0 800 307 555
0 800 307 555

Когда война закончится: сценарии развития экономики страны

Рассмотрели два варианта

В этой статье Finance.ua решил собрать мнения экспертов, опыт других стран и свое личное видение вероятного развития экономики в послевоенное время именно для обычных украинцев.
Оглавление

Как бы долго ни шла война россии против Украины, она должна когда-то закончиться.

Какой украинцы увидят для себя экономику, социальные блага (включая пенсии), жилищно-коммунальные услуги после окончания войны в разных сценариях ее развития? Рассмотрим оптимистический и пессимистический сценарий.

Инвестиции как гарантия безопасности

Работа по фактическим действиям власти и международных партнеров относительно восстановления экономики продолжается и сейчас. Так, яркий пример этого: 3 сентября состоялось первое заседание Управляющего совета Инвестиционного фонда восстановления нашей страны, в состав которого вошли по три представителя от Украины и США. Также Советом предпринимателей при Офисе президента было сформировано 11 профильных комитетов: финансовый, энергетический, IТ, строительный, продовольственный, оборонный и т. д. Шестью комитетами руководят известные украинские бизнесмены. На очереди формирование других комитетов и их руководства.

Премьер-министр Украины Юлия Свириденко считает, что американские инвестиции могут стать гарантией безопасности как для Украины, так и для американского бизнеса, планирующего работать в нашем государстве.

На сегодняшний день ни о каких суммах финансирования и конкретных вложениях в определенные проекты речь не идет. Но все будет известно со временем.

Таким образом, очень хороший старт послевоенному восстановлению, когда еще до сих пор продолжаются бои, дан. Это, по сути, часть оптимистического сценария для развития экономики домохозяйств после войны.

Позитивный сценарий — членство в ЕС

Заместитель директора по торговле ценными бумагами Dragon Capital Сергей Фурса в комментарии для Finance.ua отмечает, что он видит четко два сценария послевоенного развития Украины.

Оптимистический — когда наше государство скоро станет полноправным членом Европейского союза с большими дальнейшими инвестиционными и экономическими перспективами устойчивого развития. И пессимистический — когда такого не произойдет и наша экономика станет депрессивной на протяжении многих лет, а обычные украинцы будут жить в больших финансовых проблемах.

«Других сценариев я для себя и для нас всех не вижу. Что бы кто ни говорил о проблемах европейских стран, но при членстве в ЕС мы получим огромные финансовые вложения в виде инвестиций, дешевого кредитования, быстрого развития совместных проектов», — отмечает он.

Ярким примером большой выгоды от вступления в ЕС считается Польша, которая стала членом этой организации еще 1 мая 2004 года. Интересно то, что практически сразу после этого события (буквально на протяжении нескольких месяцев. — Ред.) это государство стало также и континентальным лидером экономического роста.

В течение десяти последующих лет ВВП страны увеличился в более чем дважды — от 218 до 521 млрд долларов, а в 2021 году он составил 674 млрд долларов.

Эта страна очень скоро после ее избрания в ЕС испытала неслыханный инвестиционный и потребительский бум, благодаря доступу на новые европейские рынки был вдвое увеличен экспорт.

Польша стала также одним из ключевых европейских производителей и экспортеров в автомобильной отрасли, электронной промышленности, бытовой технике, мебельном производстве. Все это дало значительный толчок созданию новых рабочих мест и значительному увеличению заработных плат.

За более чем 20 лет (2002−24 гг.) на развитие польской экономики ЕС направил 175 млрд евро.
Впрочем, ЕС достаточно неравномерно вкладывает средства в разные страны. Об этом негативном опыте нам говорит пример Греции. Так, за период с 2008 по 2015 год Европейское Сообщество направило в эту страну 300 млрд долларов.

Таким образом, можно сделать вывод: даже став членом ЕС, у Украины есть риск того, что объемы инвестиций могут быть не столь значительными, на какие она будет рассчитывать и какие будут необходимы для послевоенного восстановления.

Хотя именно для нашей страны, которая, уверены, переживет страшную войну, сообщество может сделать исключение.

Однако рф может в любой момент в кратчайшие сроки вновь начать агрессию против Украины. А деньги, как известно, любят тишину, поэтому руководство ЕС именно по этой причине может всячески откладывать со значительным вливанием денег. Делать незначительные вложения, ставить разные совместные проекты в промышленности и рынке услуг на паузу и т. д. Кстати, аналогично могут поступать и США, рассматривая конкретный вышеупомянутый пример Инвестиционного фонда восстановления.

