0 800 307 555
0 800 307 555

Дефицит топлива в Украине: почему так произошло, и когда он закончится

И сколько будет стоить бензин

Если в начале полномасштабного вторжения россии в Украину купить бензин было проблемой, потому что часть украинцев скупала его для «Бандера-смузи», а другая – заправлялась под завязку, чтобы вывезти близких за границу, то с конца апреля возник настоящий дефицит. Километровые очереди на АЗС и нули на табло уже стали привычной картиной последних дней.
Оглавление

Потребляем мы топлива мы сейчас больше, чем может предложить рынок, поэтому и приходится вводить лимиты на горючее, запускать онлайн карты с заправками, где его еще отпускают, и ждать улучшения ситуации.

Улучшение, конечно, будет, но когда исчезнет дефицит топлива в Украине – один из важных вопросов, который здесь и сейчас беспокоит украинцев. А с ним – что будет с ценой. Очевидно, что дефицитный товар моментально дорожает.

На днях первый заместитель председателя Верховной Рады Александр Корниенко заявил, что «буквально через несколько дней у нас уже не будет дефицита топлива». Впрочем, эксперты с осторожностью относятся к прогнозам в этом вопросе, ведь на ситуацию влияют многие факторы.

Finance.ua пообщался со специалистами отрасли, чтобы подробнее разобраться, что и почему произошло с топливом в Украине, и когда, наконец, проблема исчезнет.

Еще больше актуальных статей – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного.

Почему возник дефицит топлива в Украине

По словам директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, главная проблема, с которой сейчас столкнулась Украина – европейская логистика.

Она просто не справляется с запросом нашего государства. Украинские компании законтрактовали горючее, но не могут его вывезти из портов и нефтеперерабатывающих заводов Европы из-за нехватки вагонов, локомотивов, а также из-за определенных проблем с автомобильной логистикой.

«Есть очень серьезные разногласия в требованиях технического, экологического и иного состояния бензовозов. Поэтому украинцы вынуждены оперативно их адаптировать под европейские требования. Этот процесс тоже не особо быстрый», – объясняет Куюн.

К примеру, европейское законодательство требует, чтобы нефтепродукты наливались в машину снизу. У нас же практически все бензовозы оборудованы наливом через верхнюю горловину, их приходится переоборудовать.

Эксперт также говорит, что в обществе насаждается мнение, что топливо есть, но кто-то его скрывает.

«На самом деле мы не завозим столько топлива, сколько сейчас потребляем. Это абсолютно естественное явление: если нет пополнения хотя бы на уровне того, что потребляется, я уже не говорю о запасах, у нас будет дефицит», – отмечает Сергей Куюн.

Глава комиссии по вопросам нефтегазового комплекса Общественного совета при Минэнерго Украины Сергей Сапегин обращает внимание, что после начала полномасштабной войны, развязанной россией, государство приняло ряд мер, направленных на обеспечение Сил обороны, объектов критической инфраструктуры и других потребителей бензином и дизельным топливом в требуемых объемах по приемлемым ценам.

«Однако ситуация в этой сфере остается сложной ввиду роста спроса на нефтепродукты из-за весенних полевых работ при условии сокращения производства до минимума, ограничения импорта только западной границей и уничтожения объектов энергетической инфраструктуры российскими захватчиками», – отметил он в комментарии для Finance.ua.

По словам Сапегина, сразу после начала полномасштабной войны эксперты предупреждали о необходимости налаживания новых цепей поставок нефтепродуктов через западную границу, а также высокой опасности хранения больших объемов топлива на нефтебазах.

«Однако ничего так и не изменилось. Участники рынка получили более 20 ракет в запасы. Никто – ни правительство, ни трейдеры не учли, что:

  • полное замещение российско-белорусских нефтепродуктов, занимавших три четверти топливного рынка, за две-три недели невозможно;
  • нефтеперерабатывающие заводы могут быть разрушены;
  • на свободном рынке ЕС топлива будет мало, поскольку европейцы, оценив военные риски, будут пополнять собственные стратегические резервы;
  • геополитические риски приведут к росту мировых цен;
  • нехватка топлива в условиях войны увеличит цены у европейских производителей и оптовых продавцов;
  • военные действия предотвратят отгрузку топлива через украинские порты;
  • требования к бензовозам в Европе существенно отличаются от украинских, их водители военнообязанные, на границах – многокилометровые очереди, а по железной дороге будут направляться другие, прежде всего военные, грузы.

Следовательно, поставки и хранение топлива будут и дальше связаны со значительными рисками, которые оптовые операторы будут закладывать в стоимость нефтепродуктов.

