0 800 307 555
0 800 307 555

Налогообложение банковских «сверхприбылей»: причины и возможные последствия

Законопроект №9656

Для бюджета нужны деньги. Власти ищут варианты, как его наполнить. Отмена льгот по налогообложению ГСМ, похоже, должного эффекта не дала. И вот в недрах Верховной Рады родилась очередная инициатива – обложить прибыль украинских банков дополнительным налогом.
Оглавление

Почему возникла такая идея, к чему она может привести, и как отреагировали банки? Finance.ua разбирался.

Еще больше актуальной информации о банковском секторе – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.

Автор кто?

Один из авторов законопроекта – председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, народный депутат Украины Даниил Гетманцев.

Именно он 28 августа 2023 года подал в парламент законопроект №9656 о «временном» налогообложении «сверхприбылей» коммерческих банков. По сути, документ вносит правки в подраздел 4 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса.

Согласно тексту законопроекта, поданного Гетманцевым, норма должна действовать временно – с 1 января 2024 по 31 декабря 2026 года, то есть полных три года.

6 сентября член Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Николай Задорожний зарегистрировал законопроект №9656-1, который также должен отрегулировать вопрос налогообложения чистого процентного дохода банков.

Но по состоянию на утро 6 сентября текст законопроекта №9656-1 и пояснительная записка к нему на сайте Верховной Рады отсутствуют.

Что предлагают?

В законопроекте №9656 предлагается обложить налогом чистый процентный доход банков по ставке налогообложения 5% дополнительно к уплате налога на прибыль предприятий.

По мнению авторов законопроекта, банковская система Украины, несмотря на войну и экономические невзгоды, получает почти неприличные «сверхприбыли». Именно поэтому, считают народные депутаты, настало время внедрить в банковской сфере конфискационную модель сбора налогов.

Полученные средства – направить в общий фонд бюджета и использовать на оборону страны.

Если закон поддержат в Верховной Раде, он вступит в действие с 1 января 2024 года. И тогда банки должны будут платить дополнительный налог с чистого процентного дохода.

«Чистый процентный доход банков для целей его налогообложения определяется как разница между суммой процентного дохода и суммой процентных расходов банка согласно данным финансовой отчетности банка за соответствующий отчетный (налоговый) период», – сказано в законопроекте.

Так сколько же заработали банки?

Сколько же заработали банки на самом деле? Действительно ли война принесла им «сверхприбыли»?

«По итогам первой половины 2023 года чистая прибыль банков составила 67,7 млрд грн – это рекордный объем прибыли для первой половины года за все время независимости. Для сравнения: в 2021 году зафиксирован пока лучший годовой результат для банковской системы по объему прибыли. Он составил 77,4 млрд грн», – говорится в пояснительной записке к законопроекту 9656.

В то же время, по данным платформы Опендатабот, общая прибыль украинских банков за январь-май 2023 года составила 53,59 млрд грн.

  • 59 банков получили прибыль – 53,66 млрд грн;
  • 6 банков – убытки в размере 0,07 млрд грн.

Первая десятка банков по размеру прибыли за 5 месяцев выглядит так:

Банк

Прибыль, млрд грн

ПриватБанк

25,48

Райффайзен Банк

3,26

ПУМБ

2,99

УкрСиббанк

2,89

ОТП Банк

2,57

Ситибанк

2,27

Ощадбанк

2,23

Укргазбанк

2,18

Укрэксимбанк

1,54

Сенс Банк

1,4

По данным платформы, этот результат – лучший как минимум за 5 предыдущих лет.

Как видим, в первые 10 банков по размеру прибыли вошли:

  • 5 «госбанков» (включая Сенс Банк, хотя на конец мая он еще не был государственным);
  • 4 банка с иностранным капиталом;
  • крупнейший украинский банк с частным капиталом – ПУМБ.

Больше всех закономерно заработал ПриватБанк: его прибыль за 5 месяцев составляет примерно половину общей банковской прибыли. Что интересно, по сравнению с «довоенным» 2021 годом прибыль Привата выросла в 3 раза.

Очевидно, именно этот рост прибыли и натолкнул на мысль, что банкам надо «поделиться» с государством.

Какие могут быть последствия?

Идея обложить банки дополнительным налогом натолкнулась на жесткую критику в банковских и финансовых кругах.

Как написал в своем телеграм-канале один из основателей monobank Олег Гороховский, такое решение автоматически приведет к росту процентной ставки по всем кредитам на 5%. Потому что банки не намерены снижать свои доходы и просто переложат дополнительный налог на плечи своих клиентов, которые и пострадают в конечном итоге.

Еще более категорично высказался вице-президент компании ICC Ukraine по вопросам налогообложения, учета и аудита Дмитрий Алексеенко.

По его словам, инициатива Гетманцева о введении налога на прибыли банков выглядит особенно цинично. Ведь банки фактически зарабатывают баснословные суммы не путем кредитования предприятий, а вкладываясь в депозитные сертификаты НБУ.

Гетманцев, по словам Алексеенко, вместо того, чтобы стимулировать развитие экономики и создавать условия для ее развития, просто нашел очередного «гуся», которого можно пощипать.

Как считает налоговый аналитик издания Forbes Вячеслав Черкашин, инициатива выглядит авантюрой. Большая часть банковского рынка (а именно 53,2% после национализации Сенс Банка) принадлежит государству. По сути получим перекладывание из одного государственного «кармана» в другой, а не реальное увеличение поступлений в бюджет страны.

Также базовым объектом налогообложения банков становятся именно доходы от ОВГЗ, включая военные (на 1 июля 2023 года процентные доходы по операциям с государственными ценными бумагами достигли 73,5 млрд грн или 52,1% от общих процентных доходов банков). Это будет означать обложение налогом покупки военных ОВГЗ банками, что является крайне негативным моментом.

В целом же, последствием такого решения станет лишь еще большее снижение уровня жизни украинских граждан за счет удорожания кредитования и роста числа и размера комиссий.

Если же говорить о зарубежном опыте аналогичных инициатив, то и он показывает бесперспективность данного пути. Например, в Испании ведущие банковские ассоциации подали судебные иски касательно неконституционности и дискриминационности такого налога, а власти Великобритании, Германии, Франции вовсе от него отказались.