0 800 307 555
0 800 307 555

ПРРО: сервисы, которые помогут предпринимателям

Если не банк, то где? Обзор предложений ПРРО от компаний, не имеющих отношения к банковскому сектору

С 1 октября 2023 года снова вступили в силу штрафы за нарушение порядка использования РРО. Это предусмотрено соответствующим законом, который вносит изменения в Налоговый кодекс.
Оглавление

Регистратор расчетных операций (РРО) – это устройство, хранящее информацию о расчетах за товары или услуги, осуществляемые с его помощью. Он передает информацию фискальным органам.

РРО может быть двух видов:

  • аппаратный – это обычный кассовый аппарат или фискальный принтер;
  • программный (ПРРО) – программное обеспечение, устанавливаемое на компьютер или другое устройство предпринимателя и может выполнять функцию регистратора операций.

В этом обзоре сделаем акцент именно на последних: рассмотрим возможности ПРРО, их стоимость и другие преимущества.

Кто должен установить РРО?

Согласно требованиям действующего законодательства, РРО (ПРРО) обязаны использовать ФЛП II-IV групп, независимо от вида деятельности и объема дохода, а также физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения – все, кто осуществляет расчетные операции в:

  • сфере розничной торговли;
  • общепита;
  • услуг населению.

Как отмечает Налоговая служба, устанавливать РРО должны и таксисты, ведь они за деньги предоставляют услугу по перевозке.

Пока открытым остается вопрос водителей популярных сервисов типа Uklon, Bolt, Uber, ведь большинство из них не являются предпринимателями в рамках законодательства. Но в Комитете по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике Верховной Рады убеждены, что они должны быть зарегистрированы и устанавливать РРО.

В то же время, есть исключения, которые могут не использовать расчетные регистраторы. Сейчас это ФЛП I группы – предприниматели без наемных работников, торгующие на рынках и оказывающие бытовые услуги, а также принимающие оплату исключительно банковскими переводами на реквизиты IBAN, E-banking.

Также не пользоваться расчетным регистратором имеют право ФЛП II-IV групп, которые торгуют в селе, применяют расчетные книги и соблюдают следующие требования:

  • годовой объем дохода одной точки продажи не превышает 1,09 млн в год;
  • точки продаж не размещены там, где продают подакцизные товары;
  • не ведут дистанционную торговлю.

Но эти исключения не распространяются на тех предпринимателей, которые реализуют технически сложные товары (с перечнем можно ознакомиться по ссылке), лекарственные средства, ювелирные изделия и акцизную продукцию (например, алкоголь, сигареты).

Штрафы за работу без РРО

Если предприниматель предоставил товар или услугу и не выписал за них чек, то при первой фиксации нарушения должен уплатить 100% от суммы реализуемого. При повторном нарушении закона сумма штрафа вырастет до 150%.

Условно говоря, продав вне кассы товара на 10 тыс. грн, предпринимателю грозит штраф в 10 тыс. грн. Во второй раз, бизнесмену придется выложить уже 15 тыс. грн. То есть все зависит от суммы чека.

В то же время, для предпринимателей на едином налоге, которые не являются плательщиками НДС и не продают подакцизные товары, технически сложные бытовые товары, медицинские средства или ювелирные изделия, с 1 октября 2023 по 31 июля 2025 года предусмотрены такие штрафы за отсутствие РРО: 25% стоимости товаров/услуг в случае их продаж без использования РРО или с использованием на неполную сумму, а также 50% стоимости проданных товаров/услуг за аналогичное повторное нарушение.

Единственный орган, уполномоченный проверять установление РРО, их надлежащее обслуживание и закрытие отчетов – Государственная налоговая служба. Только она уполномочена составлять админматериалы.

Решение об админвзыскании можно обжаловать в суде.

Кого в первую очередь будут проверять?

