0 800 307 555
0 800 307 555

Как перевезти свой бизнес на Запад Украины

Три реальные истории релокации

Из-за полномасштабного российского военного вторжения все больше компаний переезжают в западные регионы Украины. Министерство экономики Украины рапортует о том, что с начала войны из зоны боевых действий эвакуировалось 216 предприятий, 97 из которых уже возобновили работу на новом месте (данные на 11 апреля 2022 года).
Оглавление

Около 30% компаний обосновалось во Львовской области. Благодаря им в регионе было создано почти 700 новых рабочих мест.

Finance.ua пообщалcя с предпринимателями, которые решили перевезти производство именно во Львовскую область. Узнали у них, почему выбрали именно этот регион, чем им помогает местная власть, и какие во время релокации возникают трудности.

Работающие предприятия, которые платят налоги — желанные гости в любом регионе. Неудивительно, что местные власти всячески помогают им освоиться на новом месте.

«Мы собираем информацию о ключевых потребностях: необходимая площадь помещения, высота потолков, мощности потребляемой электроэнергии и прочее. Исходя из этого формируем базу подходящих для них объектов и даем прямые контакты собственников этих помещений. В среднем на каждый поступающий запрос мы даем по 10-15 предложений», — рассказывает Finance.ua руководитель отдела инвестиционной политики Львовской ОГА Орест Фильц.

Если найти подходящее помещение сразу не удается, то на период военного положения львовские чиновники обещают бесплатно предоставить склады для хранения оборудования. Чтобы у собственников компаний была возможность спокойно, без суеты определиться с будущей локацией.

После переезда, по словам Фильца, бизнес также может рассчитывать на помощь властей с временным расселением приехавших сотрудников. Поиском недостающего персонала, оформлением разрешительных документов: регистрация, перерегистрация, сертификация продукции, внесение КВЭД-ов в список критического импорта и прочих бумаг, необходимых для работы.

Заявку на релокацию компании можно оформить на портале ДП «Прозорро.Продажі» или обратившись непосредственно в местную областную администрацию выбранного региона. Если интересует Львов и область, то Фильц предлагает звонить и писать ему напрямую: +380680681751

Вот истории трех внутренне перемещенных компаний, которые уже воспользовались львовским гостеприимством.

Больше историй бизнеса – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного.

Алексей Хоц, 39 лет, совладелец компании «ОТС Украина»


Алексей Хоц (справа) и его партнер Вячеслав Колесников (слева). Фото предоставлено героем публикации

Алексей Хоц владеет долей в «ОТС Украина» — компании, которая более 20 лет производит промышленные одно- и двухсторонние клейкие ленты.

Их применяют при упаковке, герметизации (в том числе зданий), маркировке зон и для прочих нужд. Они продаются почти во всех строительных супермаркетах Украины: «Эпицентр», «Новая Линия», «Олди», а также в небольших хозяйственных магазинах.

Среди ее клиентов много промышленных предприятий: производителей холодильного, торгового и другого оборудования. Четверть продукции уходит на экспорт.

У Хоца есть два партнера по бизнесу: Вячеслав Колесников, с которым они вместе управляют им внутри страны, а также бельгийская компания Option Tape Specialtie — главный совладелец «ОТС Украина» и поставщик сырья для производства.

После начала войны главный партнер помог перевезти часть сотрудников украинской компании и их семьи в Бельгию (всего 25 человек), а Хоц и Колесников занялись эвакуацией производства на Запад Украины.

Ранее оно находилось в Киеве по адресу Николая Краснова, 27. Там «ОТС Украина» арендовала помещение площадью около 1300 кв. м, где до войны работало 42 человека.

Решение о релокации бизнеса было принято за пару дней. Вблизи Киева тогда уже шли бои, а мощности «ОТС Украина» находились на западе столицы, ближе к Буче и Ирпеню — теперь уже известным всему миру городам, в которых зверствовали российские оккупанты.

В итоге партнеры решили, что лучше потерять деньги на переезде, чем просто ждать и надеется, что ничего страшного не произойдет.

«Нашей целью было сохранить оборудование, рабочие места и, главное, наш коллектив, который формировался долгие годы. Сотрудники — основной ресурс практически любого бизнеса», — говорит Хоц.

Сотрудники — основной ресурс практически любого бизнеса.

