0 800 307 555
0 800 307 555

Как миллиардные гонорары звезд влияют на экономику разных стран?

От Beatles до BTS

Взять, например, тур The Eras американской певицы Тейлор Свифт. Это 60 выступлений, 4 млн билетов. Результат – 4,3 млрд дол. в ВВП США.
Оглавление

Успех Тейлор Свифт не первый пример, когда представители музыкальной индустрии оказали значительное влияние на экономику целых стран, и не всегда это влияние было положительным.

В этом материале в деталях рассмотрим, как звезды своими выступлениями могут поднять или, наоборот, утопить экономику страны.

Также доступна видеоверсия этого материала 👇

Эффект битломании

Легендарные британские «Жуки» вывели рок-музыку на новый уровень, подарили миру концепт музыкальных альбомов и клипов и спасли Британию от валютного кризиса. За свои зарубежные выступления, особенно в США, где Битлы приобрели огромную популярность, группа получала гонорары в американских долларах, которые в конечном итоге оседали в Банке Англии и поддерживали на плаву британскую экономику, которая в то время имела свои проблемы.

Кстати, о послевоенной экономике Великобритании мы писали в этой статье.

Бітломанія, The Beatles
The Beatles на балконе отеля Сен-Джордж, Веллингтон, во время их тура по Новой Зеландии. На улице – толпа фанатов. Примерно 20 июня 1964 года. Фото: Morrie Hill of Wellington

На пике своей карьеры Битлз каждую секунду генерировали около 650 долларов на современные деньги. Ливерпульская четверка первой в мире продемонстрировала, что массовая музыка может иметь значительную экономическую силу. И этот вклад «Битлз» отметили на самом высоком уровне, когда в 1965 году королева Елизавета сделала членов группы кавалерами ордена Британской империи.

Даже сейчас, через 60 лет после битломании, экономическое влияние группы не заканчивается. Их родной Ливерпуль превратился в место паломничества фанатов, и такая активность поклонников обеспечивает городу более 80 млн фунтов ежегодно и более двух тысяч рабочих мест.

Как концерты Тейлор Свифт поднимают ВВП стран

Тейлор Свифт уже давно имеет большее влияние, чем обычная поп-звезда. Мировые лидеры приглашают певицу провести концерты в их странах. Американские журналисты уверены, что Свифт могла бы спокойно победить Трампа на президентских выборах, а пользователи X предсказывают новый бэби-бум, если Тейлор забеременеет.

Кстати, помощники президента США Джо Байдена мечтают о поддержке Тейлор Свифт на выборах 2024 года, поскольку ее обращение по поводу сбора средств может иметь огромное значение для кампании президента, пишет Fox News.

Она же стала «Человеком года 2023» по версии Time.

Тейлор Свіфт, людина року
Тейлор Свифт на обложке Time

Вообще же Cвифт начала свою карьеру в 14 лет, и уже в 16 подписала первый профессиональный контракт со студией Big Machine Records. В настоящее время дискография певицы насчитывает 12 альбомов. В 2023 году ее треки на Spotify набрали 26 млрд прослушиваний, что принесло ей более 86 млн долларов. Заработки от альбомов и стримингов бледнут на фоне живых выступлений.

Но выступления Свифт приносят деньги не только ей, но и странам, где она выступает. По оценкам экспертов, каждый поклонник Свифт, попадающий на ее концерт, тратит более 1 тыс. долларов. Кроме стоимости билета, сюда входит приобретение костюма на мероприятие, расходы на проезд, проживание и еду в местных заведениях. И, конечно, выпивка.

К примеру, за два концерта тура в Денвере (административном центре штата Колорадо в США) ВВП штата вырос на 140 млн долларов благодаря тому, что каждый фанат певицы в среднем тратил 1300 дол. на отели, рестораны и покупки.

Некоторые обозреватели утверждают, что реальное влияние тура еще больше, ведь тысячи фанатов приезжают в города концертов, даже не имея билетов – просто, чтобы поддержать певицу.

Из-за своего влияния на экономику Тейлор попала в отчет Федерального резервного банка Филадельфии: там отметили, что во время тура был установлен рекорд бронирования в городских отелях с начала пандемии COVID-19.

Именно поэтому некоторые мировые лидеры, чьи страны не попали в маршрут тура, начали активно привлекать Свифт.

К примеру, с просьбой приехать в гости с выступлением к певице через соцсети обращались президент Чили Габриэль Борич и лидер одной тайской партии Пита Лимджароэнрат. Мэр Будапешта Гергей Карачонь направил ей письмо, а канадский депутат Мэтт Женеро вообще подал официальную жалобу в Палату общин – таким образом он выразил обеспокоенность тем, что исполнительница не планирует выступать в стране, а значит, Канада не получит доходы от ее концерта.

Однако есть и оборотная сторона таких мощных туров звезд.

Бейонсе помешала шведской инфляции замедлиться

Два концерта поп-дивы Бейонсе в Швеции в мае 2023 года, хоть и собрали большое количество денег, ничего хорошего стране не принесли.

Экономисты Danske Bank считают, что решение певицы начать свое мировое турне в Стокгольме привело к резкому росту цен на некоторые услуги. На фоне наплыва ее поклонников из-за границы аренда номеров в местных отелях и блюда в ресторанах повысились в цене на 3%, а сервис заведений для отдыха и культуры – на полтора.

Именно из-за концертов Бейонсе рост инфляции в стране не замедлился, как это предполагали местные экономисты. По данным шведского статистического агентства Sweden Statistics, базовая инфляция в мае составила 8,2%, когда экономисты ожидали, что в среднем она упадет до 7,8%, а шведский центробанк – до 8,1%.

