Банковские переводы: если отправили деньги не туда

Удастся ли вернуть средства?

Как часто вы отправляете переводы с карты на карту? А сколько раз вы отправляли подобные переводы незнакомым людям (например, авансовый платеж за какой-то товар)? Всегда ли деньги доходили по назначению?
Оглавление

К сожалению, это совсем непраздные вопросы. Периодически происходят крайне неприятные случаи, когда деньги уходят «в никуда», а не тому человеку, которому они предназначались.

Почему это происходит? И что в этом случае можно сделать?

Finance.ua пообщался с технической поддержкой нескольких украинских банков, и вот что нам удалось узнать.

Все о банковских операциях – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего важного.

Нужен лишь номер карты получателя

К переводам с карты на карту надо относиться крайне ответственно.

Чтобы его осуществить, обычно вводится лишь 16-значный номер карты получателя. Даже если получатель обслуживается в другом банке, никаких других данных банк-отправитель не запросит. Ввести фамилию, имя и отчество получателя нельзя – это просто не предусмотрено алгоритмом.

Механическая ошибка при вводе номера карты (в случае, например, если неправильно введена одна цифра. – Ред.) будет обнаружена специальной программой (для этого используется алгоритм Луна).

В случае же, если ошибочно введены две цифры из 16-значного номера карты, алгоритм проверки может дать сбой, и такую ошибку программа может пропустить.

Еще хуже, если при вводе номера карты вы введете номер карты не того получателя, которому планируете отправить сумму. При этом сам номер карты будет правильным, и программа отправит деньги, не понимая, что вы ошиблись.

Как правильно отправлять перевод с карты на карту

Лучше всего, если вы просто скопируете номер карты из сообщения, которое вам прислали. При этом вы видите, кто его прислал, и вероятность ошибки исключается.

Если же сам получатель неправильно указал номер карты, вы всегда можете апеллировать к тому, что отправили перевод по заданным реквизитам.

Хуже, если вы вводите номер самостоятельно. В случае, если вы вводите его на экране платежного терминала, есть шанс, что появится хотя бы имя и первая буква фамилии получателя. Тогда в случае ошибки вы сразу увидите это.

Если же номер вводится вручную в мобильном приложении, остается лишь надеяться на свою внимательность.

Перед тем, как нажать кнопку «Отправить», стоит еще раз внимательно все проверить.

Кстати, отправить деньги можно и по номеру телефона. Такая функция, например, есть у ПриватБанка и monobank. И если в monobank эта возможность включена по умолчанию, то в ПриватБанке ее нужно запустить самостоятельно: Приват24 – Настройки – Платежные настройки – Перевод по номеру.

Если у получателя включена эта функция, и номер записан в ваших контактах, можете смело выбирать его из записной книжки, проблем с переводом не должно возникнуть.

Если ошибочный перевод сделан в пределах одного банка

В случае, если платеж проводится в пределах одного банка (например, с карты ПриватБанка на другую карту ПриватБанка. – Ред.) шанс вернуть ошибочно перечисленную сумму есть.

Прежде всего, в этом случае проще определить получателя. Стоит сразу же обратиться в службу поддержки. Вот что сотруднику редакции ответили в monobank:

Поддержка разберется, что произошло, и если нет факта мошенничества (когда деньги реально отправлены за товар, а потом отправитель требует вернуть платеж. – Ред.), может помочь с возвратом ошибочного платежа.

Кстати, в monobank у вас есть несколько секунд, чтобы отменить любой платеж.

Если ошибочный перевод сделан на другой банк

Гораздо хуже ситуация, если по ошибке отправили деньги не туда, и они ушли на другой банк.

В этом случае, как сообщали Finance.ua в службах поддержки разных банков, ничего уже сделать нельзя. Единственное, что можно предпринять – попробовать написать получателю денег и попросить вернуть ошибочный платеж.

Вот что утверждает поддержка ПриватБанка:

При этом в ПриватБанке заявили, что даже если перевод сделан внутри банка, помочь с возвратом средств они не смогут:

Следовательно, если деньги отправлены на другой банк, единственное, что можно сделать, – это направить письмо на другой банк с указанием сути проблемы и просьбой вернуть деньги.

В этом случае разбираться будет банк-получатель, и шанс вернуть деньги очень небольшие.

