10 полезных советов клиенту банка в военное время
Проверено на себе
Очередь к банкомату ПриватБанка напоминала уменьшенную копию старой советской очереди в Мавзолей. Неудивительно, что наличные в нем закончились задолго до того, как подошла его очередь. При этом в ближайшем продуктовом магазине, в котором уже выметали продукты, объявили: «Терминалы не работают». Соседний банкомат ПриватБанка тоже был пуст.
Другой бы запаниковал, но только не наш эксперт. Отлично зная все нюансы работы банковской системы, он решил проверить, как это все работает в подобных условиях.
У него все вышло, а свой опыт он решил изложить в 10 полезных советах для менее опытных клиентов банков.
Все, что нужно знать о банках и картах – в нашем телеграм-канале. Не забудьте подписаться.
Его подвело пристрастие к банковским картам и тем, что ими можно платить уже практически везде (кроме продуктового рынка, разве что). Он почти не держал в бумажнике наличных – и в подобной ситуации сразу немного растерялся.
Чтобы этого не произошло, запомните: какая-то сумма (у каждого она будет разная) должна всегда храниться в наличных и быть под рукой. Мало ли что.
Нисколько не умаляя достоинств этого банка, хотелось бы отметить: в Украине еще 70 других банков, с некоторыми из которых вполне стоит работать.
Например, у банка ПУМБ есть отличная дебетовая карта «ВсеКарта», позволяющая делать без комиссий практически все, в том числе снимать наличные в любых других банкоматах.
C чем же связана такая популярность Привата? Во-первых, в свое время он очень динамично развивал сеть своих отделений и в какой-то момент стал вторым по их количеству после Ощадбанка. Во-вторых, ПриватБанк очень активно внедрял зарплатные, студенческие и прочие проекты, поэтому и смог сильно нарастить эмиссию своих карт.
Практику снятия без комиссии в «чужом» банкомате вводит все больше банков. В свое время сделал это и ПриватБанк. Поразительно, но типичному клиенту ПриватБанка свойственны две вещи:
- у него нет других карт, кроме карты самого Привата;
- он не знает, что снять деньги без комиссии с приватбанковской карты можно в любом банкомате.
Следовательно: если вы нашли любимый банкомат пустым (а заправлять их быстро сейчас не выйдет), не паникуйте, а просто поищите любой банкомат другого банка и попробуйте снять в нем.
Правда, привычных «по 20 тыс. гривен каждые три часа» тут ждать не стоит. Банкоматы не сильно любят карты «чужаков». С той же приватовской карты в чужом за один прием получится снять от 200 (у самых «жадных») до 1000-2000 гривен (у более «щедрых»). Здесь уж как повезет.
Уверен, в банке хоть раз в жизни вы слышали вопрос: «Вам какую карту оформлять: VISA или MasterCard?» И на ваш вопрос: «А какая разница?» – чаще всего получали ответ: «Да никакой!».
Но это не так. У обоих международных платежных систем есть свои «фишки».
Снимать наличные в «чужих» банкоматах лучше с карты системы VISA.
Почему? Все просто: комиссия банка-эквайера (владельца банкомата) от банка-эмитента, выпустившего карту, будет меньше по карте MasterCard. Т.е. такая транзакция менее выгодна для банка, которому придется потратиться на работу кассиров и инкассаторов, чтобы пополнить банкомат кешем.
Именно потому банкоматы настраивают так, чтобы по «чужим» картам MasterCard выдавать минимальные суммы – от 200 до 500 гривен (изредка – 1000). А вот по картам VISA можно надеяться снять в чужом банкомате до 2000-3000 гривен. К картам ПриватБанка это не относится, его в «чужих» банкоматах не любят.
Вы спросите: «А зачем?». Вот как раз для такого случая.
Наш эксперт в прошлом году оформил карту «Правильная» от Кредобанка. И несмотря на то, что это карта системы MasterCard, родной банкомат выдал ему несколько раз по 5000 (максимальная сумма снятия по «родной» карте в банкомате), пока на карте не закончились деньги.
