Сколько стоит жить в Варшаве?
История одного украинца
Почему Варшава? В Украине в основном представлены офисы IT-аутсорсеров. Мне же хотелось получить опыт работы в крупной продуктовой IT-компании. Польша для этого отлично подходит. Cвои R&D-офисы тут имеют IBM, Oracle, Google, Intel и другие известные компании. Нет разве только Apple. Я изначально решил ехать в столицу, хотя впоследствии стало понятно, что в Кракове, Вроцлаве или Гданьске тоже можно вполне неплохо себя чувствовать как в профессиональном, так и в социальном плане.
Именно с поиска квартиры началось мое знакомство с Варшавой. Еще 5 лет назад рынок недвижимости здесь был более цивилизованным, чем в Украине сейчас:
- здесь легко снять квартиру или комнату без посредников;
- заключение официального договора аренды – общепринятая практика, а не исключение;
- арендатор может зарегистрироваться по месту жительства;
- распространен безналичный расчет и собственники жилья месяцами могут не докучать арендаторам.
Основная масса объявлений сосредоточена на нескольких сайтах. Вооружившись Google-переводчиком, я начал изучать доступные варианты. Жилье нашел довольно быстро. Это была 2-к квартира площадью 42 кв м на правом берегу Вислы в районе с хорошей транспортной развязкой. Обошлась она мне в $500 в месяц.
Сегодня такое жилье стоит $600-$650. То ли в силу экономического роста, то ли по причине наплыва мигрантов с востока, но цены в Польше продолжают уверенно расти на все категории товаров и услуг, и рынок недвижимости, конечно, не исключение.
В разных городах Польши по-разному рассчитывается стоимость коммунальных услуг. Например, в Варшаве в большинстве домохозяйств платится фиксированная сумма, которая покрывает почти все услуги. Я по счетчику оплачиваю только электроэнергию. При этом безлимитно пользуюсь центральным отоплением и водой. А, допустим, в Кракове, чаще встречаются домохозяйства, где стоят счетчики на воду, газ и тепло.
Стоимость коммунальных услуг в среднем составляет около $100 за 2-комнатную квартиру. Квартиры или дома с газовым отоплением зимой могут потянуть $200 в месяц. Стоимость их аренды, как правило, ниже. Иногда в объявлениях попадаются неприглядные варианты по бросовым, на первый взгляд, ценам. Но с учетом отопления в итоге выходит плюс-минус рыночная цена.
Отдельно стоит остановиться на рынке электроэнергии. В отличие от Украины в Польше можно выбирать поставщиков электричества и, при желании, менять их. Примерно так, как и операторов мобильной связи. Например, Orange – оператор мобильной связи в Польше – предлагает пакеты услуг вместе с электроэнергией.
Системы взаиморасчетов за газ и электроэнергию тоже имеет свою специфику. Обычно оператор на протяжении примерно полугода выставляет некий средний счет без учета реального потребления по счетчикам. Затем раз в полгода-год производится сверка с фактическими показателями и делается коррекция – часть суммы возвращается или, наоборот, что-то придется доплатить. По итогам корректируется стандартный месячный платеж на следующие полгода-год, и дальше снова все повторяется.
Первое, что хочется сказать про общественный транспорт в Варшаве и Польше вообще – он удобный, современный и очень грамотно спроектирован. Понятие маршрутки в столице отсутствует. Вообще. Городская и пригородная сеть маршрутов покрыта исключительно рейсовыми полноформатным автобусами и трамваями. Все по расписанию, которое легко посмотреть в мобильных приложениях, на сайтах и электронных табло. Ну или в распечатанном виде – оно есть на каждой (!) остановке. Причем с маршрутом движения каждого транспортного средства по остановкам и временем движения между каждой из остановок.
Еще одной из сильных сторон транспортного сообщения Варшавы является его тесная и гармоничная интеграция с системой железнодорожного транспорта. В первую очередь, с городской (SKM – Szybka Kolej Miejska) и пригородными электричками. SKM не имеет ничего общего с попыткой сделать нечто подобное в Киеве. В Варшаве это современные комфортные поезда с мягкими сидениями, несколько маршрутов, единый билет, интеграция с главным аэропортом Шопена.