Налоговая служба более месяца проверяет предпринимателей, работающих с регистраторами расчетных операций. В результате количество проведенных операций через РРО, а также поступления в бюджет выросли.

С 1 декабря должны вернуться и плановые проверки для определенных бизнес-категорий – соответствующий законопроект во втором чтении должна рассмотреть Верховная Рада уже в ноябре.

По словам председателя Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ВРУ Даниила Гетманцева, в первую очередь налоговая будет проверять:

  • активных ФЛП, имеющих КВЭДы в сфере торговли, но не имеющих установленного РРО;
  • интернет-продавцов – как ФЛП, так и юридических лиц. Для этого будут производить контрольную закупку;
  • большие торговые площади.
 

РРО или ПРРО – что лучше?

Сразу следует отметить, что с точки зрения закона разницы между РРО и ПРРО нет, ведь электронная форма чека, создаваемая программным регистратором, имеет аналогичную юридическую силу и эквивалентна физическому чеку.

Поэтому выбирать тип регистратора необходимо с учетом пользы для бизнеса и его клиентов. Однако ПРРО имеет ряд ключевых преимуществ над аппаратными аналогами:

  • Стоимость. Приобрести кассовый аппарат – это от 8 тыс. грн. Кроме того, нужно оплатить его обслуживание и настройки, при необходимости докупить дополнительное оборудование (например, сканер), а также постоянно закупать кассовую ленту. Программные РРО обходятся в разы дешевле.
  • Простота установки. В случае с ПРРО все можно решить онлайн за день, тогда как с аппаратным РРО нужно обратиться в ГНС, сертифицированный центр обслуживания, заполнить несколько форм и ждать около пяти рабочих дней.
  • Отчетность. ПРРО может автоматически вести учет и формировать отчетность для налоговых органов, что в разы упрощает ведение бизнеса. Хотя правды ради нужно отметить, что это умеют и некоторые аппаратные РРО – зависит от функционала.

Программные РРО: что предлагает рынок

Рынок ПРРО в Украине объемный. Свои решения для бизнеса предлагают как банки (например, ПриватБанк, monobank, Ощадбанк), так и не имеющие отношения к банковскому сектору компании.

Finance.ua решил изучить предложения именно таких компаний. Выбрали лучших, с нашей точки зрения. Тех, к кому следует присмотреться повнимательнее.

Смарт Касса

Смарт Касса – это полноценная экосистема, которая обеспечивает эффективное функционирование бизнеса и предлагает клиентам два ключевых продукта на выбор:

  • Решение 5 в 1, где в одном устройстве соединен весь необходимый функционал для предпринимателей: готовый к фискализации программный РРО, кассовый аппарат, банковский терминал, собственная система учета, сканер штрихкодов и принтер чеков. Дополнительное оборудование не понадобится, ведь весь требуемый функционал уже интегрирован в один мобильный сертифицированный Android-терминал.
  • Программный РРО в телефоне, с помощью которого предприниматели могут фискализовать свою деятельность, вести остатки, осуществлять продажу по свободной цене, посылать электронные чеки на почту клиентам, следить за аналитикой и статистикой бизнеса.

ПРРО Смарт Каса
ПРРО Смарт Каса

«Программное обеспечение Смарт Кассы регулярно обновляются для того, чтобы каждый клиент мог вести свой бизнес в соответствии с требованиями действующего законодательства, не тратя на это лишних усилий и времени, ведь все обновления производятся автоматически и удаленно», – рассказал Finance.ua руководитель по развитию бизнеса Смарт Касса Тарас Вилянский.

По его словам, Смарт Касса разработана так, что каждый предприниматель сможет быстро настроить ее самостоятельно благодаря интуитивно понятному интерфейсу.

Одна из сильных сторон Смарт Кассы – интеграция с любой CRM, которая обеспечивается через открытый API.

Для новичков компания предлагает бесплатный 14-дневный тестовый период с полным функционалом продукта. Дальше нужно платить всего 190 грн в месяц.

