0 800 307 555
0 800 307 555

Как работает «Дія.Підпис» и для чего он нужен

Пошаговая инструкция

В прошлом году Министерство цифровой трансформации Украины запустило новую реализацию квалифицированной электронной подписи – «Дія.Підпис».
Оглавление

Наибольший всплеск его использования пришелся на массовую вакцинацию от COVID-19, ведь чтобы получить сертификат, запрос на Национальную службу здоровья Украины нужно было засвидетельствовать через «Дія.Підпис».

Расскажем подробнее об этом сервисе.

А еще больше полезных инструкций вы найдете в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Что такое «Дія.Підпис»

Как уже было отмечено выше «Дія.Підпис» – это новая реализация КЭП. В общем, электронная подпись – это данные, которые обеспечивают целостность документов (что-то вроде надписи на копиях «Согласно с оригиналом». – Авт.) и идентифицируют личность, то есть гарантируют, что документ подписали именно вы, а не третье лицо.

Если еще проще, то электронная подпись – это файл, в котором зашифрована личная информация о подписанте.

Электронная подпись может храниться в виде MobileID (технология предусматривает хранение личных ключей электронной подписи на SIM-карте), подписи на ID-карте или защищенном носителе информации, например, на флешке.

Справка: MobileID в Украине не работает. От этой технологии отечественные операторы мобильной связи отказались летом 2021 года. MobileID предоставлялся на платной основе, поэтому проиграл конкуренцию бесплатным КЭП от ПриватБанка или других поставщиков бесплатных электронных подписей.

Для чего нужна электронная подпись

Электронная подпись позволяет подписывать разные документы, пользоваться электронными услугами, регистрироваться на государственных порталах и т.д.

Самое главное, что документы с такой подписью имеют ту же юридическую силу, как и документы, подписанные собственноручно.

В Украине электронную подпись можно получить с 2003 года. Ранее такую ​​услугу предоставлял бесплатно Аккредитованный центр сертификации ключей при Государственной фискальной службе.

Сегодня квалифицированных предоставлятелей электронных доверительных услуг – 19. Ознакомиться с полным перечнем можно по ссылке, мы выделим из этого перечня только троих: ПриватБанк, ГП «Дія», Национальный банк Украины.

Как работает «Дія.Підпис»

Основу сервиса составляет Face recognition technology, то есть технология распознавания лица.

Сначала система убеждается, что перед ней живое существо. Те, кто оформлял в «Дії» сертификат о вакцинации, должны помнить «зарядку», которую программа требовала сделать – голову налево, голову направо, моргните и т.д. Именно так система убеждается, что вы не робот.

Далее система соотносит лицо, которое она видит в камере смартфона, с имеющимся в базе. Поэтому для получения «Дія.Підпису» у вас должны быть биометрические документы: либо ID-карта, либо загранпаспорт. В противном случае системе не будет откуда брать информацию.

Как получить «Дія.Підпис»

Нужно авторизироваться в приложении «Дія», выбрать «Меню», а затем – «Дія.Підпис». При первом использовании он будет выключен, поэтому выберите опцию «Активировать Дія.Підпис». Ниже будет доступна история подписания документов.

После процедуры идентификации необходимо установить 5-значный код для «Дія.Підпису» – это дополнительная степень защиты.

Срок «Дія.Підпису» – один год или до момента его удаления. Создание «Дія.Підпису» – бесплатная услуга.

Минцифры подготовило соответствующую видеоинструкцию:

Как подписать документы с «Дія.Підпис»

Подписать документ можно через сайт Центрального удостоверяющего органа.

Выберите «Подписать документ», а затем – «Дія.Підпис». Система сгенерирует QR-код, который необходимо считать через приложение «Дія». Для этого откройте приложение и на главном экране щелкните на поле QR в правом верхнем углу.

Когда вы сосканируете сгенерированный системой QR-код, на экране появится запрос на подпись документа. Выберите «Подписать».

Далее нужно подтвердить личность одним из способов через:

  • проверку по фото – это вот та «зарядка» головой и моргание глазами (правда, на этот раз мне нужно было только улыбнуться – Минцифры постоянно совершенствует технологию. – Авт.);
  • NFC – приложить к смартфону с NFC-модулем ID-карту или биометрический паспорт для выезда за границу;
  • BankID – «Дія» получит информацию от вашего банка.

Затем введите PIN-код для «Дія.Підпису» – готово. Вы попадете в окно, где будут ваши данные, а также сам файл подписи с расширением .cer – перед ним должно идти много букв и цифр, которые мы по очевидным причинам закрасили, как и другую персональную информацию.

Далее – вы оказываетесь на странице, где уже непосредственно загружаются документы, на которые нужно нанести цифровую подпись. Когда все будет готово, нажмите кнопку «Подписать».

Подписанный файл загружается в формате .ps7, он содержит оригинальный файл и электронную подпись.

Документ получает юридическую силу с момента подписания. Все, кто имеет документ, могут проверить, когда он был подписан.

Как проверить подписанный документ

Точно так же – через сайт Центрального удостоверяющего органа. Только в этот раз нужно выбрать «Проверить подпись».

В специальное окошечко вам нужно либо перетащить, либо загрузить файл через браузер.

Портал предоставит информацию о наложенных подписях, а также вы сможете загрузить оригинальный файл и ознакомиться с его содержанием.

При работе сервиса информация, содержащаяся в пользовательских файлах, обрабатывается в браузере и не передается на сторону предоставлятеля услуг.