Билеты тарифицируются по времени. Если покупать их поштучно, то это достаточно дорого – почти $0,9 за 20-минутный проезд или около $1,1 за проезд с пересадками в течение 75 минут. Но месячный проездной на все виды обойдется примерно в $30. Впрочем, отдельные билеты тоже универсальны. Они действуют в метро, трамвае, автобусе, SKM. В итоге, добраться из аэропорта Шопена в центр (8 км) можно за каких-то 20-30 мин в комфортном вагоне чуть дороже чем за доллар. Проездной позволяет даже ездить на любой электричке (даже не городской) или поездах в пределах города. Дело в том, что в Варшаве есть три основных ж/д-вокзала: Wschodnia, Centralna, Zachodnia. И любой поезд «прошивает» город с востока на запад или наоборот, делая там остановки.
В ночные часы работает отдельная сеть автобусов. Метро работает в ночные часы с пятницы на субботу и частично с субботы на воскресенье плюс праздники. Стоимость ночного проезда без изменений. Детальное расписание движения ночного транспорта также указано на каждой остановке.
Рынок такси в Варшаве тоже гораздо более цивилизованный, чем в Украине. Возят только по счетчику и в большинстве случаев можно расплатиться картой. Цены вполне умеренные – $5-10 по городу, $10-15 в аэропорт Шопена, который по аналогии с Жулянами находится в черте города.
Тем не менее, Uber и его аналоги myTaxi, Taxify составляют заметную конкуренцию традиционным службам такси. Качество авто у них нередко оставляет желать лучшего, но стоимость проезда будет более демократичной. За рулем, кстати, нередко можно встретить русскоязычного водителя.
В разных городах Польши работают разные операторы, которые предлагают велосипеды напрокат. В Варшаве это Veturilo. Сейчас сеть насчитывает несколько сотен станций и несколько тысяч велосипедов, в том числе детских, с электроприводом и для двух человек. На практике это означает, что велосипед легко найти где угодно, даже на окраинах. Дефицит возникает только в особенно популярных местах в погожие летние деньки. Регистрация через интернет, перед очередной поездкой на счету должно оставаться не менее $2,5. Первый час аренды стоит примерно $0,25, второй – $0,75, третий – $1,25, четвертый и далее – $1,75. Но никто не мешает менять велосипеды на станциях и обнулять счетчик, первые 20 мин и вовсе бесплатные.
Сервис появился приблизительно в 2019 году. Самокаты уже стали неотъемлемой частью урбанистическго пейзажа польской столицы. Самые популярные операторы – Lime и hive, хотя в городе их намного больше. В отличие от велосипедов у самокатов нет привязки к станциям. Брать и бросать можно где угодно (с некоторыми ограничениями, за нарушение правил парковки предусмотрен умеренный штраф). Оплата поминутная. Например, короткий проезд летним днем в течение 10 минут обошелся мне примерно в $2. Такси в ряде случаев может оказаться дешевле (особенно Uber).
Операторов, которые предлагают взять автомобиль на прокат с поминутной оплатой, и вовсе около десятка. Самым популярным каршерингом сегодня в Варшаве является Panek. Сервис предлагает пакеты с поминутной оплатой + километраж, есть суточные, на несколько дней, на неделю, месяц. Машины разные – от эконом до премиум-класса, стоимость соответственно также отличается.
Для примера приведу расценки эконома. Посадка обойдется в $0,75, километр – $0,39, за минуту простоя придется заплатить $0,039. Итого поездка по городу на расстояние 10 км обойдется примерно в $5.
Минимальный месячный пакет аренды машины стоит $459.
Самой большой популярностью в Польше пользуются крупные сетевые маркеты: Carrefour, Lidl, Auchan, Tesco, Kaufland. Такой себе формат ритейла без претензий. Сети элитных супермаркетов с ассортиментом дорогих продуктов и высоким уровнем обслуживания практически отсутствуют. В Кракове, к примеру, один такой закрылся, и на смену ему пришел Carrefour Market. И этот пример в целом показателен. Популярны также и сети недорогих магазинов Biedronka и Zabka.