Отрицательный сценарий — когда членом ЕС мы не становимся

Если Украина не станет членом ЕС, то есть по негативному сценарию Сергея Фурсы, конечно, финансовая помощь и инвестиции не будут мизерными, однако эти объемы не будут идти ни в какое сравнение с возможностями при полноправном членстве в этой институции.

«В этом случае средства на восстановление и дальнейшее развитие экономики, которые, конечно, будут влиять на обычных украинцев, будут предоставлять мировые финансовые кредиторы, такие как ЕБРР и Всемирный банк. Страна также будет привлекать частных инвесторов из разных государств, ведь Украина потребует значительных средств. Однако здесь особо отмечу, что речь идет не о восстановлении городов и предприятий оккупированной территории, а именно о неоккупированной Украине. А она, конечно, пострадала в десятки раз меньше, чем тот же оккупированный Донбасс или Юг», — говорит Фурса.

С таким утверждением можно полностью согласиться. Например, по состоянию на 1 июля 2025 года Украина получила транш около 500 млн долларов от МВФ в рамках программы Extended Fund Facility, поступивший в рамках четырехлетней программы финансирования этой организацией. К 2027 году по этому документу Украина должна получить в общей сложности 15,5 млрд долларов.

Сейчас, когда наша страна еще не член ЕС (только кандидат), получает значительную поддержку через программу Ukraine Facility на 2024−2027 годы, которая предусматривает 50 млрд евро. То есть европейские финструктуры и теперь предоставляют финансирование гораздо больше, чем МВФ.

После вступления в сообщество эта поддержка будет интегрирована в общую систему финансирования ЕС, и такие суммы могут возрасти в разы. Например, до 150 млрд долларов за те же четыре года.

Если Украину не возьмут в ЕС, то ей будет очень тяжело найти значительные и необходимые суммы. Даже через МВФ. Уже не говоря о частных партнерах.

Позитивный сценарий — акцент на ключевых отраслях с качественным страхованием военных рисков. Негативный — слабое развитие со ставкой на доноров

Экс-член Совета Нацбанка Украины, эксперт Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран в комментарии Finance.ua отмечает, что положительным сценарием развития экономики страны и домашних хозяйств является четкое определение руководителями государства ключевых отраслей-лидеров и массированные действия, направленные на их мощное развитие.

«Считаю, что ключевыми отраслями экономики, на которых нужно делать главный акцент после достижения устойчивого мира, является агробизнес, энергетика и ВПК. Возможно строительство как часть текущих задач для восстановления. Чтобы эти отрасли заработали, необходимо качественное страхование от военных рисков и возобновление работы фондового рынка, бирж и возможности эмитентов брать взаймы капитал через облигации и привлекать его через IPO на западных биржах. Инвестиции являются начальным этапом всех послевоенных реформ», — резюмирует он.

Итак, фактически аналитик тоже выбирает как положительный и один из главных «еэсовский» путь развития страны.

Эксперт также уверен в том, что и без оживления экспорта Украине не обойтись: ради этого нужно построить транспортный коридор Балтика — Черное море через Польшу в порт Гданьск.

Это вполне логично, ведь такое сделает оккупацию южной части Украины экономически бессмысленной для самих россиян: откроет нашим экспортерам новые рынки сбыта в Северной Европе и других частях континента.

Фактическим негативным сценарием, то есть если этого не сделать (а потихоньку развивать все отрасли, без ставки на ключевые), будет, как уверен Виталий Шапран, следующее: Украина на годы окажется зависимой от ресурсов доноров, что будет крайне проблемно и не будет способствовать быстрому восстановлению, соответственно и росту благосостояния населения.

Доноры — это не инвесторы, и когда-нибудь донорство будет иметь свой логический конец.

Конечно, будут потеряны большие возможности для создания новых рабочих мест, поддержки релоцированных и строительства новых предприятий и компаний, роста заработных плат и увеличения сумм социальных расходов.

Восстановление жилья: государство как основной фигурант и интерес иностранных инвесторов

Говоря о влиянии различных экономических факторов на благосостояние рядовых граждан Украины после официального окончания войны (что нужно делать при любом сценарии, однако имея разные финансовые возможности и старт. — Ред.), во-первых, следует сказать об одной из главных задач власти: восстановление жилья и помощь государства в его приобретении для переселенцев с Востока и Юга страны.