Привязанности к конкретной области на западе Украины у партнеров не было. Но вышло так, что окончательное решение о переезде было принято тогда, когда, они находились во Львовской области и занимались отправкой за границу семей сотрудников «ОТС Украина». Там же и обратились в местную ОГА.

«Признаться честно, были удивлены степенью участия, которое проявили сотрудники обладминистрации. Учитывая прошлый, далеко не всегда позитивный опыт общения с различными госорганами, мы надеялись на то, что нам хотя бы не станут мешать. Но в этом случае с нами коммуницировали молодые и ответственные ребята, которые действительно по-человечески старались помочь. Постоянно звонили, предлагали разные варианты по аренде», — делится впечатлениями бизнесмен.

Выслушав его пожелания к будущему помещению, местные чиновники довольно оперативно дали контакты потенциальных арендодателей. Дальше уже партнеры сами связывались с ними и договаривались о просмотрах. Подходящие площади нашлись в городе Великие Мосты, что в 50 км от Львова.

Кстати, кроме львовских властей, основателям «ОТС Украина» звонили и предлагали помощь из других западных регионов Украины, куда те даже не обращались.

«Один из недавних звонков был с Ровенской области. Спрашивали, не хотим ли мы перебраться в их регион. Говорим, что уже переехали. Они выслушали с пониманием, но сказали, мол, если что — обращайтесь. Я даже не знаю, откуда у них наши контакты, – рассказывает Хоц. – То есть области уже конкурируют между собой за бизнес-переселенцев.

Области уже конкурируют между собой за бизнес-переселенцев.

И я считаю, что это здоровая и правильная конкуренция. Чем больше в регионе предприятий, тем больше рабочих мест и налогов в местную казну».

Был в этой истории с переездом и неприятный момент. Во Львовской ОДА партнерам дали контакты людей в Укрпочте, которые должны были помочь с машинами и вывозом оборудования. Был подписан соответствующий договор. За 4 дня до даты переезда Укрпочта подтвердила подачу машин. Чтобы успеть к сроку нужно было провести большую работу: демонтировать станки, упаковать товар, сырье.

«Мы привлекли почти всех сотрудников, кто на тот момент был в городе. А таких было немного, поскольку кто-то ушел служить в ВСУ, кто-то в тероборону. Все работы проводились под звуки сирен и грохот орудий», — вспоминает Хоц.

Но за несколько часов до того, как должна была начаться загрузка, Укрпочта все отменила. Аргументировали тем, что рядом идут бои и это слишком рискованно. Партнерам в срочном порядке пришлось искать грузовики самостоятельно.

В итоге с большим трудом удалось найти и «зафрахтовать» 11 грузовых фур. Аренда одной обошлась в среднем в 60 тыс. гривен.

Переезд начался на 4 дня позже запланированного, что, по словам Хоца, заставило бизнесменов поволноваться, поскольку в условиях войны это большой срок, за который может произойти много чего.

Первую машину партнеры загрузили в Киеве 18-го, а последнюю разгрузили в Великих Мостах 28 марта. Еще неделю заняла установка оборудования на новом месте. Частично производство уже работает, и компания отгружает продукцию. Хотя, из-за войны продажи упали примерно на половину от прежнего уровня, признается Хоц.

Из Киева во Львовскую область переехало 10 сотрудников «ОТС Украина». Еще столько же компания наняла среди местных и будет продолжать расширять штат дальше.

В целом партнеры рады, что релокация состоялась и, если бы не история с Укрпочтой, то были бы полностью довольны ее проведением. Поэтому тем, кто только планирует пройти этот путь, Хоц рекомендует на каждом этапе искать альтернативные варианты.

«Нашли одного перевозчика? На всякий случай обсудите возможность перемещения вашего бизнеса хотя бы еще с одним. Как показал мой опыт, один вас может подвести. То же самое с новым помещением. Рассмотрите хотя бы один запасной вариант. Всегда есть риск, что потенциальный арендодатель в самый последний момент может передумать или взвинтить цену», — советует предприниматель.

Андрей Черуха, 31 год, учредитель бренда одежды ETNODIM


Андрей Черуха. Фото предоставлено героем публикации

Андрей Черуха — основатель компании, которая с 2009 года производит украинскую этническую одежду под брендом ETNODIM: мужские и женские вышиванки, вышитые платья.

До начала российского военного вторжения ETNODIM выпускал 1500-2000 изделий в месяц. 95% продукции продавалось в Украине, остальное экспортировали в несколько стран.