Однако эти риски не учитывает методика, согласно которой Минэкономики определяет предельные цены. И операторы, импортируя дорогое топливо, будут вынуждены продавать его в Украине по регулируемой Минэкономики цене, которая может оказаться ниже закупочной. Неудивительно, что на рынке возникла нехватка нефтепродуктов, ведь никто не будет торговать себе в убыток», – объясняет Сергей Сапегин.

Эксперт обращает внимание, что вместо поиска путей уменьшения рисков и собственных расходов, розничные операторы сначала добились запрета проверок, затем – отмены акциза и уменьшения НДС с 20% до 7%, затем – увеличения доли расходов на логистику и гарантированного дохода в «формуле цены» от Минэкономики.

«А когда и это не помогло – просто ограничили продажу топлива автовладельцам, кое-где до 5 л на машину, без учета, будь то аграрии или чрезвычайники. Если сокращение налогов с примерно 40 до 7% в структуре розничной цены привело к миллиардным потерям государственного бюджета, то ограничение реализации – к возникновению ажиотажного спроса и длинным очередям», – говорит Сапегин.

По его мнению, ситуация на розничном рынке страны, особенно Киева, очень странная: с одной стороны, текущие объемы импорта топлива незначительно отличаются от предыдущих недель, а удары по нефтебазам уменьшились, с другой же – существенное ограничение продажи топлива крупнейшими сетями АЗС.

«АЗС ограничивают продажу обычного топлива, подпадающего под государственное регулирование цены, объемами 20 и даже 10 литров на один автомобиль и продают без ограничений премиальное топливо по значительно более высоким ценам. К тому же обычное топливо может вообще отсутствовать на АЗС», – отмечает Сапегин.

Он также обратил внимание, что ни одного документа, позволяющего трейдерам ограничивать объемы закупки оплива по собственному усмотрению, в открытом доступе нет: «Эти синхронные действия крупнейших операторов нарушают права миллионов потребителей. Но реакции со стороны Антимонопольного комитета почему-то не наблюдается».

Какие лимиты на топливо в Украине

По данным портала enkorr, в сети АЗС ОККО при наличии у водителя карты Fishka заправляют топливом PULLS 95 и PULLS Diesel от 15 л в одно авто. Тех же, у кого карты еще нет, просят зарегистрироваться и оформить ее, поскольку отпуск горючего без карты Fishka с 5 мая прекращен.

Лимит устанавливается на одну заправку. Следующую можно провести в течение суток 3 раза, но не раньше чем через 3 часа.

На автогаз ограничений нет, а что касается бензина А-95 и дизтоплива, то ими заправляют критическую инфраструктуру, ВСУ, по топливным картам и талонам.

В сети АЗС Socar за раз можно залить в бак 10 л бензина или дизельного топливо. На автогаз ограничений нет. Карта лояльности для заправки не обязательна.

Сеть АЗС WOG ограничила заправку 10 л в сутки и отпускает горючее только при наличии карты лояльности PRIDE.

Ограничение также установило БРСМ: А-95 Euro Plus – 20 л, A-95 Bio – 100 л, ГТ Euro plus – 50 л, газ – 30 л.

Исчезнет ли в Украине бензин А-92

По мнению Сергея Куюна, да и довольно быстро: «Эта марка поставлялась преимущественно из Беларуси. Ее производил Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (2 апреля российские оккупанты массированно обстреляли Кременчугский НПЗ и окружающие склады горюче-смазочных материалов, уничтожив инфраструктуру предприятия. – Ред.). А в Европе ее не производят. Сейчас это какие-то остатки, которые еще допродают, а вообще в перспективе его не будет. Думаю, уже летом».

Сергей Сапегин в свою очередь утверждает, что европейские НПЗ вполне могут производить аналоги бензина А-92, ведь заводы производят компоненты нефтепродуктов, и только на последнем этапе эти компоненты смешивают и добавляют разные присадки, получая товарное топливо. Поставщику нужно только заказать требуемое соотношение компонентов у производителя.

«Для Украины очень важны поставки не только «пятого», но и «второго» бензина – наиболее востребованного бортовыми грузовиками, специальной техникой, аграриями, да и большинством отечественных автомобилей, средний возраст которых уже давно превысил 20 лет. К тому же А-92, да еще и более низких экологических классов (не Евро 5, а 3 или 4), дешевле, что во время войны очень важно для всех потребителей. Но это противоречит интересам трейдеров, поскольку маржа для А-95 Евро 5, да еще и брендированного, «премиального», существенно выше, чем для А-92 Евро 3. И зачем прилагать дополнительные усилия, договариваясь о закупке у производителя именно А- 92? Проще купить то, что есть, а высокую цену – снова согласовать с правительством. Пусть расплачивается безголосый потребитель», – говорит он.

