0 800 307 555
0 800 307 555

McDonald's, H&M, IKEA и Zara: какие бренды уже вернулись в Украину и кого еще ждать

Экономический фронт

Возвращение всемирно известных брендов в Украину, вспомните, как мы с вами ждали McDonald's или H&M… Но многие все еще ждут Zara, IKEA и других.
Оглавление

Действительно, полномасштабное вторжение россии вынудило международные компании приостановить работу на неопределенное время. Некоторые из них уже давно вернулись. Но есть и те, кто не спешит этого делать и ждет более благоприятных условий. Прежде всего чтобы обеспечить безопасность как персонала, так и посетителей.

Едва ли не самым громким событием минувшей осени было возобновление работы McDonald's. Первыми открылись заведения быстрого питания в Киеве. Постепенно они до сих пор открывают двери для посетителей в разных городах страны. Например, недавно работу возобновил ресторан в Днепре.

С точки зрения покупателей это вызвало большой ажиотаж – много рекламы, новостей, километровые очереди за любимыми бургерами. Но гораздо важнее то, какой сигнал это возвращение послало миру. Что бизнес в Украине может и должен работать?

В одном из интервью глава МИД Украины Дмитрий Кулеба рассказал, что во время переговоров со своим американским коллегой Энтони Блинкеном лично пытался решить этот вопрос. Тогда он заметил, что понятно, почему McDonald's нет в россии, но совершенно непонятно, почему американская корпорация не возвращается в Украину.

Кулеба и Блинкен едят в McDonald's
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и госсекретарь США Энтони Блинкен едят в ресторане McDonald's. Фото: Brendan Smialowski/Pool via Reuters

Впоследствии Кулеба объяснил, что возобновление работы McDonald's стало важным сигналом для инвесторов, что в Украине можно работать, несмотря на войну с россией.

Новые реалии, с которыми сталкиваются компании

В то же время нужно понимать, что для McDonald's это не было спонтанным эмоциональным решением, а стало взвешенным шагом. Компания провела ряд консультаций, по результатам которых ввела расширенные процедуры и протоколы безопасности сотрудников и клиентов.

Также важным вопросом, стоящим перед иностранными ритейлерами, которые решают, возвращаться ли в Украину, остается рентабельность. Во время войны платежеспособность украинцев значительно снизилась. Некоторые даже потеряли работу.

К тому же многие потенциальные клиенты (преимущественно женщины) уехали из Украины. То есть компаниям трудно спрогнозировать, какими будут продажи после того, как они возобновят свою работу.

В то же время среди преимуществ возвращаться именно сейчас бизнес-обозреватели называют следующие:

  • невысокая конкуренция;
  • много отложенного спроса;
  • возможность получить лояльного клиента.

Исследование Европейской Бизнес Ассоциации выяснило еще один важный фактор для бизнеса, возобновляющего работу в условиях войны. Это доступное страхование военных рисков.

«Среди опрошенных нами компаний 53% сообщили, что программы страхования военных/политических рисков являются для них актуальными, хотя до полномасштабного вторжения только 7% пользовались такими программами. Для 39% компаний они останутся актуальными и по окончании войны», – сообщили в Ассоциации.

К самым важным потребностям компании относят:

  • страхование активов (имущество, склады и товар, оборудование, недвижимость, производство, дебиторская задолженность);
  • страхование новых инвестиций;
  • страхование жизни;
  • страхование логистики, цепочек поставок.

Какие компании уже вернулись в Украину?

Кроме McDonald's многие другие иностранные ритейлеры уже возобновили работу в Украине. Однако, возможно, сделали это не так громко.

H&M

В начале ноября в МИДе заявили, что компания окончательно подтвердила возобновление работы в Украине. В H&M также анонсировали, что большинство магазинов в Украине откроются именно с ноября, «где это возможно».И вот 9 ноября это произошло – начали работать первые два магазина в торговых центрах Lavina Mall и Respublika Park в Киеве. В компании анонсировали возобновление своей работы с 16 ноября в ТРЦ Retroville и River Mall. Ожидается, что остальные магазины в столице возобновят работу в ближайшие недели.

Очереди в магазин H&M
Очереди в магазин H&M в ТРЦ Respublika. Фото: Иванна Пашкевич/РБК-Украина

К тому же компания анонсировала, что дополнительно пожертвует 2 млн долл. в поддержку Украины. Эти средства будут равномерно разделены между UNHCR и Save the Children для финансирования проектов предоставления убежища и жилья для пострадавших и усиления системы защиты детей.

LPP

Еще в апреле 2022 года к работе вернулся польский ритейлер LPP (бренды Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay). Первыми открылись магазины в Виннице и Львове. А уже с июня – в Киеве.