Если говорить о терминале 5 в 1, то он обойдется в 19 тыс. 900 грн, версия Pro – в 25 тыс. грн. Приобрести гаджет можно через оплату частями от банка или в рассрочку от производителя. До конца года действуют специальные скидки. Также у компании есть программа вознаграждений за рекомендацию.

ПРРО iNNOVATE!, SystemGroup

ПРРО iNNOVATE! – это, пожалуй, единственный программный РРО, созданный разработчиком с многолетним опытом в фискальной сфере.

SystemGroup более 25 лет является производителем РРО Datecs. Такой опыт дал практическое понимание рисков и тонких мест в ежедневной работе розничных бизнесов взаимодействия с ГНС, кассовой дисциплине и т.д.

ПРРО iNNOVATE!
ПРРО iNNOVATE!

«При разработке ПРРО iNNOVATE! максимально учтены требования ГНС, надежность передачи и хранения данных, их бекапирование, в частности в условиях отсутствия питания, нестабильной связи с серверами ГНС или АЦСК, или даже физического уничтожения оборудования – к сожалению, это реалии военного времени. Фактически, iNNOVATE! построен так, чтобы защитить бизнес от неосознанных нарушений законодательных требований и потенциальных проблем с налоговой службой», – говорит руководитель направления фискальных решений SystemGroup Андрей Дорохин.

В общем ПРРО iNNOVATE! имеет несколько разновидностей:

  • iNNOVATE! 4Web – простой ПРРО в браузере для ФЛП, который не нуждается в интеграции и может начать работу уже через 10-20 минут.
  • «Фискальный сервер iNNOVATE!» для сетей интегрируется с уже имеющимися информационными системами и кассовой программой бизнеса.

«Покупать новое оборудование нет необходимости – бизнес может использовать уже существующие ПК, ноутбуки, POS-системы или планшеты. ПРРО iNNOVATE! вообще нетребователен к учетным мощностям», – объясняет Дорохин.

Кроме того, компания предлагает гибридное решение – iNNOVATE! 4Pay. Оно сочетает в себе и ПРРО, и оборудование – кассовый платежный терминал.

«Это касса формата «все-в-одном» со сканером, принтером чеков и приемом безналичных платежей, которая в одном корпусе объединяет все, что нужно для автоматизации небольшой точки продаж, кафе, салона красоты или выездной торговли», – утверждает представитель SystemGroup.

  • Розничная цена Умная касса iNNOVATE! 4Pay – 16 тыс. 500 грн.
  • Вебверсия ПРРО iNNOVATE! 4Web – 144 грн/месяц, причем первый месяц пользования сервисом – бесплатный.

Отдельным преимуществом ПРРО iNNOVATE! есть собственный e-Cabi.Net для бухгалтеров и IT-служб, доступный для пользователей всех типов. В компании утверждают, что он в разы удобней, чем то, что предлагает сайт Государственной налоговой службы, а также дает дополнительный функционал.

ПРРО iNNOVATE! используют такие сети, как JYSK, Эко Маркет, Эльдорадо, Колбасная Семья, Бир Маркет, сети автомоек и парковок, а также малый бизнес и ФЛП.

Торгсофт

Программный РРО от Торгсофт – это часть программы учета, которую компания предлагает для бизнеса. Его легко зарегистрировать и настроить за один день, он регулярно обновляется и не требует дополнительных затрат на поддержку работы.

Главное преимущество продукта – лицензия на ПРРО покупается единовременно, без ежемесячных абонплат.

ПРРО Торгсофт
ПРРО Торгсофт

«Торгсофт предоставляет комплексные услуги по автоматизации торговли: универсальную программу учета для управления бизнесом, необходимые опции, торговое оборудование и ежедневную техническую поддержку. Программное РРО – одна из базовых опций для ведения правильного и успешного бизнеса. Она встроена в программу учета Торгсофт и настраивается в несколько шагов», – пояснила Finance.ua руководитель отдела продаж Торгсофт Яна Рыбас.

