0 800 307 555
0 800 307 555

Закон о валюте. Что изменилось за два года

Хронология

7 июля 2018 года был принят новый Закон Украины «О валюте и валютных операциях». Ровно через 7 месяцев, 7 февраля 2019 года, он вступил в силу, заменив собой устаревший Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 года.
Оглавление

Целью данного Закона было обеспечить реальную, а не декларируемую, свободу осуществления валютных операций. За прошедшие два года Национальный банк отменил около 30 различных ограничений.

Инфографика: НБУ

Что дал новый Закон

1. Седьмого февраля 2019 года был официально разрешен онлайн-валютообмен для клиентов-физических лиц. Они получили полное право покупать и продавать не только наличную, но и безналичную валюту, хранящуюся на счетах.

Одни банки разрешили делать это онлайн практически круглосуточно, другие – только в рабочее время. Лимит покупки был установлен в пределах эквивалента 150 тысяч гривен в день, продажа – без ограничений.
Первыми, кто буквально в этот же день запустил услугу онлайн-валютообмена, были: ПриватБанк, monobank, Альфа-Банк, Укрсиббанк, ОТП Банк, Альтбанк и Банк Конкорд. Спустя два года купить и продать валюту через интернет предлагают уже 28 банков из 73, действующих в Украине.

28 апреля 2020 года предельная сумма валютных операций, для которых установлены упрощенные требования к валютному надзору, была повышена со 150 до 400 тысяч грн (в эквиваленте).

2. Отменили индивидуальные лицензии на валютные операции за рубежом.
С 7 февраля 2019 года Национальный банк ввел понятие «электронного лимита» (э-лимит) на отдельные операции физических лиц по переводу ими средств из Украины или на текущие счета нерезидентов-юридических лиц, открытых в Украине, в размере 50 тысяч евро в год. К таким операциям относится:

  • осуществление инвестиций за рубеж;
  • размещение средств на собственных зарубежных счетах;
  • перевод средств по договору страхования жизни;
  • предоставление кредита нерезидентам.

Для юридических лиц аналогичный э-лимит был установлен в размере 2 млн евро в год.

18 декабря 2019 года Национальный банк увеличил годовой э-лимит на проведение физическими лицами отдельных валютных операций с 50 до 100 тысяч евро.

3. На момент вступления в силу Закона о валюте экспортеры были обязаны продавать 50% своей валютной выручки. С 1 марта 2019 года норма обязательной продажи была снижена с 50 до 30%, а с 20 июня 2019 года – полностью отменена.

4. С 7 февраля 2019 года в два раза – со 180 до 365 дней – увеличился предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам.

С 16 мая 2019 года предельные сроки осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам были отменены для целого перечня операций:

  • импорт товаров по государственным контрактам по оборонному заказу;
  • импорт услуг или лекарственных средств по договорам Министерства охраны здоровья;
  • импорт товаров, используемых для производства космической и авиационной техники и агрегатов;
  • экспорт-импорт товаров в рамках соглашений о распределении продукции;
  • экспорт работ и услуг (кроме транспортных и страховых услуг и работ) и прав интеллектуальной собственности.

5. Отменен двойной контроль по операциям по экспорту продукции. Валютный надзор осуществляет только тот банк, который получил информацию о соответствующей таможенной декларации.

Фактически Национальный банк этим решением окончательно самоустранился от всякой ответственности за операции клиентов. Обязанность разрабатывать нормативные документы и следить за их выполнением возложена на коммерческий банк, обслуживающий клиента.

А за экспортно-импортными операциями на сумму до 150 тысяч гривен валютный надзор был отменен полностью. С 28 апреля 2020 года эта сумма увеличилась до 400 тысяч гривен.

6. С 7 февраля 2019 года был в 10 раз увеличен лимит на переводы иностранной валюты за границу без открытия счета для физических лиц – с 15 до 150 тысяч гривен в день.

С 28 апреля 2020 года лимит был увеличен до 400 тысяч гривен в день. При этом в случае открытия счета физлицом и предоставления необходимых документов ограничения по сумме нет.

7. Юридическим лицам был разрешен ввоз-вывоз банковских металлов, если это предусмотрено их уставом.

