Приватизация «Большевика». Что будет дальше
Семь минут для «Первого киевского машиностроительного завода»
Торги длились семь минут, а финальная цена составила 1 млрд 429 млн 17 тыс. грн, что на 40 млн грн больше стартовой цены.
Победителем стало ООО «Дженерал Коммерс», которое, как выяснилось, связано с группой UFuture Василия Хмельницкого и Андрея Иванова. В покупку объекта также вложилась девелоперская компания А Development.
О больших покупках и как за них не переплачивать – в нашеме телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы быть в курсе.
ПКМЗ в частности имеет участок на Трухановом острове и оздоровительную базу в Затоке Одесской области, однако борьба прежде всего велась за 34 гектара (почти 48 футбольных полей) недалеко от станции метро «Шулявская». Отсюда до Крещатика примерно три километра.
Инфографика: Transparency International Ukraine
Объектом интересовались 15 компаний, но до торгов дошли лишь три. Кроме победителя «Дженерал коммерс» в аукционе участвовали «Инвест новация» Степана Черновецкого и «ДК каскад» Виталия Хомутынника. Фактически же за «Большевик» торговались лишь двое участников аукциона.
О возобновлении производства в Киеве речь не идет. Напротив, покупатель имеет право распоряжаться территорией основной промышленной площадки и другой недвижимостью по своему усмотрению.
В условиях продажи среди прочего отмечается, что инвестор обязан не только покрыть 481 млн грн долгов, которые имеет предприятие, но и сохранить его основной вид деятельности.
Правда, таким сохранением будет считаться деятельность общества на мощностях дочернего предприятия «Жашковский завод тяжелого машиностроения».
Организаторы аукциона сами отметили, что самым эффективным использованием основной производственной площадки «Большевика» является масштабная офисно-жилая застройка.
Готового проекта или концепции будущей застройки еще не имеет, но А Development обещает сделать здесь новую точку притяжения в Киеве:
«Те, кто знаком с нашими проектами и нашей деятельностью, точно знают, что там не будет уродливых высоток. Мы намерены сделать на базе «Большевика» еще одну точку притяжения в Киеве. Концепции еще нет, но это точно будет комфортное многофункциональное пространство, не хуже, чем A-Station и другие наши проекты».
A-Station – это проект реставрации и редевелопмента исторических корпусов бывшего завода «Арсенал», здания военной комендатуры и Никольских ворот.
Фото: A-Station / Facebook
Впрочем, окончательное решение по изменению целевого назначения участка – компетенция Киевского городского совета и столичных депутатов.
Интересно, что Киевсовет пытается через суд выкупить в собственность здание цеха № 5, отстаивая свою позицию общественной необходимостью – реконструкцией транспортной развязки на уставшем Шулявском мосту.
Киевсовет даже пытался через суд наложить запрет на приватизацию «Большевика», но безрезультатно.
В марте этого года Верховная Рада разблокировала процесс Большой приватизации, приняв соответствующий правительственный законопроект. Премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил тогда, что правительство в этом году планирует привлечь в бюджет до 12 млрд грн от продажи госимущества.
Впрочем, этот план объективно недостижим. Ближайший приватизационный аукцион готовят на 20 декабря 2021 года. С молотка должно уйти АО «Объединенная горно-химическая компания», стартовая цена которого – 3,7 млрд грн.
«Надо понимать, что основная цель приватизации – это не принести деньги в бюджет. Основная цель – взять и на конкурсной основе предоставить новую жизнь активу. В него потом вкладывается много инвестиций дополнительно. А еще это борьба с коррупцией. Уменьшение количества государственных предприятий и активов в управлении государственных органов власти лишает источника коррупции», – пояснил глава Фонда государственного имущества Украины Дмитрий Сенниченко.
Среди других объектов большой приватизации готовятся:
- ЧАО «Президент-Отель»
- ПАО «Одесский припортовый завод»
- ГП «Угольная компания «Краснолиманская»
- ДПАТ «НАК «Украгролизинг»
- АО «Турбоатом»
- ПАО «Азовмаш»
- ОАО «Тернопольоблэнерго»
- ПАО «Центрэнерго»
- АО «Харьковоблэнерго»
- ПАО «Запорожьеоблэнерго»
- АО «Хмельницкоблэнерго»
- АО «Николаевоблэнерго»
- ПАО «Сумыхимпром»
- АО «Ориана»
- ЧАО «Индар»
- ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат»
Правительство заинтересовано в приватизации нестратегических предприятий. А вот стратегические так и останутся в государственной собственности. Премьер-министр Денис Шмыгаль ранее даже озвучил перечень объектов, которые не будут продавать ни при каких условиях:
- НАК «Нафтогаз Украины»
- НАЭК «Энергоатом»
- НЭК «Укрэнерго»
- «Укргидроэнерго»
- «Укрзализныця»
- «Укрпочта»
- «Южмаш»
Самым ярким примером для Украины в вопросе приватизации может быть соседняя Польша.