Все, что нужно – зарегистрировать ПРРО на сайте налоговой и получить ключ и пароль.

Компания предлагает три лицензии по выбору:

  • Старт – программа учета товара для малого бизнеса с минимальными инвестициями. Лицензия стоит 6 тыс. 990 грн;
  • Ультра – программа подойдет для магазинов и предоставляет готовый инструмент для полноценного учета. Ее стоимость – 14 тыс. 990 грн.
  • Терминальная версия – решение для торговых сетей, которое стоит 33 тыс. 100 грн.

Торгсофт также предлагает 30-дневную демоверсию, чтобы пользователи могли оценить все преимущества продукта.

По словам Яны Рыбас, если у вас есть программа учета, процесс интеграции ПРРО занимает не более одного дня. Синхронизация с Торгсофтом обеспечивает правильную продажу и возврат фискальных товаров, аналитику продаж, контроль продавцов и кассиров, быстрое открытие и закрытие смен, печать копии чеков и отчетных чеков с учетом движения средств.

Для плательщиков НДС или акциза, есть возможность установить соответствующий налог в настройках программного РРО в Торгсофте для наличных и безналичных оплат.

«По-моему, главное преимущество нашего продукта – в его многофункциональности, ведь он работает в комплексе с системой учета. Это однозначно делает его более привлекательным и выгодным, чем классический РРО или обычный ПРРО для предпринимателей. Без полноценного учета отдельной опции РРО недостаточно, если вы хотите вести стабильный и успешный бизнес и нацелены на масштабирование деятельности», – отмечает Яна Рыбас.

Cashalot, Linkos Group

Программная касса Cashalot – это не только регистрация чеков, а комплексное решение для автоматизации ведения любого бизнеса в Украине, в частности, возможность надежного проведения расчетных операций с выполнением всех требований действующего законодательства.

Сервис Cashalot имеет разветвленный функционал с широким спектром настроек. Он позволяет вести аналитику продаж, учет товарных запасов, администрирование касс и кассиров, формировать отчеты и контролировать все необходимые аспекты деятельности бизнеса.

ПРРО Cashalot
ПРРО Cashalot

В ПРРО Cashalot есть опция автоматического закрытия кассы с предварительным пуш-сообщением для кассира, различные способы оплат, в том числе комбинированная (наличная/pos-терминалом/сертификатом), безналичная оплата через monobank и liqpay, прямая интеграция с Новой почтой, что очень удобно для интернет-магазинов. В чеки можно добавить логотип и уникальный текст.

Рабочее место кассира имеет интуитивно понятный интерфейс: сервис подтягивает популярные товары, позволяет добавлять скидки на отдельный товар/услугу или весь чек, добавлять процент за обслуживание, продавать по свободным или фиксированным ценам, контролирует при необходимости ограничения по группам товаров (например, не продавать алкоголь в указанное время).

В программном РРО Cashalot также есть инструмент сканирования товаров, возможность интеграции с уже имеющимися учетными системами и подключение устройств.

ПРРО Cashalot разработала компания Linkos Group, которая уже 23 года предоставляет предпринимателям в Украине программные решения для электронного документооборота и отчетности. Среди их разработок узнаваемый, в особенности среди бухгалтеров, M.E.Doc.

Дополнительно к десктопной версии продукта компания предлагает мобильное приложение iOS и Android, обладающее полным набором функций программной кассы и обеспечивающего предпринимателей дополнительной мобильностью и автономностью.

ПРРО Cashalot работает даже без стабильного интернет-соединения, что является важным преимуществом, учитывая «черную зиму» 2022 года. Онлайн и офлайн режимы отслеживаются программой с контролем по времени, и при наличии связи с сервером ДПС все произведенные операции автоматически фискализируются в ФСКО.