Кстати, банк-получатель может отказать в информации о владельце карты, поэтому напрямую обратиться к нему с просьбой вернуть деньги тоже не выйдет.

Как вариант – отправить ошибочному получателю минимально возможную сумму и в назначении платежа описать ситуацию (лимит 160 символов. – Ред.). Возможно, человек откликнется и вернет ваши средства.

***

Подытожим: если перевод ушел не туда, куда нужно, вернуть деньги практически невозможно, если получатель сам добровольно их не вернет.

Хорошо, если речь идет о незначительных платежах, но в случае крупной суммы невнимательность может обойтись дорого. Поэтому всегда перепроверяйте реквизиты, по которым отправляете деньги.

В завершении статьи можем лишь перефразировать всем известную поговорку: семь раз проверь, один раз отправь. С таким подходом вероятность ошибки будет минимальной.

P. S. Поможет суд

Уже после публикации материала в редакцию обратился один из наших постоянных читателей, оказавшийся в такой ситуации – перевел большую сумму денег не тому получателю. Последний отказался ее возвращать.

«Мне нужно было сделать два платежа разным незнакомым мне людям. Первый платеж на 5 тыс. грн прошел корректно, тому кому нужно. Другому человеку я должен был перевести уже 30 тыс. грн. Но я забыл скопировать номер второй карты, в буфере осталась карточка первого получателя. То есть я ему, кроме тех 5 тыс. грн, прислал еще 30 тыс. грн. Все переводы были в пределах ПриватБанка», – рассказал читатель.

Когда он понял, что перевел деньги не тому получателю, первым делом обратился на горячую линию ПриватБанка. Отменить платеж нельзя, объяснили там. Служба поддержки банка пообещала связаться с получателем и с его согласия вернуть деньги владельцу.

На обработку этого запроса ушло несколько часов. Разумеется, безрезультатно. Сотрудники ПриватБанка предложили нашему читателю обратиться в полицию:

«Как вы и написали в статье, я сделал копеечный перевод с просьбой вернуть деньги. Получатель проигнорировал. Поэтому я написал заявление в полицию, что сделал ошибочный перевод, а человек отказался его возвращать. У меня же были только номер карты и ФИО того человека. Полицейские сказали, что будут работать над моим заявлением. Ждал их вердикта около месяца. Когда пришел, мне сообщили, что ничем помочь не могут, ведь вариантов выхода на этого человека нет, как и оснований делать запрос на банк. Правоохранители порекомендовали обращаться в суд».

Наш читатель так и поступил. Он составил исковое заявление и добавил выписки из банка. Суду хватило номера карты и ФИО получателя, чтобы идентифицировать человека и запустить рассмотрение дела.

В ходе процесса опрашивался истец, свидетели, сверялась банковская информация. В конце концов суд принял сторону нашего читателя и присудил ответчику вернуть ошибочный перевод и покрыть судебные издержки. Основанием для этого стал факт, что ответчик получил средства неправомерно и не смог доказать, что деньги были перечислены за предоставленные товары или услуги.

«Сейчас я на том этапе, когда у меня есть решение суда в мою пользу. Следующий шаг – обратиться в Исполнительную службу. Они уже будут взимать деньги с этого человека», – рассказал наш собеседник.

Но нужно быть готовым, что это длительный процесс. Читатель, историю которого мы рассказали, сделал перевод еще в мае 2022 года. По его словам, дело в полиции могут рассматривать до месяца, а в суде – 3-6 месяцев, ведь рассмотрение дела, как обычно бывает в судебной практике, переносят. После решения суда есть еще месяц, чтобы его обжаловать, только после этого оно вступает в силу. С ним и нужно идти в Исполнительную службу.

Кроме того, впрягаться в тяжбу есть смысл, если речь идет о большой сумме денег, потому что, кроме уже потерянных денег, придется пойти на дополнительные расходы: в случае нашего читателя – 4-5 тыс. грн. Это услуги юриста, который помог правильно составить иск и подготовить другие необходимые документы, судебный сбор, расходы на рассылку писем и дорогу в Белую Церковь, где и проходил суд (по месту регистрации ответчика. – Ред.).

Кстати, во время процесса стороны абсолютно спокойно могут пойти на мировое соглашение – получателю просто нужно вернуть ошибочный платеж. Но, как видим, рассчитывать на это не приходится и нужно готовиться идти к победному концу.