Налогообложение банковских «сверхприбылей»: причины и возможные последствия
Законопроект №9656
Почему возникла такая идея, к чему она может привести, и как отреагировали банки? Finance.ua разбирался.
Еще больше актуальной информации о банковском секторе – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.
Один из авторов законопроекта – председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, народный депутат Украины Даниил Гетманцев.
Именно он 28 августа 2023 года подал в парламент законопроект №9656 о «временном» налогообложении «сверхприбылей» коммерческих банков. По сути, документ вносит правки в подраздел 4 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса.
Согласно тексту законопроекта, поданного Гетманцевым, норма должна действовать временно – с 1 января 2024 по 31 декабря 2026 года, то есть полных три года.
6 сентября член Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Николай Задорожний зарегистрировал законопроект №9656-1, который также должен отрегулировать вопрос налогообложения чистого процентного дохода банков.
Но по состоянию на утро 6 сентября текст законопроекта №9656-1 и пояснительная записка к нему на сайте Верховной Рады отсутствуют.
В законопроекте №9656 предлагается обложить налогом чистый процентный доход банков по ставке налогообложения 5% дополнительно к уплате налога на прибыль предприятий.
По мнению авторов законопроекта, банковская система Украины, несмотря на войну и экономические невзгоды, получает почти неприличные «сверхприбыли». Именно поэтому, считают народные депутаты, настало время внедрить в банковской сфере конфискационную модель сбора налогов.
Полученные средства – направить в общий фонд бюджета и использовать на оборону страны.
Если закон поддержат в Верховной Раде, он вступит в действие с 1 января 2024 года. И тогда банки должны будут платить дополнительный налог с чистого процентного дохода.
«Чистый процентный доход банков для целей его налогообложения определяется как разница между суммой процентного дохода и суммой процентных расходов банка согласно данным финансовой отчетности банка за соответствующий отчетный (налоговый) период», – сказано в законопроекте.
Сколько же заработали банки на самом деле? Действительно ли война принесла им «сверхприбыли»?
«По итогам первой половины 2023 года чистая прибыль банков составила 67,7 млрд грн – это рекордный объем прибыли для первой половины года за все время независимости. Для сравнения: в 2021 году зафиксирован пока лучший годовой результат для банковской системы по объему прибыли. Он составил 77,4 млрд грн», – говорится в пояснительной записке к законопроекту 9656.
В то же время, по данным платформы Опендатабот, общая прибыль украинских банков за январь-май 2023 года составила 53,59 млрд грн.
- 59 банков получили прибыль – 53,66 млрд грн;
- 6 банков – убытки в размере 0,07 млрд грн.
Первая десятка банков по размеру прибыли за 5 месяцев выглядит так:
Банк |
Прибыль, млрд грн |
ПриватБанк |
25,48 |
Райффайзен Банк |
3,26 |
ПУМБ |
2,99 |
УкрСиббанк |
2,89 |
ОТП Банк |
2,57 |
Ситибанк |
2,27 |
Ощадбанк |
2,23 |
Укргазбанк |
2,18 |
Укрэксимбанк |
1,54 |
Сенс Банк |
1,4 |
По данным платформы, этот результат – лучший как минимум за 5 предыдущих лет.
Как видим, в первые 10 банков по размеру прибыли вошли:
- 5 «госбанков» (включая Сенс Банк, хотя на конец мая он еще не был государственным);
- 4 банка с иностранным капиталом;
- крупнейший украинский банк с частным капиталом – ПУМБ.
Больше всех закономерно заработал ПриватБанк: его прибыль за 5 месяцев составляет примерно половину общей банковской прибыли. Что интересно, по сравнению с «довоенным» 2021 годом прибыль Привата выросла в 3 раза.
Очевидно, именно этот рост прибыли и натолкнул на мысль, что банкам надо «поделиться» с государством.
Идея обложить банки дополнительным налогом натолкнулась на жесткую критику в банковских и финансовых кругах.
Как написал в своем телеграм-канале один из основателей monobank Олег Гороховский, такое решение автоматически приведет к росту процентной ставки по всем кредитам на 5%. Потому что банки не намерены снижать свои доходы и просто переложат дополнительный налог на плечи своих клиентов, которые и пострадают в конечном итоге.
Еще более категорично высказался вице-президент компании ICC Ukraine по вопросам налогообложения, учета и аудита Дмитрий Алексеенко.
По его словам, инициатива Гетманцева о введении налога на прибыли банков выглядит особенно цинично. Ведь банки фактически зарабатывают баснословные суммы не путем кредитования предприятий, а вкладываясь в депозитные сертификаты НБУ.
Гетманцев, по словам Алексеенко, вместо того, чтобы стимулировать развитие экономики и создавать условия для ее развития, просто нашел очередного «гуся», которого можно пощипать.
Как считает налоговый аналитик издания Forbes Вячеслав Черкашин, инициатива выглядит авантюрой. Большая часть банковского рынка (а именно 53,2% после национализации Сенс Банка) принадлежит государству. По сути получим перекладывание из одного государственного «кармана» в другой, а не реальное увеличение поступлений в бюджет страны.
Также базовым объектом налогообложения банков становятся именно доходы от ОВГЗ, включая военные (на 1 июля 2023 года процентные доходы по операциям с государственными ценными бумагами достигли 73,5 млрд грн или 52,1% от общих процентных доходов банков). Это будет означать обложение налогом покупки военных ОВГЗ банками, что является крайне негативным моментом.
В целом же, последствием такого решения станет лишь еще большее снижение уровня жизни украинских граждан за счет удорожания кредитования и роста числа и размера комиссий.
Если же говорить о зарубежном опыте аналогичных инициатив, то и он показывает бесперспективность данного пути. Например, в Испании ведущие банковские ассоциации подали судебные иски касательно неконституционности и дискриминационности такого налога, а власти Великобритании, Германии, Франции вовсе от него отказались.