Много так не снимешь: банк предусмотрел бесплатное снятие только 50 тыс. грн в месяц. Но зато снять эти 50 тыс. можно было в 10 приемов подряд, лишь предварительно повысив лимит на снятие наличных по карте. И ушло бы на это (наш эксперт снимал меньше) не более 10-12 минут.
В результате карта для выплат ПриватБанка осталась лежать в бумажнике, а карта Кредобанка – реально выручила.
Этот совет крайне важен, если вы снимаете в банкомате с карты другого банка («чужой» карты). В нем могут остаться купюры только в одной кассете (например, по 200 гривен). Или же все кассеты для простоты и удобства заряжены купюрами одного номинала (теми же 200 гривен).
Если при этом на «чужую» карту выставлен лимит 1000 гривен, у вас все получится. Но если выставлен лимит 500 гривен, то при попытке снятия такой суммы банкомат выдаст ошибку, которую можно принять за отсутствие денег.
На самом деле банкомат действительно не может выдать 500 гривен, если у него остались только купюры по 200 гривен. Надо просто запросить 400 гривен.
Кроме того, стоит помнить, что некоторые банки устанавливают лимит на количество операций с картой. Это надо уточнить в своем банке на горячей линии. По картам ПриватБанка: сказали, что ограничений по количеству снятий нет, а сумма «20 000 каждые три часа» действует и для снятий в чужих банкоматах.
Имея на руках «ВсеКарту», наш эксперт зашел в отделение банка ПУМБ (кстати, с работающими операционистами, кассой и банкоматом) и спокойно, практически без очереди снял кругленькую сумму «на черный день».
Стоит отметить – в кассе без комиссии с этой карты можно снять лишь 2 раза в месяц.
Поэтому наряду с картой ПриватБанка наш эксперт рекомендует оформить еще две карты для снятия наличных: «ВсеКарту» от банка ПУМБ и «Правильную» от Кредобанка.
Вчерашний день, кроме проблем со снятием наличных и отключением терминалов в магазинах, ознаменовался также повальным снижением кредитных лимитов своим клиентам.
Таскомбанк, Альфа-Банк и другие понизили кредитные лимиты по картам клиентов до суммы текущей задолженности (по сути обнулив их). И клиенты, надеявшиеся совершить оплату такой картой, получили сообщения «Недостаточно средств».
Стоит отметить, что клиентам даже не приходили сообщения от банков о снижении кредитного лимита. И с проблемой они чаще всего сталкивались именно на кассе.
Кассиры быстро смекнули, что происходит, и уже на следующий день в тех местах, где терминалы работали, всех честно предупреждали: «Только не кредитной картой!».
Что же делать, чтобы этого не произошло? Во-первых, иметь несколько кредиток от разных банков (как это и было у нашего эксперта). А во-вторых...
Не смогли снять наличные? Не беда! Возможно, рассчитаться этой картой в магазине все же получится. Стоит попробовать. Кстати, именно дебетовой «Правильной» картой Кредобанка наш эксперт и оплачивал покупки на следующий день, в пятницу.
То есть, если вы не смогли рассчитаться картой в одном-двух магазинах, это не повод вообще выкладывать ее из бумажника. Возможно, терминалы все же заработают. Наличные в подобной сложившейся ситуации лучше приберечь, а более активно тратить именно деньги на карте.
В наше время все сложнее становится найти человека, у которого нет «Черной» карты monobank. Но если вы ее до сих пор не оформили, подумайте это сделать.
Первый мобильный банк «без отделений» под руководством Олега Гороховского и его команды смог в очередной раз удивить: в то время, как другие банки массово резали клиентам лимиты, monobank установил всем своим клиентам по 10 тыс. кредитного лимита. И для тех, кто в первый день войны остался без денег, это была просто находка.
Самое главное – не теряйтесь в подобных ситуациях. Надо просто владеть необходимой информацией, иметь выдержку и не паниковать.