В 1990 году в государственной собственности Польши находились почти 8,5 тыс. предприятий. Это почти втрое больше, чем сейчас есть в Украине. По состоянию на сентябрь 2020 года Польша имеет только 30 госпредприятий.
Избавляться от убыточных активов Польша начала благодаря «шоковой терапии» Лешека Бальцеровича, чтобы как можно быстрее перейти от плановой государственной экономики, оставшейся в наследство от Польской Народной Республики, к рыночным отношениям и верховенству частной собственности.
К 2015 году прибыль государства по продаже имущества составила более 153 млрд злотых (38,25 млрд долларов по сегодняшнему курсу. – Ред.).
Через несколько лет после свержения коммунистического режима в Словакии в 1989 году правительство возглавил авторитарный лидер Владимир Мечиар. Под его управлением страна получила прозвище «черная дыра Европы».
Именно Мечиар стал инициатором первой волны приватизации государственных предприятий. Впрочем, приватизацией это только называлось. На самом же деле происходила передача влияния на предприятия конкретным лицам, приближенным к власти.
К этому процессу не допускали иностранных инвесторов, аргументируя, что они приведут предприятия в упадок.
Таким образом, в стране сформировался олигархат, приближенный к премьеру.
После провальной пятилетки Мечиара в 1998 году правительство Словакии возглавил Микулаш Дзуринда. Прежде всего он взялся за неэффективные государственные банки, привлекая и иностранный капитал. Параллельно происходила настоящая приватизация. Инвестиции привлекались в телекоммуникации, энергодистрибьюторские компании, газоснабжение и энергогенерацию.
По данным Государственного агентства по инвестициям и торговле (SARIO), в течение 2003 года было подписано 22 инвестиционных соглашения на 1,55 млрд долл., а в 2004-м – еще 47 на 2,26 млрд долл.
Литва сохраняла контроль над стратегическими отраслями, но планировала приватизировать 71% государственной собственности.
До середины 1992 года участвовать в приватизации могли только отечественные инвесторы, имевшие специальные ваучеры. К 1995 году в частную собственность перешли 48% крупных и 45% малых предприятий.
С июня 1995-го в Литве началась вторая стадия приватизации, на которую были допущены иностранные инвесторы. В течение 1996-1997 годов приватизировали 158 предприятий, а доля иностранного капитала составила 79%.
До 1999 года на продажу выставили 1098 средних и 14 крупнейших предприятий – от нефтедобывающих компаний до Центра государственного радио и телевидения и Балтийских верфей, которые приобрели датские инвесторы.
«Мой абсолютный принцип заключается в том, что не дело правительства заниматься бизнесом. Я буду поощрять частное предпринимательство, ведь именно от него возникает прибыль и инициатива. Однако некоторые стратегически важные государственные предприятия должны остаться в руках государства», – заявил тогдашний президент Литвы Валдас Адамкус, занимая должность в 1998 году.
Сегодня в Литве насчитывается 48 государственных компаний.
Приватизация неэффективных государственных предприятий в Румынии началась в середине 00-х с создания в 2005 году специального инвестиционного фонда Fondul Proprietatea.
В него внесли доли государственных пакетов акций 80 предприятий, в том числе стратегически важных объектов по генерации и распределению электроэнергии и газа, морские порты, аэропорты и другие.
В фонд вносились не контрольные пакеты акций, а миноритарные (10-20%). То есть контроль над предприятием оставался у государства.
Управляет фондом американская инвестиционная компания Franklin Templeton, которая смогла привлечь в румынскую экономику миллиарды долларов иностранных инвестиций.
В 2011 году Fondul Proprietatea прошел листинг на местной фондовой бирже. Это позволило акционерам свободно реализовывать акции, а новым инвесторам свободно их покупать.
С 2015 года акции румынских компаний можно покупать на Лондонской бирже.
В июне 2020 года парламент Румынии принял закон о приостановлении приватизации государственной собственности на два года. Свое решение депутаты объяснили коронакризисом – мол, экономика страны будет в трудном положении, что может уменьшить стоимость государственных активов.
Как свидетельствует иностранный опыт, приватизация неэффективных государственных предприятий дает экономике ощутимый толчок для развития. Также она позволяет привлечь иностранный капитал, что делает страну более привлекательной для инвесторов.
Пока рано говорить, как приватизация «Большевика» повлияет на экономику, но уже понятно, что через несколько лет серое пятно заброшенного завода на столичной Шулявке получит новую жизнь. Однако еще рано ставить точку в этой истории, как минимум из-за цеха № 5, который нужен Киевсовету.