8. Юридические лица-нерезиденты получили разрешение открывать текущие счета в украинских банках и проводить через них валютные операции, в том числе инвестиционные операции и операции, связанные с обслуживанием кредитов от нерезидентов. В сфере осуществления валютных операций нерезидентам дали те же права, что и резидентам.

9. 7 августа 2019 года Национальный банк разрешил бизнесу покупать иностранную валюту за счет кредитных средств в гривне без ограничений по сумме.

Тем не менее, анализировать источники средств для покупки банки продолжают в рамках антиотмывочного законодательства, которое практически «срослось» с валютным.

10. 9 сентября 2019 года Национальный банк отменил ежемесячный лимит в размере 5 млн евро на репатриацию средств от продажи ценных бумаг, корпоративных прав, а также средств, полученных вследствие уменьшения уставных капиталов юридических лиц, выхода из хозяйственных обществ иностранными инвесторами. Кроме того, был расширен перечень операций, которые разрешено осуществлять по счетам нерезидентов.

11. 7 февраля 2020 года Национальный банк предоставил иностранным банкам возможность свободно проводить расчеты в гривне с другими иностранными банками по операциям по покупке/продаже иностранной валюты с использованием своих корреспондентских счетов в украинских банках.

С этого момента иностранные банки получили возможность не только заключать договора по покупке/продаже иностранной валюты за гривну с любыми украинскими банками, но и проводить подобные операции между собой.

Последние новшества

16 января 2021 года в рамках продолжающейся валютной либерализации Национальный банк отменил сразу несколько ограничений:

  • запрет для клиентов-юридических лиц на продажу иностранной валюты на условиях «форвард». Ранее подобные операции проводились исключительно с целью хеджирования рисков изменения курса иностранной валюты по экспортно-импортным операциям и по кредитным договорам, а также для приобретения юридическими лицами-нерезидентами облигаций внутреннего государственного займа Украины;
  • запрет для клиентов-физических лиц на операции по покупке-продаже иностранной валюты за гривны на условиях «форвард»;
  • запрет на операции по покупке и продаже иностранной валюты и банковских металлов на условиях маржинальной торговли;
  • запрет на расчеты в иностранной валюте во время покупки государственных ценных бумаг, номинированных в валюте. Последнее особенно актуально для расчетов за размещаемые министерством финансов облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) в долларах и евро;
  • запрет на проведение банками операции на условиях «своп» с физическими лицами-резидентами, если первая часть такой операции подразумевает продажу клиенту иностранной валюты или банковских металлов.

Кроме того, Национальный банк разрешил банкам и небанковским учреждениям покупать у населения иностранную валюту за безналичные средства в гривне через терминалы самообслуживания и утвердил порядок проведения подобных операций.

В частности, определено, что после продажи валюты через платежные устройства средства в гривне будут зачисляться на собственные текущие счета физлиц.

С 5 февраля 2021 года электронный лимит на отдельные операции физических лиц по переводу ими средств из Украины был увеличен еще в 2 раза – со 100 до 200 тысяч евро. Таким образом, украинцы получили еще больше возможностей делать инвестиции за рубеж.

Что осталось сделать

По мнению советника председателя правления Кредитвест банка Василия Невмержицкого, для полной валютной либерализации Национальный банк должен сделать два ключевых шага.

  • Отменить запрет на свободную покупку валюты для юридических лиц.

    Предоставить такое право всем субъектам хозяйственной деятельности, а не только экспортерам и импортерам. Тем более, что этот шаг уже анонсирован.

    Конечно, на начальном этапе это решение может вызвать повышенную волатильность на рынке. Но со временем это сделает валютный рынок не только более ликвидным, но и более защищенным перед атаками спекулянтов и ситуативными факторами.
     
  • Разрешить небанковским учреждениям напрямую принимать участие в торгах на межбанковском валютном рынке и осуществлять международную перевозку валюты. Естественно, при наличии соответствующей лицензии.

    Это также будет способствовать повышению ликвидности межбанковского валютного рынка и существенно улучшит ситуацию на наличном валютном рынке. Например, в плане работы со старыми и поврежденными купюрами иностранной валюты.