Инвестиции в картины: стратегия, риски и потенциал украинского арт-рынка
Рассказываем о том, как этот вид вложений приносит прибыль и что будет с ним в ближайшие годы
Существенный рост спроса наблюдается даже в военные годы: количество сделок с произведениями современных художников, по данным онлайн-аукционных платформ и аналитиков Marbeks, только за 2023−2025 годы выросло почти вдвое, а объемы продаж превысили 10 млн долларов в год только по официальным каналам. Онлайн-продажи за последние годы, несмотря на физические ограничения военного времени и миграцию, выросли на 30−40% в ведущих галереях (в частности, Voloshyn Gallery в Киеве и Лувр во Львове) и даже стали основной платформой сделок для зарубежных коллекционеров, которые заключают до 36% всех контрактов. Уровень интернационализации рекордный — впервые украинское искусство продается в Японии, Южной Корее, Канаде, Скандинавии и США.
Разместите депозит с помощью нашей программы «Бонус к депозиту» и получите повышенную процентную ставку. Мы договорились с некоторыми банками, чтобы они платили больше. Детальнее по этой ссылке.
Рост цен на произведения искусства — взрывной. Так, работы Марии Примаченко в последние три года были проданы на европейских аукционах за 120 тыс. долларов, 180 тыс. долларов, 276 500 долларов и даже 500 тыс. долларов («Цветы выросли около четвертого блока», 2024).
Более десяти работ Ивана Марчука в 2024—2025 годах сменили владельца в диапазоне 55−120 тыс. долларов («Сад соблазна», «Сон-трава»), тогда как еще в начале прошлого десятилетия средняя цена не превышала 15−25 тыс. долларов.
Анатолий Криволап установил свой рекорд на Sotheby’s — 186 тыс. долларов.
Современники быстро догоняют классику: Жанна Кадырова, Сергей Майдуков, Kinder Album продаются в Лондоне, Париже, Цюрихе в диапазоне 7−22 тыс. евро; на Kyiv Art Fair работы Kinder Album приобрел французский коллекционер за 19 тысяч евро. Динамика роста для работ молодых украинских художников испытывает прирост в 20−45% в год.

Источник фото: pixabay
Рынок графики и малых форматов стал доступнее для начинающих: работы на бумаге или небольшие масляные полотна актуальных авторов — средний чек 2−9 тыс. долларов, но уже есть кейсы прыжка за 2−3 года до 16 тыс. долларов («UA Vibes» Екатерины Лихачевой, продано в 2025-м за 14 400 євро, куплено в 2022-м — 5500 євро).
Самый дорогой NFT-лот авторства Элины Березиной (Hybrid memory) был реализован в Нью-Йорке за 9325 долларов, а средний порог входа для цифровых произведений колеблется около 1−5 тыс. долларов.
Сохраняется кейсовый разрыв между молодыми художниками и маститыми именами. Если произведения Андрея Дричука или Романа Минина появляются на аукционах за 17−37 тыс. долларов, то цена для Олега Тистола, руководителя новой волны украинской живописи, фиксировалась в 2024 году на уровне 41 тыс. долларов.
Отдельные примеры из летней продажи: «Ночной город» Жанны Кадыровой — 19 800 долларов на Phillips London; «Ветка яблони» Марчука — 67 тыс. долларов; «Киевский мотив» Криволапа — 105 тыс. долларов, «Глубинная память» Оксаны Мась — 13 300 евро (Франкфурт, весна 2025).
Спрос на работы с «военным нарративом» (Шипулина, Майдуков, Кадырова) закономерно повышается, и эти произведения в 2024—2025 годах обеспечили прирост покупки в 160−200% к начальной цене почти за год.
Сегмент современного искусства остается динамичным, ведь основными закупщиками здесь выступают не инвестиционные фонды, а частные коллекционеры и корпорации, стремящиеся не только сохранить, но и мультиплицировать капитал благодаря репутационной и эмоциональной премии обладания предметами изобразительного искусства.
Однако инвестирование в картины требует строгой верификации прав собственности. Требования западных и отечественных аукционов к provenance неукоснительны — на этом выигрывали те, кто покупал официально и с полной историей владения.
Почти каждая репрезентативная продажа растет в цене на 14−18%, если контент сопровождает сертификат авторства и перечень предыдущих владельцев (например, в практике Sotheby’s и Goldens Kyiv).
Растет количество благотворительных аукционов: с 2022 по 2025 годы было реализовано более 250 работ на сумму 5 млн долларов с прямым направлением прибыли на помощь ВСУ, и каждый такой лот демонстрирует спрос, что значительно превышает оценочную цену; рекорд — холст Примаченко, который вместо стартовых 90 тыс. долларов ушел с молотка за 276 500 долларов.
За этот период украинское искусство стало не просто инвестиционным кейсом — это способ поддержки государства, создание идентичности и укрепление связей с глобальными фондами.

Источник фото: pexels
Ранее мы рассказывали о том, можно ли рассматривать антиквариат как инвестицию и, соответственно, стоит ли в него вкладываться.
Если на рынке доминируют частные коллекционеры, в ближайшие 2−3 года ожидается возврат фондов и приход иностранных институтов, благодаря внедрению цифровых реестров и либерализации процедуры вывоза/импорта. Это может поднять цену на топ-работы Примаченко, Криволапа, Марчука еще на 80−150% в 2025—2030 годах.
Советы к перспективным стратегиям:
- Диверсификация: не превышайте 10−15% портфеля в художественных активах, сосредоточьтесь на 2−3 авторах разных поколений.
- Вход с малых сумм: графика, работы на бумаге, цифровой арт. На них дешевле проверить ликвидность и понять динамику спроса.
- Приобретение через лицензированные аукционные хабы (Sotheby's, Christie’s, Goldens, Меркурий), а на вторичном рынке проверяйте сертификаты максимально тщательно.
- Изучение контекста: искусство — это идеология и эмоция, которые оценивают в современном мире коллекционеры топ-уровня; работы, перекликающиеся с идентичностью времени, растут быстрее.
Средний горизонт инвестирования здесь пять-десять лет, и именно из-за разбалансированности рынка (ожидания прихода крупных фондов, неравномерного спроса в зависимости от общественной ситуации, нехватки законодательной защищенности для физических лиц. — Ред.) важно сочетать финансовый расчет с эстетическими и образовательными мотивациями.
Инвестируйте в украиноцентричные работы — их ценность прыгает не только в денежном эквиваленте, но становится живым свидетельством нашей исторической трансформации.
Весь опыт украинского рынка свидетельствует: лучшая защита — правовая чистота актива, экспертиза, история публичных продаж. Не только картины Марии Примаченко или Ивана Марчука демонстрируют эту динамику: кейсы по массовой графике, цифровой живописи и даже уличному искусству (например, работы Waone или Interesni Kazki, купленные за 2 тыс. евро в 2023 году — на Sotheby’s Лондон уже 10 500 евро в 2025 году) фиксируют поразительный прирост стоимости за счет глобального хайпа на украинское искусство.
