): содержание пластикового контейнера стало легче — 400 г вместо 500 г, что привело к увеличению цены продукта примерно на 25 %.

Таких примеров немало и в ЕС, и в США.

Легальность шринкфляции

Шринкфляция — относительно легальная стратегия, эдакое неуловимое мошенничество. Бизнес двигается «между капельками», выходя сухим из воды.

На Западе эту проблему видят, анализируют и пытаются действовать.

В 2022 г. на сайте Европарламента писали: «Изменение количества проданного продукта при сохранении той же формы и размера упаковки является по меньшей мере подозрительной практикой и, конечно, вводит потребителей в заблуждение.

Потребитель имеет право получать четкую информацию о характеристиках покупаемого продукта, как указано в Регламенте (ЕС) № 1169/2011 о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах».

Министр экономики и финансов Франции Бруно ле Мэр в сентябре 2023 года сообщил о принятии законодательной нормы, «чтобы обязать производителей, когда они уменьшают упаковку, четко сообщать об этом факте». И добавил: «Это должно быть сделано в принудительном и ограничительном порядке, иначе я подозреваю, что производители, скорее всего, не будут придерживаться этой меры». Примечательно, что министр ясно назвал эту практику «мошенничеством».

Что в Украине?

В Украине со шринкфляцией ситуация следующая: все можно, если производитель предоставляет правдивую информацию на этикетке о реальном количестве и качестве продукта.

Однако если производитель, не указывая на упаковке, уменьшит, например, вес товара или изменит состав или технологию (вместо натуральных ингредиентов — искусственные или более дешевые), это будет квалифицироваться как нарушение норм Закона Украины «О защите прав потребителей.

И эти права следует отстаивать — для этого есть Госпотребслужба Украины, Антимонопольный комитет Украины.

Впрочем, прецеденты успешной борьбы со шринкфляцией в Украине не известны… Еще в 2021 году на сайте Президента Украины провалилась петиция «Борьба с «даунсайзингом» продуктов в магазинах. Запретить недолитр молока, девяток яиц и неразбериху с ценами на ценниках» — количество голосов было мизерным. Так что о большой активности потребителей пока что речь не идет.

Причины шринкфляции

Эксперты объясняют шринкфляцию нестабильной рыночной ситуацией, колебаниями курса валют, подорожанием энергоносителей и другими факторами. Среди комплекса причин применения шринкфляции выделим следующие:

Экономические причины

Европарламент объясняет их так: «Глобальный экономический кризис побуждает компании тайно перекладывать вопросы на потребителей с помощью «уменьшения инфляции», что является маркетинговой техникой, которая предполагает уменьшение количества продукта, но продажу его по той же цене.

Конечные потребители в розничных магазинах покупают товары, упаковка которых похожа на ту, к которой они привыкли, но вес меньше, без четкого указания на маркировке».

Действительно, производство упаковки, логистика – все это затратные процессы, которые закладываются в себестоимость товара. Производителю выгодно, во-первых, меньше вложить в необходимое сырье, транспортировку и т.п., а во-вторых, при той же отпускной цене предоставить потребителю меньше единиц товара. Кроме того, реакция потребителя на изменение цены может быть болезненной, так что не повышать цену — это еще и сохранять конкурентоспособность.

Маркетинговые причины

Некоторые специалисты считают, что более маленькая упаковка имеет более элегантный и привлекательный вид для потребителей. Особенно это касается таких товаров как духи, косметика, конфеты и другие товары. Чтобы убедиться, достаточно упомянуть о том, что устойчивым потребительским спросом пользуются шампанские вина объемом 200 мл, 250 мл, 375 мл; маленькие тюбики зубных паст и т.д.

Экологические причины

С точки зрения природоохранных стратегий уменьшение упаковки товаров — положительный тренд. Пластик, фольга и другие материалы, из которых производятся упаковки, загрязняют окружающую среду. Уменьшение объема упаковки помогает уменьшить количество отходов, попадающих на свалки.

Советы потребителю

Можно понять прагматику производителей, но не в меньшей степени – потребителей.

Вот несколько советов, как делать разумные покупки и сэкономить деньги:

  • Будьте внимательны, покупая товары определенных категорий. Чаще всего шринкфляции подвержены продукты питания (батончики, напитки, продукты быстрого приготовления), а также туалетные принадлежности.
  • Обращайте внимание на новый дизайн упаковки – новый дизайн часто сопровождается шринкфляцией.
  • Внимательно читайте этикетки — информацию о весе, объеме, количестве и составе товара. Сравните эти данные с аналогичными товарами разных производителей.
  • Проверяйте цену за единицу измерения (грамм, миллилитр, штука и т.п.) и руководствуйтесь общим показателем цены («Так сколько за килограмм?»). Учитывайте также качество и срок годности товара.
  • Покупайте большими упаковками. Обычно единица измерения (грамм, миллилитр) в большей упаковке обходится дешевле, чем в меньшей. Но не забудьте о сроке годности.
  • Следите за акциями и скидками. Оптовые покупки обычно более экономные — приобретите товары по акции «1+1=3». Конечно, если вы уверены в их необходимости и качестве.
  • Пользуйтесь своими правами потребителя – обращайтесь к производителям, торговым сетям или государственным органам. Если вы обнаружили, что производитель скрыл уменьшение товара и не указал это на этикетке — требуйте возврата разницы в цене или замены товара на полноценный.