BTS обеспечивает экономику Кореи на уровне с Samsung и Hyundai

BTS, самая известная k-pop группа в мире, приносит около 5 млрд долларов в Южную Корею. Это составляет 0,5% экономики всей страны. По своему финансовому влиянию BTS стоят в одном ряду с такими гигантами как Samsung и Hyundai.

В 2019 году выступление BTS в Сеуле обеспечило 0,9% от общего ВВП города. Успех группы также питает туризм в Корею, ведь около 800 тысяч человек приезжают в страну из-за BTS.

BTS
Южнокорейский бойзбенд BTS. Фото: AXELLE/BAUER-GRIFFIN/FILMMAGIC

Популярность группы даже помогла возродить туристическую индустрию в Сеуле в 2016 году, когда та пришла в упадок на фоне конфликта Китая и Кореи из-за развертывания последней системы противоракетной обороны THAAD.

Как и Тейлор Свифт, BTS тоже создает экономическую ценность для городов – хостов их выступлений. Концерт 2019 года на лондонском стадионе Wembley имел экономическое влияние около 13 млн долларов, а каждое выступление тура Love Yourself World Tour 2018 сгенерировало примерно 5 млн долларов, которые поддержали секторы транспорта и туризма в городах Америки, Европы и Азии, принимавших звезд.

Музыкальный фестиваль Гластонбери и британская экономика

Музыкальные фестивали – еще один значимый источник финансирования местных бюджетов. Тысячи людей, приезжающих оторваться под любимые группы, тратят деньги на питание, одежду, жилье и транспорт, чем поддерживают местные бизнесы.

Ярким примером этого является фестиваль Гластонбери, который проходит каждое лето в юго-западной Англии. Гластонбери проводится с 1970 года и пользуется невероятной популярностью – билеты на фестиваль в 2023-м раскупили за час. И это не удивительно, ведь хедлайнерами того года стали легенды: Элтон Джон, Gun N' Roses и Artic Monkeys.

Ежегодно на фестиваль приезжают сотни тысяч человек. В последние годы около 200 тысяч посетили событие, а рекордным стал фестиваль 1994-го, когда 300 тысяч ценителей приехали послушать музыку Джонни Кеша, Radiohead, Бьорк и других популярных исполнителей.

Так сколько же денег Гластонбери приносит локальной экономике? Можно посчитать.

В 2023 году билет на все 5 дней фестиваля стоил 340 фунтов. С 200 тысячами посетителей это составляет плюс минус 68 миллионов фунтов. Конечно, часть этих денег пойдет на гонорары звездам, но значительную сумму также получит местная экономика через аренду территории и оплату местным подрядчикам.

Кроме того, локальные компании – заправки, гостиницы, супермаркеты, рестораны – получат дополнительный прилив денег на фестивале. За каждые 10 фунтов, потраченные на фестивале, 17 возвращаются в местную экономику и стимулируют местный транспорт и индустрии гостеприимства и ритейла.

В целом, фестиваль ежегодно генерирует более 100 миллионов фунтов для местных бизнесов и благотворительных инициатив. Так, организаторы отдают часть прибыли на локальную благотворительность. Например, в 2023 году фестиваль поддержал два проекта: первый – по обогащению местных начальных школ и второй – по выращиванию овощей для продовольственных банков, а также внес вклад в местную больницу.

А что с музыкальной экономикой в Украине?

К сожалению, по сравнению с американцами, британцами или корейцами мы не можем похвастаться музыкальной индустрией, которая генерирует миллионы для экономики.

В 2020 году агентство музыкального консалтинга Soundbuzz проанализировало, что происходит с нашим музыкальным рынком, и пришло к неутешительному выводу: почти 70% украинских авторов и исполнителей песен работают в тени и не платят налоги, поэтому трудно говорить о каких-то серьезных вливаниях от гонораров звезд в нашу экономику.

С другой стороны, из-за российского вторжения в Украине больше не проходят концерты звезд мирового масштаба, которые могли бы принести дополнительные прибыли для наших бизнесов. Такая же участь постигла наши музыкальные фестивали – Altas Weekend, Zaxidfest, UPark, Faine Misto, которые перешли на камерные форматы или вообще перестали проводиться.

Но на самом деле не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Учитывая, что наша музыкальная индустрия долгое время зависела от россиян, в 2024 мы видим серьезный прогресс. Молодые исполнители перестают ориентироваться на российскую сцену и переходят в западный контекст, российская музыка исчезает из топов Spotify и Apple Music, а украинские звезды покоряют плейлисты иностранцев.

Например, NK, она же Настя Каменских стала поп сенсацией Латинской Америки и первой из украинцев попала в мировой чарт Billboard, а Go_A после выступления на Евровидении завоевали сердца фанатов электронной музыки со всего мира. Международное признание получила и Джамала, недавно вошедшая в тройку самых популярных мировых исполнителей из Spotify Equal.

Наша музыкальная индустрия имеет большой экономический потенциал, не говоря уже о ее культурном влиянии и мягкой силе дипломатии. Здесь мы на правильном пути и после победы сможем увидеть расцвет популярной музыки, концертных туров украинских артистов по всему миру и рост экономических результатов.

Не зря украинцы «положили» «Дію», чтобы отправить Alyona Alyona и Jerry Heil представлять нашу страну на Евровидении. Кстати, букмекеры уже дают нам большие шансы на победу. Будем надеяться, что Евровидение-2025 мы сможем уже принять у нас дома.