Есть мнение, что 80−90% процентов ипотечных кредитов после войны будут выдаваться через государственные программы, в частности «єОселя» (сейчас этот показатель составляет 95%, а процентные ставки — 7%). Возможно, эта программа будет несколько расширена, или появятся новые подобные государственные проекты. Однако они все будут ограничены по объемам финансирования.

За рамками таких государственных программ для предотвращения всех военных рисков банки будут предоставлять и дальше ипотечные кредиты под достаточно высокие проценты -20−30% годовых.

Кстати, как отметила недавно директор департамента финансовой стабильности НБУ Первин Дадашова, Национальный банк Украины в сотрудничестве с другими государственными институтами разработал Стратегию по развитию ипотеки. Возможно ее воплощение в жизнь, если она окажется по настоящему действенной, что-то изменит к лучшему.

Что касается цен на новое и вторичное жилье, то риелторы сейчас говорят: по окончании войны они будут колебаться в пределах +/- 5%, то есть в зависимости от тех или иных факторов: то будут расти в цене, то, наоборот, будут уменьшаться. Хотя, если будут расти в цене и дальше строительные материалы, то стоимость первичного жилья, конечно, не будет стоять на месте.

Однако в случае глубокого экономического кризиса (что будет заметно по негативным сценариям развития), которому присущи задержки с восстановлением и отток населения, спрос на вторичное жилье значительно снизится. В таком случае цены на недвижимость могут упасть, особенно в старом жилом фонде, нуждающемся в ремонте или расположенном в регионах со слабой экономической активностью.

Следовательно, задача властей — найти дополнительные инструменты для расширения государственных программ по ипотеке и нивелирование рисков предоставления кредитов банками, чтобы те постепенно снижали процентные ставки.

Что касается иностранного капиталовложения: иностранные инвестиции, конечно, будут поступать, однако они будут направлены на точечные проекты и только в крупных городах.

Жилищно-коммунальные тарифы: хороших новостей для граждан очень мало

Один из самых болезненных вопросов для людей: что будет с тарифами на жилищно-коммунальные услуги, ведь они и сейчас неподъемные для многих украинцев? А после войны власти обещают их еще значительно увеличить. И если такое будет, то как будет компенсировать (или не будет компенсировать) государство эти тарифы уязвимым слоям населения?

Эксперты отвечают однозначно: тарифы будут и дальше приводиться к рыночным значениям. Что касается субсидирования государством для населения части расходов на тарифы, то этот вопрос сейчас остается открытым, хотя он тоже очень важен.

Более того: управляющий партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец отметил для Finance.ua, что по требованию партнеров для вступления в ЕС (что без преувеличения является негативным фактором для населения, которое очень обеднеет после окончания войны. — Ред.), может происходить массовое принудительное взыскание долгов за жилищно-коммунальные услуги.

Как видим, есть такой негатив для потребителей при положительном сценарии для Украины, то есть вступлении в ЕС.

Единственное, что может добавить «хорошего» настроения в этом смысле гражданам Украины, которые накопили за годы войны немалые долги за коммуналку: их, может, все же реструктуризируют или частично спишут. Но такое можно только предполагать.

Тем не менее, негатив в любом случае превышает позитив: после войны, когда отменят мораторий на рост цен на коммуналку и газ, они непременно поползут вверх. Это будет очень тяжелый удар для населения при любом сценарии — позитивном или негативном.

Пенсии: ничего не ждать?

Вопрос пенсионного обеспечения после окончания войны также будет стоять достаточно остро.

По словам Сергея Фурсы, Украина чем дальше, тем все больше окажется неспособной обеспечить более-менее средней пенсией своих пожилых граждан. В то же время эксперт добавляет, что это уже наконец-то подтолкнет и власти, и бизнес, и еще молодых людей, накапливать в течение своей рабочей жизни негосударственные пенсии в специальных частных фондах.

Здесь государство должно позаботиться о крепкой законодательной основе для функционирования таких институтов, чтобы они не превратились в фактические МММ — негосударственные пенсионные фонды 90-х — начала нулевых лет — которые только собирали деньги с людей и многие из которых оказались мошенниками, обманувшими граждан.

ET: 0.153 s, MEM: 14.0 MB