0 800 307 555
0 800 307 555

Автострахование во время войны

Трудности, с которыми сталкиваются как СК, так и люди

Согласно весьма оптимистичному сценарию из-за российского военного вторжения в 2022 году будет потеряно около трети украинского ВВП. Это отразится на всех рынках, на страховом – тоже. В частности, на автостраховании.
Оглавление

Тем не менее, владельцы авто по-прежнему обязаны оформлять полисы гражданской ответственности, а страховщики со своей стороны продолжают выплачивать по ним возмещение. Конечно, война внесла в работу рынка свои коррективы. Мы разбирались, какие именно, с какими трудностями столкнулись страховые компании и их клиенты.

Все, что нужно знать о рынке страхования, – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Война – враг объемов

С начала полномасштабной войны миллионы украинцев покинули свои города, переехав в более безопасные регионы страны и за границу. Не все могли уехать на собственном автотранспорте.

По оценкам Киевской школы экономики, по состоянию на начало июня в результате боевых действий украинцы потеряли более 100 тысяч автомобилей. Сотни тысяч граждан остались на временно оккупированных территориях. Все это отразилось на объемах реализации полисов автострахования.

Автогражданка

По данным МТСБУ, в январе-апреле 2022-го в Украине было оформлено на треть меньше полисов ОСАГО (в народе — «автогражданки»), чем за такой же период в прошлом году. Средняя сумма возмещения по ОСАГО одновременно выросла на 11%: с 20 230 до 22 524 гривен.

Увеличились и сроки выплат. Отчасти это связано с тем, что в стране некоторое время не работали суды и реестры судебных производств. Соответственно, не было возможности получить решение по страховым событиям.

Однако в большинстве своем участники рынка осуществляют его в установленные законом сроки. В первом квартале 2022 года 75,7% возмещений потерпевшим по ОСАГО было выплачено в течение 90 дней с даты ДТП, тогда как год назад этот показатель составил 74,8%.

Каско

По каско общей статистики, к сожалению, нет, но данные игроков рынка свидетельствуют о существенном падении продаж и полисов. К примеру, в СК «Провідна» говорят, что за первые пять месяцев 2022-го количество оформленных полисов добровольного страхования снизилось на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Наглядно демонстрируют настроения клиентов по приобретению каско и данные компании «Экспресс Страхование»:

Средний срок урегулирования событий по каско в компании увеличился с 14 дней в январе до 34 в мае. В большинстве случаев задержки возникают по вине самих страхователей.

«Есть затягивание со сроками предоставления документов и автомобилей для определения суммы возмещения на СТО», — говорят в «Экспресс Страховании».

Получить пять предложений по каско от Finance.ua, которые получатся дешевле, чем в страховой, можно по этой ссылке.

Вызовы для страховщиков

Из-за войны страховщики столкнулись и с другими вызовами.

«Военная агрессия рф привела к резкому росту стоимости восстановительных работ, а также услуг независимых экспертов. Эти расходы не запланированы в бюджетах страховых компаний на 2022 год. Обычно это решается путем перераспределения объема работ экспертным сетевым компаниям с приемлемым увеличением стоимости их работы», — отметили в СК «Провидна», отвечая на запрос Finance.ua.

«Во многих регионах Украины сократилась доступность провайдеров — экспертов, аварийных комиссаров, которых страховщики привлекали для осмотра автомобилей и оценки убытков. По разным причинам: ситуация безопасности, перемещение, мобилизация, перегрузка, если речь идет, например, о западных регионах», — соглашается первый заместитель председателя правления страховой компании ARX Максим Межебицкий.

Кроме того, компании констатируют дефицит кадров на СТО, с которыми они сотрудничают, что также отражается на сроках восстановления застрахованных автомобилей. По тем же причинам: мобилизация и внутреннее перемещение. Но сейчас этот вопрос стоит уже не так остро, как в начале войны.

«С начала марта и до середины апреля практически все наши партнерские СТО по всей стране не работали. С середины апреля в районах, где нет активных боевых действий, они начали возобновлять свою работу и к середине мая большинство уже функционировали», — рассказывают в «Провидной».

Это внешние проблемы, которые игроки рынка решают индивидуально путем переговоров с СТО и экспертами. Но война внесла коррективы и в рабочие процессы внутри компаний, к которым пришлось приспосабливаться.

«Более 60% наших сотрудников были вынуждены временно покинуть свои дома. 15% работников уехали за границу. Но благодаря тому, что все клиентские услуги и внутренние процессы настроены на дистанционную работу, мы практически не останавливали работу. Как только люди прибывали к новому месту нового места жительства, сразу подключались и продолжали работу. Более 80% персонала сегодня работают в полном объеме преимущественно в удаленном режиме», — говорит председатель правления ARX Андрей Перетяжко.

Чтобы облегчить процесс взаимодействия с клиентами, Нацбанк предложил СК упростить процедуру фиксации страхового случая и максимально использовать электронные документы. И большинство компаний уже активно применяют дистанционные способы коммуникации со страхователями.

«На период военного положения мы упростили процессы урегулирования страховых событий. В компании введен специальный режим дистанционного урегулирования в автомобильном страховании. Всю первичную информацию о страховом событии (заявления, копии документов, фото и видео с места происшествия) можно передать компании по цифровым каналам связи — это электронная почта, мессенджеры», — говорит председатель правления страховой компании «Евроинс Украина» Янко Николов.

«Страховые события, которые мы фиксировали с начала войны, требовали особого индивидуального рассмотрения и решения, потому что уже не работали стандартные рекомендации «вызвать полицию», «обратиться к ближайшему официальному дилеру», «предоставить справки из банка» и другие. От самых крутых программных комплексов мы перешли к удобным для клиента мессенджерам — там происходила основная жизнь и коммуникация с сотрудниками и клиентами», — отмечают в «Экспресс Страховании».

Вызовы для страхователей

Что касается страхователей, то их главная проблема связана с оформлением ДТП.

«Сейчас подразделения Национальной полиции часто не могут совершить выезд на место ДТП, и это ожидаемо, учитывая усиленный режим работы полиции, их загруженность и прочее», — говорит Межебицкий.

Решением может стать альтернативный способ оформления — Европротокол. Страховщики предлагают клиентам максимально использовать именно его. Но осведомленность водителей о его применении все еще остается недостаточной.

В целом, алгоритм действий в случае ДТП (без пострадавших), произошедшего во время военного положения, должен быть следующим:

  1. Оценить масштаб повреждений и если он не превышает предел возмещения по Европротоколу (сейчас это 130 тыс. гривен), то оформлять именно его.
  2. Если виновник ДТП отказывается от Европротокола, зафиксировать отказ.
  3. Позвонить по телефону 102, сообщить свои данные, адрес ДТП, и номерные знаки своего авто и других участников.
  4. Сообщить свою СК о ДТП и отказе другого участника от Европротокола.
  5. Если компания просит дождаться своего сотрудника или выполнить другие действия – согласиться.
  6. Если СК не сможет направить своего сотрудника, сделать фото- или видеофиксацию обстоятельств происшествия, места происшествия, повреждений автомобилей и предоставить эту информацию страховщику одним из возможных способов.

Если вы ищете выгодную страховку, вы всегда можете воспользоваться сервисом Finance.ua Страхование. С нами быстро – оформление онлайн-полиса происходит за 5 минут; безопасно – мы являемся официальным партнером страховых компаний; надежно – отдел заботы работает 24/7.