Штрафы для водителей электросамокатов: сколько и за что должны платить
Все, что нужно знать
В то же время электросамокаты на законодательном уровне приравняли к транспортным средствам. Это решение автоматически усилило ответственность за нарушение ПДД для их владельцев.
Рассказываем, какие правила действуют для водителей этого транспорта в Украине и какие штрафы и за что можно получить в 2023 году.
Больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.
Рост спроса на электросамокаты спровоцировал новые вызовы. Особых правил управления ими не было, а вот потребность «уживаться» на дорогах и тротуарах с другими участниками дорожного движения никуда не исчезла. К тому же поначалу не было четкого понимания того, где именно можно ездить на этом виде транспорта.
После отдельных аварийных ситуаций некоторые ограничения вводились на местном уровне. К примеру, во Львове они касались возраста водителей, мест, где можно передвигаться, а также скорости.
Но кардинально ситуация изменилась весной 2023 года. Президент Владимир Зеленский подписал законопроект №8172. Этот документ стал первым шагом в урегулировании движения персонального транспорта, разделенного на две основные категории:
- легкое персональное электрическое транспортное средство – транспорт с одним, двумя, тремя или четырьмя колесами, который оснащен электромотором мощностью до 1000 Вт и может развивать скорость до 25 км/ч;
- низкоскоростное легкое электрическое транспортное средство – транспорт с одним или несколькими электромоторами, максимальная скорость которого не превышает 50 км/ч, а снаряженная масса не превышает 600 кг.
Законопроектом определено, что устройства, которые могут набирать скорость более 50 км/ч, не подпадают под эти категории. Их будут рассматривать как мотоциклы.
Первый заместитель Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий объяснил, что, несмотря на это, существует определенный «правовой вакуум».
«Электросамокаты отнесли к категории транспорта. Что касается прав, обязанностей руководителей такого электротранспорта, поведения других участников дорожного движения, то это не определено действующим законодательством», – отметил он.
Однако в Верховной Раде рассматривают сразу несколько законопроектов относительно прав и обязанностей водителей электросамокатов. Белошицкий уверяет, что это уже определенный прогресс, поскольку во многих странах этот вопрос остается неурегулированным.
Так что же меняет законопроект №8172? Фактически документ приравнял электросамокаты к транспортным средствам. Благодаря этому в суде будет легче привлечь к ответственности (административной или уголовной) водителя электросамоката в случае ДТП.
Это работает и в обратном направлении – если человека на электросамокате сбил автомобиль. В таком случае потерпевший может обратиться за возмещением ущерба, а водитель авто может понести наказание.
Сейчас в Украине сделали только первый шаг к урегулированию движения электротранспорта. Впереди еще один важный этап – разработка правил безопасности дорожного движения, которые должны будут соблюдать пользователи легкого персонального электротранспорта.
Сделать это должны совместно Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры Украины с Министерством внутренних дел. Однако четких сроков, когда это произойдет, пока нет.
Как мы уже выяснили, четко определенных правил не существует. Тем не менее, есть важные рекомендации от патрульной полиции.
Прежде всего, нужно зафиксировать: поскольку электросамокаты признаны транспортными средствами, движение по тротуарам или велосипедным дорожкам запрещено.
Кроме того, при пользовании электросамокатами следует соблюдать следующие правила:
- ехать как можно правее по проезжей части;
- не управлять в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- использовать светоотражающие элементы;
- не перевозить пассажиров (если это не предусмотрено габаритами транспорта);
- при движении на электросамокате использовать средства безопасности и ездить в шлеме.
Водителям электросамокатов не следует нарушать и общие ПДД, которые должны соблюдаться всеми участниками дорожного движения. К примеру, во время проезда перекрестков.
При этом нет никаких возрастных ограничений по управлению этим видом транспорта. Главное условие, чтобы возраст водителя позволял контролировать движение электросамоката.
К сожалению, аварийные ситуации на дорогах с участием владельцев этого вида транспорта сейчас не редкость. Поэтому возникла необходимость определить наказание для тех, кто угрожает безопасности других участников дорожного движения.
В патрульной полиции уточнили, что водителя электросамоката могут наказать так же, как и водителя автомобиля, если по его вине произойдет ДТП.
Поэтому в Украине действуют следующие виды наказания и штрафов для владельцев электросамокатов:
- 850 гривен – за движение на электросамокате по тротуару или велосипедной дорожке;
- 17 000 гривен – за управление электросамокатом в нетрезвом состоянии;
- от 3 до 5 лет ограничения или лишения свободы – за кражу моноколеса или самоката;
- от 5 до 8 лет ограничения или лишения свободы – за кражу, совершенную группой лиц.
Если водитель электросамоката собьет пешехода, то наказание для него будет определять суд. Это может быть штраф. Однако если пострадавший получит телесные повреждения, то водителя электросамоката могут приговорить и к лишению свободы.
Например, в Украине был случай, когда к 1 году условного срока приговорили несовершеннолетнего, который сбил женщину, двигаясь на арендованном электросамокате.
Кроме того, виновник ДТП заплатил 108 тыс. гривен (возмещение за лечение пострадавшей), а также более 50 тыс. гривен морального вреда.
В правилах дорожного движения еще не закрепили требования водителей электросамокатов, в судебной практике уже есть не один случай привлечения таких водителей к ответственности. Суд выносил решение касательно:
- привлечения к административной ответственности;
- привлечения к уголовной ответственности;
- взыскания морального возмещения;
- взыскания материального ущерба.
Еще за два года до утверждения закона №8172 Киевский апелляционный суд определил, что электросамокат соответствует понятию «транспортное средство», поскольку предназначен для перевозки людей (дело №761/31629/20).
А в 2021 году Шевченковский районный суд Запорожья удовлетворил иск пенсионерки, пострадавшей от наезда электросамоката. С водителя этого транспортного средства взыскали 102 тыс. гривен материального ущерба и 23 тыс. гривен морального вреда. Также виновница ДТП получила один год лишения свободы, и от этого наказание ее уволили, установив испытательный срок.
Взыскать возмещение удалось даже за повреждение застрахованного автомобиля, в который въехал малолетний водитель. Суд удовлетворил иск страховой компании, в результате чего родителям виновника ДТП пришлось уплатить 41 тыс. гривен.
Кстати, любую страховку на авто вы всегда можете оформить на Finance.ua. Просто выберите нужный раздел и следуйте инструкциям.
Так что если водитель электросамоката станет участником дорожно-транспортного происшествия, правоохранители так или иначе будут его оформлять.
Особенно если в аварии будут пострадавшие. Аналогичные судебные решения в Украине уже несколько лет даже несмотря на то, что роль водителей таких транспортных средств на дороге до сих пор четко не определена.
И хотя окончательное решение по урегулированию этого вопроса остается за законодателями, руководителям электросамокатов следует соблюдать осторожность. В патрульной полиции советуют соблюдать ПДД по аналогии, если бы вы управляли велосипедом или мопедом.