Adidas

Следом за LPP к работе вернулся и спортивный ритейлер Adidas. Компания начала с открытия четырех магазинов (Житомир, Львов и Ужгород).

Через несколько месяцев возобновили работу торговые точки и в Киеве. К тому же компания решила пожертвовать благотворительным организациям 1 млн евро. Средства были направлены на помощь украинским беженцам и детям.

Argo

Мультибрендовая компания, реализующая на территории нашей страны такие бренды как Benetton, Mango, Desigual, Parfois, Sisley, Lee Coper, Vero Moda, одной из первых возобновила работу после перерыва в марте 2022 года.

В компании публично заявили, что магазины пришлось закрыть из-за того, что траектории ракет непредсказуемы, а некоторые торговые объекты даже пострадали от обстрелов.

Компания вывезла товар в западные области Украины. А уже вскоре в Argo решили вернуться к работе, аргументируя это тем, что людям нужна одежда, а сотрудникам – работа.

New Yorker

Популярный немецкий ритейлер до войны имел около 10 магазинов в Украине. Однако возвращаться к работе компания не торопилась. Так, в Харькове торговая точка заработала 20 апреля 2023 в ТРЦ Nikolsky, спровоцировав ажиотаж и очереди, которые занимали с самого утра.

Samsung

Несмотря на то, что Samsung Electronics приостановила работу магазинов с началом полномасштабной войны, компания продолжала оказывать сервисную поддержку украинцам, соблюдая гарантийные обязательства.

Делали это там, где это было возможно. Однако уже в августе 2022 года южнокорейская компания решила возобновить работу своих брендовых магазинов в Украине.

JYSK

Датская компания одной из первых пришла в себя и начала работать в новых реалиях. Уже 21 марта 2022 года JYSK открыл двери 40 магазинов в Украине, а затем начал запускать и совершенно новые торговые точки в западных областях.

Decathlon

Для французской сети спортивных магазинов вернуться в Украину было непростым решением. Первая попытка открыться в мае 2022 года закончилась тем, что компания вынуждена была закрыть свои магазины уже через месяц.

Однако в октябре стало известно, что Decathlon все же возобновляет работу. Сначала только интернет-магазин, а впоследствии открылись и магазины в Киеве.

К слову, в первые дни полномасштабной войны ритейлер открыл двери всех своих магазинов и раздал весь товар волонтерам.

Кто еще должен вернуться в Украину?

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба недавно заявлял, что Украина сейчас работает над возвращением в Украину «базовых» брендов, таких как IKEA и Zara.

К тому же он назвал возвращение IKEA одной из целей украинской дипломатии и одним из самых долгожданных решений для украинцев. Переговоры по этому поводу продолжаются еще с мая 2022 года.

Відкриття IKEA в Україні
Открытие магазина IKEA в Киеве во время пандемии паднемії COVID-19. Фото: пресс-служба IKEA

«Это все происходит благодаря дипломатической работе и публичным кампаниям. Работа по возвращению IKEA активно продолжается, и я рассчитываю, что по этому направлению скоро тоже будут хорошие новости», – заметил Кулеба.

Глава украинского совета торговых центров Максим Гаврюшин также сообщил, что украинская команда Inditex ежемесячно ведет переговоры с центральным офисом, чтобы получить разрешение открыть магазины в Украине.

По его данным, это может произойти уже в ноябре. Речь идет о возвращении таких брендов, которыми занимается международный ритейлер одежды Inditex Group:

  • Zara;
  • Bershka;
  • Massimo Dutti;
  • Stradivarius;
  • Pull&Bear.

К слову, это последние крупные компании, которые еще не возобновили свою деятельность в Украине.

Несмотря на войну, на рынок выходят и другие компании. Так, например, в ноябре двери своих магазинов открыла польская HalfPrice, где представлены одежда, обувь, аксессуары, косметика, игрушки, а также предметы интерьера и аксессуары для дома от известных брендов.

Также на украинский рынок выходит польский бренд женской одежды Greenpoint. 20 франчайзинговых магазинов планируют открыть уже в 2024 году.

Почему возвращение иностранных компаний важно для Украины?

В условиях войны удерживать экономику на плаву не только очень трудно, но и жизненно необходимо. А возвращение международных компаний способствует решению этой задачи.

Каждое такое возвращение – это новые рабочие места и уплата налогов в государственный бюджет. Также это сигнал о надежности партнерства с Украиной, о том, что с нашей страной безопасно и эффективно работать.

«Здесь происходит некий домино-эффект: когда мы возвращаем определенные бренды, это побуждает задуматься о возвращении и другие», – объяснил глава украинской дипломатии.

По мнению Дмитрия Кулебы, чем больше международного бизнеса будет работать в Украине, тем больше уверенности в победе это будет придавать.