0 800 307 555
0 800 307 555

Что будет с теми, кто не обновил данные: штрафы, блокировка счетов, аресты имущества?

Этот день настал. Сегодня — 16 июля

Именно 16 июля истекает срок, в который граждане Украины, состоящие на военном учете, должны были обновить свои учетные данные в Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов. Finance.ua попробовал разобраться, о каких последствиях идет речь, кого они касаются и как будут реализовываться? И вообще наступят ли они на практике?
Оглавление

Сразу отметим, что это сделали не все, поэтому для них должны наступить последствия, предусмотренные статьями 210 «Нарушения призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета» и 210−1 «Нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации» Кодекса Украины об административных правонарушениях, изменения в которые внесла Верховная Рада в мае этого года.

Кто должен был обновить данные

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и военного учета» указывает, что обновить учетные данные должны военнообязанные граждане Украины, состоящие на военном учете. Эта обязанность касается и тех, кто находится за границей.

Обратите внимание: речь идет не обо всех военнообязанных, а исключительно о тех, кто состоит на военном учете. Поэтому, если вы не состоите на военном учете, такая обязанность у вас не возникает. Таким образом, если в вашем военно-учетном документе есть отметка о том, что вы сняты или исключены из учета, последствий для вас не будет.

Для всех остальных законодатель предусмотрел ряд карательных мер, среди которых больше всего на слуху огромные штрафы, административные задержания, блокирование счетов и аресты имущества.

Штрафы

Напомним, наказание за нарушение правил военного учета и мобилизационного законодательства предусматривают две статьи КУоАП — статья 210 «Нарушения призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета» и статья 210−1 «Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации».

Суммы штрафов за эти нарушения составляют от 1000 до 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 17 тыс. до 25 500 гривен.

Кроме того, важно помнить нюанс: если штраф не будет уплачен в течение 15 дней со дня наложения, его сумма удваивается.

Если же его взыскание будет передано в исполнительную службу, к этой сумме прилагается исполнительный сбор в размере 10%. То есть по факту максимальный размер штрафа может составлять 56 100 гривен.

Но это — за одно правонарушение, то есть за одно постановление. Однако возможна ситуация, когда к штрафу за необновление данных могут добавиться штрафы за неявку по повестке, которую пришлют на адрес, который есть в базах ТЦК и СП, и отказ от прохождения ВВК. Суммы здесь тоже такие же — от 17 тыс. до 25 500 гривен.

Далее органы ТЦК и СП смогут передать дело правоохранителям для возбуждения уголовного дела за уклонение от мобилизации, однако это возможно только в случае, если «уклонист» не обжаловал ни одно из постановлений. Впрочем, этот путь для ТЦК и СП достаточно сложный и очень долгий, поэтому пока это только теория.

Объявление в розыск и административное задержание

Если штрафы в большинстве своем вполне возможно обжаловать, то объявление в розыск, которое, скорее всего, будет инициировано вместе с постановлением о привлечении к административной ответственности и штрафом, обжаловать вряд ли удастся.

Это не уголовное правонарушение, однако во время любой проверки документов такое лицо ждет неприятный сюрприз в виде административного задержания.

Чисто теоретически в этом нет ничего страшного — статья 263 КУоАП предусматривает, что такое задержание не должно превышать трех часов — однако на практике это правило нарушается.

Кроме того, задержанный будет доставлен в органы ТЦК и СП, сорудники которых в большинстве своем имеют достаточно приблизительное представление о базовых правах человека в целом и порядке осуществления административного задержания в частности.

На практике это означает, что пребывание в базе розыска за необновление учетных данных может повлечь за собой куда худшие последствия, чем штраф, который можно обжаловать.

Принудительный визит в ТЦК и СП может завершиться стремительным прохождением ВВК и не менее быстрой мобилизацией. Не говоря уже о случаях, когда такие «уклонисты» уезжали из военкоматов в больницы или морги.

Блокирование счетов

Однако лучше вернемся к штрафам. Если штраф не уплачен добровольно, в действие, как уже отмечалось, вступает исполнительная служба, имеющая для взыскания средств целый набор инструментов, среди которых наиболее важными в нашем случае являются блокирование счетов и наложение арестов на имущество.

Блокирование счета означает, что его владелец не сможет распоряжаться средствами, которые на нем есть, и пользоваться этим счетом.

Исполнительная служба имеет доступ ко всем банкам, работающим в Украине, и после того как в нее попадет на исполнение постановление ТЦК и СП о наложении на конкретного гражданина штрафа, она запустит процедуру розыска и ареста счетов этого гражданина. Эта процедура автоматизирована, поэтому никаких трудностей у исполнителей не возникнет.

Они возникнут у владельца счета, который для того чтобы иметь возможность им пользоваться, должен будет либо обжаловать постановление о наложении штрафа, либо уплатить его.

Аресты имущества

Если на счетах должника средств недостаточно, исполнительная служба имеет право обратить взыскание на имущество. В теории это означает, что принадлежащее должнику имущество должно быть продано с аукциона, с суммы продажи уплачен штраф и все соответствующие расходы, а остальное возвращено должнику.

Однако не надо пугаться: на практике такое вряд ли будет применено. Ведь процедура это сложная и длительная.

