0 800 307 555
0 800 307 555

Лекарства, деньги, пандемии: сколько зарабатывают лидеры фармацевтического рынка

И как дела у этого рынка в Украине.

Пандемию ковида запустила «биг фарма», чтобы заработать миллиарды. Лекарство против рака существует, но фармацевтические компании не выпускают его, чтобы зарабатывать на неэффективных препаратах. А в вакцинах вообще находятся микрочипы, через которые всемирное правительство следит за вами… Эти и еще тысячу и одну теорию заговора вы слышали о работе фармацевтической индустрии.
Оглавление

Мистицизм вокруг этой индустрии можно очень просто объяснить: разработка лекарств – это сложная наука, в которой рядовой человек обычно мало в чем разбирается. А еще – это большие доходы, которые получают фармацевты.

Этот текст имеет видеоверсию 👇

Рынок лекарств в США и Европе

Фармацевтика – это мультимиллиардная промышленность, которую в 2023 году оценили в 1.6 триллиона долларов. Она растет из года в год, несмотря на сложности – а именно высокую зарегулированность рынка и значительные риски – фармкомпании могут тратить по 10-15 лет и миллионы на разработку препарата, который в результате никогда не дойдет до потребителя.

История лекарства начинается еще с шумерских времен, примерно за 2 тыс. лет до нашей эры. Лекарства выпускали и назначали в древней Греции, в китайской династии Хань и во время исламского золотого века в Ираке.

Сегодня самый большой рынок фармацевтики в США. За 2017-2022 год на эту страну пришлось 64% мировых продаж новых препаратов, которые выпустили за этот период.

А в 2022 году на Северную Америку пришлось 52% от продаж лекарств в мире. Для сравнения, Европа сделала всего 22% мировых продаж.

Быстро растет рынок в странах с развивающейся экономикой — Бразилия, Китай, Индия. А что с рабочими местами? В мировой фармацевтической индустрии работает около 5 миллионов человек, и что интересно – две трети из них находятся в Азии.

Доходы крупнейших фармацевтических производителей в мире находятся на одном уровне с доходами крупных технических гигантов типа Xiaomi, Oracle и Uber или с автомобильными производителями, как Nissan, Kia или Renault.

Компания

Страна Основана Доход 2023
Johnson & Johnson США 1886 $85.16 млрд
Roche Швейцария 1896 $65.32 млрд
Merck Германия 1668 $60.1 млрд
Pfizer США 1849 $58.5 млрд
AbbVie США 2012 $54.3 млрд
Sanofi Франция 1973 $46.6 млрд
AstraZeneca Великобритания, Швеция 1999 $45.81 млрд
Novaris Швейцария 1996 $45.44 млрд
Bristol Myers Squibb США 1887 $45.0 млрд
GSK Великобритания 2000 $38.4 млрд

Данные: Fiece Pharma

Но надо понимать, что производство лекарств – это очень дорогой бизнес, имеющий один из самых высоких уровней рисков.

Чтобы выпустить новый препарат, компаниям нужно пройти через множество этапов – фундаментальные исследования, понять процессы той или иной болезни.

После чего нужно определить, какой подход выбирать для лечения. Затем найти соответствующее сочетание – в этом процессе исследователи могут начать с 10 тысяч потенциальных вариантов и сократить их до 10-20.

Далее начинаются доклинические испытания на компьютерных моделях, отдельных клетках и животных. Потом клинических испытаний на людях, на которые нужно получить разрешение от регуляторов. И если испытания успешны и производитель имеет доказательства эффективности и безопасности лекарства – только после этого он может получить одобрение регуляционных органов по выпуску препарата на рынок.

На один препарат в среднем уходит 12 лет, и стоит это более миллиарда долларов. Да и то если вам повезет, и ваше исследование окажется успешным. Например, в течение 2006-2015 на продажу попало менее 10% от всех лекарств, которые были в разработке.

Рынок лекарств в Украине

Украинские лидеры рынка – «Фармак», «Дарница», «Юрия-Фарм» – не могут похвастаться такими объемами и доходами, как фармгиганты США или Западной Европы.

Но фармацевтика все равно важная индустрия Украины. Это доказывают налоги: за 2023 год фармпроизводители уплатили 5 миллиардов гривен в бюджет. Для сравнения: игорный бизнес принес 10,4 млрд налогов, а ресторанная сфера – 4,6 млрд.