«Работа с отчетностью в контролирующие органы – очень ответственная. Продукты Linkos Group уже давно являются надежными помощниками многих украинских предприятий. Поэтому мы со своей стороны позаботились, чтобы предложить рынку удобный и надежный ПРРО, который в то же время достаточно прост и понятен в использовании – это наша программная касса Cashalot. С момента покупки лицензии до выдачи первого чека проходит всего несколько часов. Для работы можно использовать любое имеющееся у предпринимателя устройство – это может быть смартфон, планшет или собственный ПК», – рассказала Finance.ua Олеся Белоусова, СЕО Linkos Group.

Интересное предложение стоимости лицензии – она зависит от двух факторов: покупает ее ФЛП, или юридическое лицо. Также от количества – чем больше касс, тем дешевле получится конечная цена.

Так, ПРРО Cashalot на 1-2 кассы для физлица-предпринимателя обойдется в 980 грн в год, это меньше 82 грн в месяц, тогда как для 10 касс – вообще будет стоить 440 грн в год. Для юридических лиц стоимость лицензии будет 1 тыс. 970 грн/год и 1 тыс. 25 грн/год соответственно.

Загрузить ПРРО Cashalot можно бесплатно с сайта компании.

До 1 декабря 2023 года всем пользователям ПРРО Cashalot бесплатно доступен модуль «Склад», благодаря которому можно контролировать поступление и списание товаров, перемещать товары между торговыми точками, автоматически подсчитывать остатки и формировать акт инвентаризации.

Кроме того, Linkos Group предлагает партнерскую программу для дистрибьюторов, в рамках которой можно зарабатывать до 45% стоимости программного обеспечения Cashalot.

Skyservice

Skyservice POS – это удобная система учета со встроенным бесплатным ПРРО (независимо от тарифного плана. – Ред.), которая, в частности, предлагает возможность подключить NFC-оплаты вместо подключения банковских терминалов.

Продукт подойдет для автоматизации магазинов, кафе, служб доставки, ресторанов, складов, производства или предоставления услуг. Среди возможностей программы – генерация типовых отчетов, прогнозирование доходов и закупок, складской учет.

ПРРО Skyservice
ПРРО Skyservice

Skyservice работает на всех распространенных моделях операционных систем: Windows, Android, iOS, Huawei. При необходимости можно работать в веб-версии программы.

«Вы можете скачать наше приложение на свой смартфон и запустить все в считанные минуты. Регистрируетесь в программе, добавляете товары, подключаете принтер и ПРРО и можете приступать к работе. Все быстро и удобно. Также у нас 24/7 работает техническая поддержка. Специалисты Sky Service всегда готовы предоставить консультацию по работе программы и быстро решать вопросы», – сообщили Finance.ua в пресс-службе компании.

В программе можно создавать меню, в частности, с добавлением технологических карт и товаров на вес, а также проводить инкассацию в автоматическом и ручном режимах.

Тарифы охватывают весь основной функционал и их размер зависит от типа пакета и оплаты – платить сразу за год получится гораздо выгоднее (ниже указанная стоимость именно при оплате за год. – Ред.):

  • Businessman – 306 грн в месяц;
  • Corporation – 536 грн в месяц;
  • Bigboss – 765 грн в месяц.

Компания предлагает бесплатно попробовать любой тариф в течение 14 дней. Кроме того, каждый из пакетов можно индивидуально доработать, чтобы максимально отвечать потребностям конкретного бизнеса.

***

Как видим, предложений на рынке достаточно. Предпринимателю нужно только проанализировать потребности своего бизнеса и выбрать подходящий продукт. Практически все компании предлагают бесплатный тестовый режим, поэтому можно попробовать несколько различных вариантов, чтобы выбрать тот, который будет отвечать всем требованиям и упростит работу. В любом случае выбирать придется, так почему бы не выбрать самый лучший сервис?