Но право распоряжаться имуществом будет ограничено: вы не сможете его продать, обменять, подарить. Речь идет прежде всего о недвижимости: земле, квартирах, домах и т. д.

Что касается движимого имущества — в частности транспортных средств — здесь будет ограничено и право пользования: вы рискуете во время первой проверки документов пойти дальше пешком, поскольку автомобиль или мотоцикл могут у вас изъять и отвезти на штрафплощадку.

Однако, скорее всего, вы пойдете не домой, а поедете в ТЦК и СП в «бусике несокрушимости» со всеми вытекающими последствиями — не забыли о розыскной базе?

Если у вас ни имущества, ни счетов — радоваться тоже не стоит: вам либо придется жить в подполье, либо вас ждет та же процедура поездки в органы ТЦК и СП при первой же проверке документов.

Что будет с украинцами за границей

С военнообязанными, которые находятся за границей и не обновили свои данные, алгоритм примерно тот же: они могут получить штрафы, блокирование счетов в украинских банках и аресты имущества. Ну и, конечно, внесение в розыскные базы.

Однако напомним еще раз: нарушение статей 210 ​​и 210−1 КУоАП — это не криминал. Поэтому международного розыска и, соответственно, депортации не будет.

Правда, неизвестно, что будет с обновлением паспортов гражданина Украины, однако, как представляется, Европа будет смотреть на все это прежде всего с точки зрения прав человека. Поэтому если вас не пугает блокирование счетов и арест имущества в Украине — последствий для вас фактически никаких.

Что будет с теми, кто обновил данные

Если вы думаете, что для тех, кто выполнил требования государства и обновил данные, наше государство не принесло сюрпризов — вы ошибаетесь. Правда, здесь все будет происходить в другом плане: тех, кто обновил данные, органы ТЦК и СП пригласят для дальнейшего обновления данных. Звучит это чуть-чуть дико, однако так и будет — окажется, что обновленные данные обновлены не полностью.

То есть — ждите «писем счастья» с приглашением зайти в ТЦК. Если же вы его проигнорируете — то возвращайтесь к началу материала и изучайте все последствия, которых вы счастливо избежали, обновив учетные данные.

Дело в том, что игнорирование повестки повлечет за собой практически весь набор карательных мер, которые описаны в этом материале. Но уже из-за неявки по повестке. Но удастся ли обжаловать постановление, которое будет вынесено в этом случае — уже вопрос далеко не такой однозначный, как в случае со штрафными санкциями за необновление данных.

Говорят, что штрафы незаконны — это правда?

Действительно, во время практического применения всей той юридической вакханалии, которую украинский законодатель создал в сфере мобилизации и военного учета за последние несколько месяцев, внезапно оказалось, что тех, кто не обновил данные, представители ТЦК и СП штрафовать не могут. Во всяком случае, об этом свидетельствует судебная практика, пусть и не во всех случаях.

Поскольку, как предусматривает примечание к статье 210 КУоАП, «Положения статей 210, 210−1 настоящего Кодекса не применяются в случае возможности получения держателем Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов персональных данных призывника, военнообязанного, резервиста путем электронного информационного взаимодействия с другими информационно-коммуникационными системами, регистрами (в том числе публичными), базами (банками) данных, держателями (распорядителями, администраторами) которых являются государственные органы».

А у органов ТЦК и СП доступ ко всем этим базам есть. Хотя, несмотря на это, эти органы штрафы налагают. Поэтому мы имеем целый шквал судебных исков по обжалованию постановлений ТЦК и СП по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 210 и 210−1 КУоАП. И что главное — суды часто становятся на сторону граждан Украины.

Чем закончится все то, что наделали наши законотворцы в сфере мобилизационного законодательства, пока прогнозировать трудно, но для тех, кто получил или получит от ТЦК и СП постановление о штрафе, кому вследствие этого арестовали счета и имущество или применили другие меры, с этим связанные, важно понимать: методы борьбы с такими действиями есть. И, что еще более важно — они действенны.

Поэтому позволим себе дать совет: в случае, если на вас наложили штраф — обращайтесь в суд и обжалуйте его. Адвокаты оперативно отреагировали на положительную судебную практику, поэтому вы можете рассчитывать на квалифицированную, а самое главное — действенную юридическую помощь. Цена вопроса по сравнению с суммами взысканий однозначно стоит трат на адвоката и судебный иск.

Однако со всем этим позитивом все же сделаем предостережение: Украина является правовым государством на бумаге. В нашем случае это означает, что одни суды отменяют постановления ТЦК и СП о привлечении к административной ответственности, вынесенные с нарушением процедуры, а другие нет. И в какой именно суд попадете именно вы — вопрос, как вы понимаете, риторический.

Кроме того, следует помнить о правовом нигилизме сотрудников ТЦК и СП. Поэтому обновили вы данные или не обновили — будьте готовы к самым неприятным сюрпризам.

***

Итак, подытоживая, можно сделать следующий вывод: жизнь после 16 июля не закончится. Все будет не так страшно, как о том кричат ​​ужасные заголовки, однако и вовсе не так безоблачно, как пророчат некоторые безответственные блогеры, называющие себя юристами и правозащитниками. Рано или поздно государство доберется до всех. Тем или иным способом.

А обновлять или не обновлять данные и как потом с этим жить — решение лично ваше.