Как и любая другая сфера, фармацевтика пережила значительное падение, которое произошло из-за полномасштабного вторжения: в марте 2022 года рынок упал на 11%, в апреле рынок сократился еще на треть, а в мае – на 24%.

Но индустрия понемногу приходит в себя и пытается вернуться к прошлым оборотам. Продажи лекарств в первом полугодии 2023 года по сравнению с тем же периодом 2022 года выросли на 23% в денежном выражении.

По результатам того же периода доля лекарств украинского производства составила 63,4%.

Они в основном дешевле иностранных, поэтому их доля в денежном выражении составляет 37,0%, тогда как в натуральном, то есть количестве проданных упаковок – 63,4%. 7 из 10 крупнейших по объемам продаж фармацевтических компаний – украинские.

По экспорту ситуация тоже стабилизировалась. Если раньше самыми большими рынками сбыть для украинских производителей были россия и беларусь, то после начала вторжения экспорт туда прекратился. В 2023 году наши компании нашли новые рынки и даже увеличили выручку за экспорт. Крупнейшими импортерами украинских лекарств стали Узбекистан, Литва, Казахстан, Грузия и Ирак.

Можем ли мы конкурировать с иностранной фармой?

Могут ли украинские фармкомпании дорасти до уровня иностранных гигантов, а Украина стать лидером производства лекарства если не во всей, то хотя бы Восточной Европе?

Трудно прогнозировать какой-то космический рост и доминацию в условиях войны. Дальнейшего роста доходов на внутреннем рынке трудно ожидать, ведь доход фармацевтов напрямую зависит от количества населения: больше людей – больше лекарств нужно, чтобы удовлетворить их потребности.

Сокращение населения из-за военных действий, оккупации и эмиграции за границу уменьшает рынок, что предоставляет меньше возможностей заработка украинским фармкомпаниям, для которых внутренний рынок пока основной.

А без высоких доходов сложно инвестировать в разработку нового лекарства или развитие технологии производства – это делает мировых гигантов успешными и приносит миллиардные прибыли. Вспомните пандемию ковида – Pfizer, первым выпустивший вакцину от вируса, в 2021 заработал 81 миллиард долларов – это почти в два раза больше, чем в 2020, а в 2022 компания вообще дошла до рекордной отметки в 100 миллиардов.

В 1849 г. двое немецких иммигрантов в США основали Pfizer (Пфайзер) как производителя химических веществ. Бизнес быстро разросся во время Американской гражданской войны, когда армия нуждалась в обезболивающих и антисептиках, которые и начал производить Пфайзер.

Из-за войны мы также потеряли в области клинических исследований препаратов.

По состоянию на 24 февраля 2022 г. в Украине насчитывалось 794 активных клинических исследования, которые охватывали более 20 тыс. пациентов, однако в результате полномасштабного вторжения их количество сократилось. Украина использует свой потенциал в КИ на 10–15% и значительно отстает от стран ЕС. В Украине на 1 млн населения проводится около 12 КИ, в то время как в странах Европы – 28-357.

Но не все так плохо: эксперты утверждают, что у нас есть возможности для дальнейшего увеличения количества клинических исследований благодаря развитой инфраструктуре клинических исследований, квалифицированному персоналу, экономичности и благоприятной регуляторной среде.

К тому же у нас уже есть мощные производители, которые зарекомендовали себя на международных рынках. Например, «Фармак» продает около 25 продуктов на рынках ЕС, а также компания анонсировала открытие нового завода в Барселоне и R&D (Эрэнди) центр для разработки и тестирования новых средств.

«Дарница» за последние два года анонсировала выход некоторых из своих препаратов на рынки Польши и Австралии.

А «Юрия-Фарм» в 2023 году выкупила фармацевтическую компанию «Река-Мед» в Узбекистане.

Пока что украинская фармацевтика не сможет конкурировать с американской или западноевропейской. Но украинские производители движутся вперед.

Они расширяют географию своего сбыта на развивающиеся рынки – Азию и Южную Америку, а также продолжают заниматься разработкой новых препаратов и улучшением производства – «Фармак», например утверждает, что 90% дохода компания реинвестирует в развитие.

Так что в долгосрочной перспективе мы можем надеяться на рост показателей этого рынка.