Офис, основной магазин и производство предприятия, в котором работает 55 человек, находились в Киеве. Все цеха размещались на 400 кв. метрах площади на улице Кирилловской.

В середине марта недалеко оттуда упала одна из выпущенных по Киеву российских ракет. После этого Черуха стал думать, как и куда эвакуировать если не производство, то хотя бы склад с готовой продукцией. Ведь ее там было на миллионы гривен.

«Это довольно дорогой актив и при этом не особо объемный — все можно было упаковать и вывести одним грузовиком», – говорит предприниматель.

Продукцию было решено переместить во Львов. С помещением помог приятель – у того была своя студия звукозаписи, которая на тот момент пустовала. Черуха купил стеллажи и оборудовал там временный склад.

Несколько дней со своими сотрудниками раскладывал перевезенный товар, а затем сообщил в соцсетях о том, что у ETNODIM есть готовая продукция и ее по-прежнему можно заказывать в интернет-магазине компании. И народ откликнулся, посыпались заказы.

«Спустя 4-5 дней мы поняли, что товар заканчивается. И, чтобы было чем торговать, нужно срочно перевозить и восстанавливать производство», – продолжает бизнесмен.

Первым делом перевезли запасы льна, лекала, образцы моделей, ноутбуки, на которых хранились разработки компании, и частично швейное оборудование.

Поначалу в планах было эвакуировать все мощности, в том числе и большие вышивальные машины, которые пришлось бы перевозить грузовыми фурами и где-то размещать. Поэтому за помощью в поисках помещения для нового цеха Черуха обратился во Львовскую ОДА.

«После этого мне перезвонили почти с каждого районного центра области с предложениями разместить там свое производство. Предлагали и помещения для цехов, и общежития для сотрудников», — рассказывает основатель ETNODIM.

Но помощь местных властей не понадобилась. Через знакомых он нашел во Львове местное швейное производство, у которого были простаивающие мощности. Собственники этого предприятия передали в распоряжение Черухи одно из своих ателье вместе с оборудованием. Добавив к имеющимся там мощностям свои, которые частично были перевезены из Киева, предприниматель наладил работу цехов пошива и вышивки одежды, на что ушло примерно неделю времени.

Сейчас во львовском филиале ETNODIM трудится 20 сотрудников, которые перебрались из столицы и ее окрестностей. Черуха всех обеспечил жильем. Часть людей продолжают работать в Киеве и области.

«Мы развезли им по домам швейные машины, снабжаем материалами, а они шьют небольшие партии и отправляют нам Новой Почтой. То есть большая часть нашей команды так или иначе задействована и сейчас. Даже те, кто не переехал во Львов», – говорит предприниматель.

Переезд обошелся его компании более чем в 200 тыс. гривен. Что до объемов продаж, то тут ETNODIM уже смог восстановить довоенный уровень. Причем активно покупают не только в Украине, но и за рубежом.

Более того, доля экспорта выросла с 5% до примерно 60%. Сейчас компания продает свои изделия по всей Европе и в США. Если раньше за границей их покупали в основном представители украинских диаспор, то сегодня, когда Украина оказалась в центре мирового внимания, среди клиентов появилось много тех, кто здесь еще никогда не был.

В ближайшее время основатель ETNODIM намерен возобновить производство и в Киеве. Но теперь у компании появился надежный партнер во Львове.

«Люди уже знакомы с особенностями нашей продукции и могут шить для нас одежду. А вообще, я убедился в том, что на Западе Украины живут гостеприимные люди, которые всегда готовы помочь в трудную минуту», – подытожил Черуха.

На Западе Украины живут гостеприимные люди, которые всегда готовы помочь в трудную минуту.

Дмитрий Шамин, 36 лет, исполнительный директор компании «Матролюкс»

За 17 лет работы компания «Матролюкс» смогла стать одним из крупнейших в Украине производителей ортопедических матрасов с долей рынка в 35-38%.

До начала войны она производила до 4 тыс. изделий в сутки, которые продавали около 4 тыс. дилеров.

Главный офис и все цеха располагались в Днепре на 20 тыс. кв м, где работало около 1 тыс. сотрудников.

Сейчас компания перемещает часть производства во Львов. Одна из линий уже переехала и выпускает продукцию.

Решение о релокации было принято в первых числах марта. Главным поводом для переезда стала, конечно же, война.

