Автострахование во время войны
Трудности, с которыми сталкиваются как СК, так и люди
Тем не менее, владельцы авто по-прежнему обязаны оформлять полисы гражданской ответственности, а страховщики со своей стороны продолжают выплачивать по ним возмещение. Конечно, война внесла в работу рынка свои коррективы. Мы разбирались, какие именно, с какими трудностями столкнулись страховые компании и их клиенты.
Все, что нужно знать о рынке страхования, – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
С начала полномасштабной войны миллионы украинцев покинули свои города, переехав в более безопасные регионы страны и за границу. Не все могли уехать на собственном автотранспорте.
По оценкам Киевской школы экономики, по состоянию на начало июня в результате боевых действий украинцы потеряли более 100 тысяч автомобилей. Сотни тысяч граждан остались на временно оккупированных территориях. Все это отразилось на объемах реализации полисов автострахования.
По данным МТСБУ, в январе-апреле 2022-го в Украине было оформлено на треть меньше полисов ОСАГО (в народе — «автогражданки»), чем за такой же период в прошлом году. Средняя сумма возмещения по ОСАГО одновременно выросла на 11%: с 20 230 до 22 524 гривен.
Увеличились и сроки выплат. Отчасти это связано с тем, что в стране некоторое время не работали суды и реестры судебных производств. Соответственно, не было возможности получить решение по страховым событиям.
Однако в большинстве своем участники рынка осуществляют его в установленные законом сроки. В первом квартале 2022 года 75,7% возмещений потерпевшим по ОСАГО было выплачено в течение 90 дней с даты ДТП, тогда как год назад этот показатель составил 74,8%.
По каско общей статистики, к сожалению, нет, но данные игроков рынка свидетельствуют о существенном падении продаж и полисов. К примеру, в СК «Провідна» говорят, что за первые пять месяцев 2022-го количество оформленных полисов добровольного страхования снизилось на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наглядно демонстрируют настроения клиентов по приобретению каско и данные компании «Экспресс Страхование»:
Средний срок урегулирования событий по каско в компании увеличился с 14 дней в январе до 34 в мае. В большинстве случаев задержки возникают по вине самих страхователей.
«Есть затягивание со сроками предоставления документов и автомобилей для определения суммы возмещения на СТО», — говорят в «Экспресс Страховании».
Получить пять предложений по каско от Finance.ua, которые получатся дешевле, чем в страховой, можно по этой ссылке.
Из-за войны страховщики столкнулись и с другими вызовами.
«Военная агрессия рф привела к резкому росту стоимости восстановительных работ, а также услуг независимых экспертов. Эти расходы не запланированы в бюджетах страховых компаний на 2022 год. Обычно это решается путем перераспределения объема работ экспертным сетевым компаниям с приемлемым увеличением стоимости их работы», — отметили в СК «Провидна», отвечая на запрос Finance.ua.
«Во многих регионах Украины сократилась доступность провайдеров — экспертов, аварийных комиссаров, которых страховщики привлекали для осмотра автомобилей и оценки убытков. По разным причинам: ситуация безопасности, перемещение, мобилизация, перегрузка, если речь идет, например, о западных регионах», — соглашается первый заместитель председателя правления страховой компании ARX Максим Межебицкий.
Кроме того, компании констатируют дефицит кадров на СТО, с которыми они сотрудничают, что также отражается на сроках восстановления застрахованных автомобилей. По тем же причинам: мобилизация и внутреннее перемещение. Но сейчас этот вопрос стоит уже не так остро, как в начале войны.
«С начала марта и до середины апреля практически все наши партнерские СТО по всей стране не работали. С середины апреля в районах, где нет активных боевых действий, они начали возобновлять свою работу и к середине мая большинство уже функционировали», — рассказывают в «Провидной».
Это внешние проблемы, которые игроки рынка решают индивидуально путем переговоров с СТО и экспертами. Но война внесла коррективы и в рабочие процессы внутри компаний, к которым пришлось приспосабливаться.
«Более 60% наших сотрудников были вынуждены временно покинуть свои дома. 15% работников уехали за границу. Но благодаря тому, что все клиентские услуги и внутренние процессы настроены на дистанционную работу, мы практически не останавливали работу. Как только люди прибывали к новому месту нового места жительства, сразу подключались и продолжали работу. Более 80% персонала сегодня работают в полном объеме преимущественно в удаленном режиме», — говорит председатель правления ARX Андрей Перетяжко.
Чтобы облегчить процесс взаимодействия с клиентами, Нацбанк предложил СК упростить процедуру фиксации страхового случая и максимально использовать электронные документы. И большинство компаний уже активно применяют дистанционные способы коммуникации со страхователями.
«На период военного положения мы упростили процессы урегулирования страховых событий. В компании введен специальный режим дистанционного урегулирования в автомобильном страховании. Всю первичную информацию о страховом событии (заявления, копии документов, фото и видео с места происшествия) можно передать компании по цифровым каналам связи — это электронная почта, мессенджеры», — говорит председатель правления страховой компании «Евроинс Украина» Янко Николов.
«Страховые события, которые мы фиксировали с начала войны, требовали особого индивидуального рассмотрения и решения, потому что уже не работали стандартные рекомендации «вызвать полицию», «обратиться к ближайшему официальному дилеру», «предоставить справки из банка» и другие. От самых крутых программных комплексов мы перешли к удобным для клиента мессенджерам — там происходила основная жизнь и коммуникация с сотрудниками и клиентами», — отмечают в «Экспресс Страховании».
Что касается страхователей, то их главная проблема связана с оформлением ДТП.
«Сейчас подразделения Национальной полиции часто не могут совершить выезд на место ДТП, и это ожидаемо, учитывая усиленный режим работы полиции, их загруженность и прочее», — говорит Межебицкий.
Решением может стать альтернативный способ оформления — Европротокол. Страховщики предлагают клиентам максимально использовать именно его. Но осведомленность водителей о его применении все еще остается недостаточной.
В целом, алгоритм действий в случае ДТП (без пострадавших), произошедшего во время военного положения, должен быть следующим:
- Оценить масштаб повреждений и если он не превышает предел возмещения по Европротоколу (сейчас это 130 тыс. гривен), то оформлять именно его.
- Если виновник ДТП отказывается от Европротокола, зафиксировать отказ.
- Позвонить по телефону 102, сообщить свои данные, адрес ДТП, и номерные знаки своего авто и других участников.
- Сообщить свою СК о ДТП и отказе другого участника от Европротокола.
- Если компания просит дождаться своего сотрудника или выполнить другие действия – согласиться.
- Если СК не сможет направить своего сотрудника, сделать фото- или видеофиксацию обстоятельств происшествия, места происшествия, повреждений автомобилей и предоставить эту информацию страховщику одним из возможных способов.
Если вы ищете выгодную страховку, вы всегда можете воспользоваться сервисом Finance.ua Страхование. С нами быстро – оформление онлайн-полиса происходит за 5 минут; безопасно – мы являемся официальным партнером страховых компаний; надежно – отдел заботы работает 24/7.