Сапегин также предлагает альтернативу – биотопливную:

«После начала войны о нем немного забыли, хотя самое время вспомнить. Во-первых, из-за высоких цен на нефтяное топливо – производить биотопливо становится экономически целесообразно. Во-вторых, его пока есть кому производить. Ведь спиртовых заводов в Украине – гораздо больше, чем нефтеперерабатывающих. В-третьих, можно меньше импортировать. Уверен, мы можем в сжатые сроки заместить большую долю и бензина, и дизеля. Но есть ли этот путь в повестке дня правительства?».

Также, по мнению эксперта, не стоит недооценивать электромобили.

«Эта доля быстро вырастет, если цены на топливо и дальше будут расти, его нехватка – сохранится, а операторы будут и дальше манипулировать ценами. Главное – предпочесть именно этот вид транспорта и стимулировать украинцев, потерявших свои автомобили, покупать именно электромобили, а не тот хлам, который европейцы, вместо дорогой в ЕС утилизации, охотно продают нашим дельцам для поставок в Украину», – объясняет Сергей Сапегин.

Что будет с ценами на топливо

5 мая Министерство экономики обнародовало среднюю стоимость бензинов в размере 31,19 грн/литр и дизтоплива – 35,63 грн/литр. Из них исчисляется предельная стоимость реализации горючего на автозаправочных станциях.

С учетом предельных торговых наценок максимальная цена на «обычный» бензин для его продажи через сеть АЗС не должна превышать 37,69 грн за литр, на «обычное» дизтопливо – 42,63 грн за литр.

Сразу следует отметить, что в Украине пока нет рыночного ценообразования на топливо. Оно регулируется государством. А государственное регулирование в свою очередь зависит от мировых котировок. То есть, если цена в мире будет расти, она будет расти и в Украине.

«Спрогнозировать, что будет в мире, очень тяжело, потому что рынок очень нестабильный именно из-за событий в Украине. Сейчас ожидаем реакцию рынков на эмбарго, которое должны объявить буквально на днях. Пока есть такое чувство, что значительных колебаний не будет, 10% плюс-минус. Цена в Украине, по-моему, будет где-то 40 грн/л плюс-минус 10%», – говорит директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Ничего плохого в госрегулировании цены на топливо нет. Напротив, по мнению Сергея Сапегина, ограничение цен на инфраструктурные товары, особенно во время войны, вполне обоснованно.

«Многочисленные расследования Антимонопольного комитета Украины о злоупотреблениях рыночной властью, картельных заговорах, ценовых договоренностях между операторами не оставляют сомнения, что для увеличения собственных доходов многие трейдеры применяют не только цивилизованные методы. Ценовые манипуляции только подтверждают это.

Кроме того, поскольку конкуренция не привела к уходу с рынка «лишних» игроков, значит, что такая конкуренция на необходимом для этого уровне отсутствует. Поэтому регулирование цен является обоснованным и с этой стороны. Несмотря на войну, далеко не все розничные операторы соблюдают введенные государством ограничения. Здесь и прямое нарушение требований по ценам, и топливные карты с более высокими ценами, и непрозрачные системы «лояльности». И если в мирное время – это только административные правонарушения, то в военное – сродни мародерству», – объясняет Сапегин.

Единственный нюанс – насколько корректно государственное регулирование. Его несбалансированность и стала еще одной причиной, по которой и возник нынешний дефицит.

«Формула, по которой происходит государственное регулирование цены, не была откорректирована должным образом под новые реалии рынка. А новые реалии – это очень дорогостоящая логистика, которая не была заложена. В течение всего апреля мы имели ситуацию, когда себестоимость нефтепродуктов была выше цены, которую устанавливал Кабмин. Многие компании, особенно маленькие, средние, просто не импортировали топливо, потому что заранее видели убыточность этой деятельности. Сейчас правительство вроде бы сделало работу над ошибками, внесло необходимые коррективы. Сейчас формула вроде бы сбалансирована, все довольны. Проблема в другом – просто физически нет топлива. Его нужно привезти», – объясняет Сергей Куюн.

Если же вернуться к вопросу стоимости топлива, то уже сегодня цены на АЗС выше рекомендованных государством, говорит Сергей Сапегин.

«Некоторые комментаторы прочат цену и в 100 грн за литр. Учитывая мощность нефтяного лобби во властных коридорах, а иногда и безнаказанность за нарушения, не только не исключаю, а считаю, что сейчас, во время войны, некоторые участники рынка будут и уже получают сверхприбыли. Поэтому правительству следовало бы более жестко отстаивать интересы государства и его граждан и гарантировать эффективное функционирование рынка. В этом плане сделано далеко не все. Напомню, что только одна «лишняя» копейка в цене топлива – это 100 млн грн в год, вынутые бессовестными дельцами из карманов украинских потребителей», – отмечает эксперт.