Руководство компании решило эвакуировать часть мощностей в более безопасный регион. Но второстепенной причиной ее исполнительный директор Дмитрий Шамин называет логистические преимущества Запада Украины.

После начала войны перемещение грузов по Украине сильно подорожало и усложнилось. Для «Матролюкса», который активно занимался благотворительностью, это стало проблемой.

«Мы бесплатно со складов отправляли матрасы в убежища и больницы Днепра, Киева, Львова, Одессы, Ивано-Франковска, Винницы. Через пару недель они стали заканчиваться, а спрос наоборот рос. Плюс наши западные дилеры обрывали телефоны запросами на матрасы для переселенцев», – рассказывает Шамин.

Поставки сырья (в основном из Европы) и готовой продукции в регионы превратились в настоящее испытание. Поэтому часть производственных мощностей компании было решено перенести на Запад, ближе к границам, а именно во Львов.

«Почему туда? Главных причин три: хорошая транспортная развязка, наличие логистических центров и отзывчивость местной власти. Львовская ОДА оперативно отозвалась на нашу заявку о релокации и сразу предложила помощь», – говорит исполнительный директор «Матролюкс».

Местные власти помогли найти помещение площадью в 10 тыс. кв. м на территории одного из заводов. Туда компания планирует перевести часть цехов по производству матрасов, ДСП и корпусной мягкой мебели. Если обобщить, то во Львов переедет около 30% ее производственных мощностей.

Пока же львовские цеха компании разместились на базе регионального склада «Матролюкса». Мощности подведенной к нему электролинии хватило для запитки дополнительного оборудования, там есть рампа и удобный подъезд для крупногабаритного транспорта.

Первыми делом туда перевезли оборудование для производства топперов — тонких матрасов. Именно они были наиболее востребованы по волонтерской линии. Цех по их производству компания запустила через неделю после переезда.

Сейчас на базе того же склада идет монтаж более сложного оборудования для производства больших матрасов, пружин к нему и прочих компонентов. Это машины, которые должны работать автоматически, синхронно и требуют более тонкой настройки.

Монтажом занимаются 20 сотрудников, переехавших во Львов из Днепра и его окрестностей вместе с семьями — основная рабочая группа, которую компания обеспечила жильем.

Еще столько же сотрудников львовского филиала «Матролюкса» набрано из числа местного населения, и по планам компании до конца мая эта цифра должна вырасти до 70.

Грузовыми фурами на запад страны уже перевезено более 100 тонн оборудования, сырья и материалов. Точной суммы, потраченной на переезд, Шамин назвать не берется, поскольку процесс еще не завершен. Но она уже точно перевалила за 1 млн гривен.

Пара советов, которыми руководитель «Матролюкса» готов поделиться с предпринимателями, занимающихся производством и только планируют перемещать свои мощности.

Кроме таких критически важных факторов для выбора нового места, как электричество, подъездные пути, стоянка для транспорта, Шамин рекомендует четко определить количество людей, готовых переехать и приступить к работе.

К примеру, в случае с «Матролюксом» желание перебраться во Львов поначалу проявили около 100 человек. Исходя из этого количества руководство компании и строило план дальнейших действий. Но по факту переехало впятеро меньше людей, и этот план пришлось корректировать на ходу. Кадровый вопрос решался в срочном порядке уже на месте.

Временные работы — демонтаж/монтаж, загрузка/разгрузка — Шамин рекомендует отдавать на аутсорсинг, а не пытаться решать их собственными силами.

«Не нужно сразу брать в штат 30 грузчиков. Не факт, что для всех потом будет работа. А их поиск и найм — это время и деньги. В итоге выйдет дороже, — рассуждает директор «Матролюкса». — Мы, к примеру, поначалу хотели разгружать и монтировать оборудование своими силами и искали для этого людей. Но через несколько дней отказались от этой идеи. Нанять специализированную мувинговую компанию оказалось быстрее, дешевле и эффективнее».

Руководство компании верит в победу Украины и не собирается полностью уходить из Днепра. Наоборот, «Матролюкс» готовит там свои мощности к сезонному всплеску продаж.

«Но Запад Украины — один из самых емких регионов по потреблению нашей продукции, и эта тенденция будет сохраняться. Там сейчас много внутренне перемещенных людей. Часть из них, уверен, останется здесь жить. Это открывает для нас новые рынки. Плюс наличие производства в приграничном регионе положительно отразиться на себестоимости нашей продукции», — резюмирует Шамин.