Цены на некоторые категории товаров вполне могут конкурировать с украинскими. Если сильно постараться, то взрослому человеку можно прокормиться и за $15 в неделю, но это будет экстремальная продуктовая корзина. Если удвоить расходы, то за $150 в месяц можно вполне комфортно питаться неплохими продуктами из супермаркетов.
Но нужно быть готовым к тому, что ряда привычных нам продуктов найти не получится. Поляки, к примеру, не знают, что такое вареная колбаса или маринованные помидоры. Селедки пряного посола здесь тоже нет, а пельмени можно найти только в редких кафе.
Еще в Польше набирает популярность тема эко и здорового питания. Но за участие в модном тренде придется раскошелиться. Например, за баночку березового сока объемом 0,3 л придется отдать 2 евро. Примерно тот же уровень цен на продукты на различного рода ярмарках, которые здесь тоже популярны. На них, как правило, торгуют мелкие предприниматели с акцентом на эко.
Поляки любят поесть. Поэтому кафе, ресторанов, баров и кофеен всех видов и мастей тут полно. Есть из чего выбрать. Популярна азиатская кухня (индийская, тайская, китайская, вьетнамская, корейская). Суши тоже есть, но таким спросом как в Украине они не пользуются и достаточно дорогие. Аналог нашей шаурмы (здесь нет такого слова) – турецкий кебаб.
Собственно, кебаб и является зачастую одним из самых доступных блюд польского общепита. Стоит он $3-4. Цены на бизнес-ланчи стартуют от $4-5. Примерно во столько же обойдется шот в хорошем баре, хотя есть и наливайки с разбавленной водкой по $1 за порцию. Чтобы полноценно пообедать в кафе без алкоголя, придется раскошелиться на $10-15 за человека.
Пафосных и запредельно дорогих заведений даже в польской столице очень мало. Разве только тематические вроде винного ресторана или Whiskey-бара.
В Польше есть два крупных международных оператора мобильной связи – Orange и T-Mobile и два местных – Play и Plus. На основе этих четырех сетей предоставляет свои услуги целый ряд виртуальных операторов, но среди местного населения они не пользуются спросом. Это, скорее, вариант для приезжих. В любом случае каждую SIM-карту в обязательном порядке нужно регистрировать и привязывать к паспорту, даже если это припейд.
Припейд обойдется в $5-10 в месяц, контракт обычно стартует с $10-15. Последний предпочтительнее, поскольку включает больший объем бесплатного трафика в роуминге ЕС, больше интернета внутри страны, а также нередко он идет прицепом с покупкой нового телефона. Именно по этой причине купить iPhone последней модели в Польше не так тяжело – стоимость аппарата делится на 24 равные части, а услуги идут в пакете с большой скидкой.
Номинальная стоимость проводного интернета составляет около $15 в месяц при заключении двухлетнего контракта. Все необходимое оборудование и работы по его подключению в этом случае оператор производит бесплатно. Есть предложения с меньшей абонплатой, но при этом на старте нужно заплатить за модем и подключение. В итоге выходит примерно та же сумма.
Очень популярны различные пакетные предложения. Тот же Orange предлагает на одном контракте получить и мобильную и стационарную связь, а также интернет с телевидением. Все вместе обойдется примерно в $20-25 в месяц, что существенно дешевле, чем покупка этих услуг у разных операторов по отдельности.
Мобильные операторы также предлагают мобильный стационарный интернет с 4G модемом. Такая услуга интересна для людей, проживающих за пределами густонаселенных районов с плохо развитой кабельной инфраструктурой. Ну или для тех, кто просто не хочет тянуть по квартире кабеля. Сети LTE в Польше выдают высокую скорость, поэтому на практике разница с проводным интернетом почти не заметна. Правда, стоит такая связь на $5-10 дороже, либо сравнима по цене со страционарым интернетом, но ограничена по объему.
В Польше можно купить карту Multisport. Стоит она около $40 в месяц. Но за эти деньги вы получаете доступ практически в любой спортивный клуб на территории всей страны, включая бассейны и другие плюшки. Месячный абонемент в какой-то конкретный клуб можно взять в двое дешевле.
Билет на сеанс в национальной сети кинотеатров Cinema City стоит $4-8 в зависимости от времени показа. Но и тут есть «пакетный» подход. Можно за $14 купить карту Unlimited, которая позволяет смотреть кино без ограничений и дополнительно получать скидки в сети общепита на территории кинотеатров. Единственное, за 3D и 4D сеансы, нужно будет немного доплатить даже с ней.
Театры в Польше тоже весьма популярны. В Варшаве и Кракове свой репертуар предлагают десятки различных коллективов. Стоимость билета стартует обычно от $10. Исключение – ночь театров, которая бывает раз в году. Тогда любимыми спектаклями можно насладиться бесплатно.
За посещение музеев обычно нужно заплатить $4-5 и выше. Но, опять же, есть ночь музеев и отдельные дни для бесплатного посещения. Вообще, даже самые бедные в Польше легко смогут удовлетворить свой культурный голод, не потратив ни гроша. В столице на выходных обычно проходит целый ряд различного рода выставок, концертов и прочих мероприятий совершенно бесплатных и открытых для всех желающих.
В отличие от Украины, где медицина все еще квазибесплатная – по крайней мере, можно вот так запросто сходить к семейному доктору с насморком, в Польше правила игры очерчены более четко, и они более жесткие. Хотя, пожалуй, тоже далеки от идеала.
Каждый официально работающий на территории Польши человек обязан делать взносы в фонды социального страхования, в которых аккумулируются средства для пенсионных, медицинских и других выплат. В зависимости от вида трудового договора (в Польше их три основных) это 14%-24% от месячного дохода. Это правило также касается и самозанятых предпринимателей (таких как ФЛП в Украине), но они платят фиксированную сумму: окодо $300 долл в месяц (в 2 раза меньше в течение первых двух лет).
Взамен каждый делающий такие отчисления получает право бесплатно пользоваться государственной медициной. В целом, это неплохо, но обратной стороной медали являются очереди. Они могут составлять целые месяцы, чтобы просто попасть на прием и пожаловаться на боли в сердце. Даже в травмпункте или в больнице уже после вызова скорой помощи вполне возможно придется провести несколько часов в ожидании свободного врача, если у пацента не угрожающее жизни состояние.
Практически все лекарства в Польше, кроме самых элементарных от боли головы или йода, отпускаются по рецепту врача. Поэтому, так или иначе, на прием к нему придется попасть.
Иностранец без страховки или местный житель с мелкой проблемой может обратиться в одну из частных клиник, оплатив около 50 евро за визит. Примерно во столько же (или чуть меньше – зависит от пакета) составляет абонентская плата за обслуживание в одной из местных сетей частных клиник. Например, Luxmed, Enelmed или Medicom. Покупать такого рода медицинскую страховку или нет – дело сугубо добровольное.
Безусловно, для меня нет ничего красивее склонов Днепра. Да и по масштабам Варшава в лучшем случае сравнится разве только с одной правобережной частью Киева. И то с большой натяжкой. Но, прожив 5 лет в польской столице, я наглядно убедился в том, что по уровню развития урбанистической инфраструктуры она далеко ушла вперед. Киев продолжает оставаться не лучшим образчиком СССР. В первую очередь, это касается городского транспорта и инфраструктуры для велосипедистов. Бесконтрольное строительство высоток без мест для парковки автомобилей и зеленых зон тоже не добавляет комфорта в повседневной жизни киевлянам. При всем при этом стоимость жизни в Варшаве ненамного выше, чем в украинской столице. Разница – 20%-25%.
Я все еще часто бываю на родине, и, ориентируясь на расценки января 2020 года составил приблизительную сравнительную таблицу стоимости месяца жизни в обоих городах: