Реформа жилищной политики: что будет с очередями и кто будет принимать решения о предоставлении жилья
Отвечаем на ключевые вопросы
Парадоксально, но основным законодательным актом, регламентирующим положения о жилье в Украине, является Жилищный кодекс, принятый еще Верховной Радой УССР в 1983 году.
Конечно, в него вносились изменения, однако он явно не отвечает сегодняшним реалиям, как и другие основные документы этого направления — Закон Украины «О приватизации государственного жилого фонда» (1992 год), ЗУ «Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий» (2008 год), Постановление ВРУ «О Концепции государственной жилищной политики»
Поэтому не вызывает сомнений тот факт, что реформа в области обеспечения жильем тех категорий, которые в этом нуждаются, давно назрела. Попытки этого предпринимались и раньше, однако они так и остались попытками.
В то же время последняя инициатива министерства развития громад и территорий, вышедшая с проектом Закона Украины «Об основных положениях жилищной политики», имеет все шансы, наконец, воплотиться в жизнь — его должно поддержать монобольшинство, чьих голосов достаточно для одобрения любого законопроекта. И сам предложенный документ, видимо, родился после консультаций с Офисом Президента Украины.
На Finance.ua доступна возможность застраховать жилье от последствий военных действий. Это удобно тем, что оно делается без осмотра квартиры, защищает от любых рисков и его можно оплатить частями. Заказывайте страхование жилья онлайн.
Новый закон, прежде всего, направлен на приведение законодательной базы к современным реалиям и устранение правовых коллизий, возникающих вследствие применения разнородного и устаревшего законодательства.
Авторы законопроекта также ставят целью определение государственной стратегии по обеспечению граждан жильем и механизмами реализации этой стратегии. Эта проблема в Украине стоит остро с начала существования государства, а в связи с войной возник огромный дефицит жилья среди украинцев, пострадавших в результате боевых действий.
Будущий закон также учитывает международный опыт в области регулирования жилищной политики, в частности экономическую эффективность, социальную интеграцию и соответствие культурным особенностям. Для этого предлагается применить государственно-частное партнерство в сфере строительства; равное отношение ко всем формам пользования жильем — собственность, аренда
Это, так сказать, теоретические основы предлагаемых изменений. Однако для рядового украинца важнее практические вещи. В частности, то, кто и как будет принимать решения о предоставлении жилья, кому его будут предоставлять и что будет с существующими квартирными очередями, а согласно заявлениям чиновников, в таких очередях сейчас находятся около 600 тыс. граждан Украины.
Как следует из положений законопроекта, жилищный фонд Украины распределяется на следующие категории: частный жилищный фонд, жилищный фонд территориальных громад и государственный жилищный фонд. Исходя из этого, им будут распоряжаться те, кому он принадлежит: частные лица, соответствующие органы территориальных громад и государства.
Что касается частного жилья, то предлагается создать механизмы предоставления его нуждающимся по договорам аренды социального жилья, что значительно расширит возможности как территориальных громад, так и государства в сфере обеспечения граждан жильем.
В документе есть статья 27, которая так и называется — «Социальное жилье». В части первой настоящей статьи указано, что «Лицам, в том числе нуждающимся в социальной защите, и другим категориям лиц, определенным этим и другими Законами Украины, предоставляется социальное жилье».
Из дальнейшего анализа документа следует, что это социальное жилье может быть как в собственности государства и территориальной громады, так и в частной.
Как гласит абзац часть 7 статьи 27 законопроекта, «Обеспечение людей социальным жильем может осуществляться путем заключения лицом договора аренды социального жилья частного жилищного фонда. Вместе с этим уплата платежей за аренду социального жилья частного жилищного фонда в зависимости от уровня дохода лица (семьи), домохозяйства и с учетом льгот и гарантий, определенных законами, производится на основании договора аренды социального жилья согласно закону».
Как именно должен реализоваться этот механизм на практике — непонятно. Скорее всего, его должен разработать Кабмин и профильные министерства после принятия закона.
Поэтому, как это все будет работать — пока спрогнозировать трудно. Однако попытка решить жилищную проблему путем привлечения частного жилищного фонда похвальна, и, скорее всего, станет успешной при наличии гибкого и адекватного рынка механизма компенсации арендной платы владельцам жилья и одинаковых правил для всех игроков этого рынка.
Что касается того, кто именно будет принимать решения о предоставлении жилья нуждающимся, то здесь можно понять, что этим будут заниматься органы власти.
По крайней мере, часть 2 статьи 27 цитируемого документа гласит: «Социальное жилье из государственного жилищного фонда и жилищного фонда территориальных громад предоставляется лицам по договору аренды социального жилья на основании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления.
То есть, по большому счету, здесь особо ничего не меняется — жильем и далее будет распоряжаться его владелец — государство или территориальная громада. Единственное, что прилагается — расширяется жилищный фонд, пользуясь частным жильем, если владельцев этого жилья устроят условия.
Также законопроект вводит такое понятие, как «Оператор доступного жилья». Как написано в части 1 статьи 24 законопроекта, «основной уставной деятельностью которых является строительство доступного жилья или осуществление управления таким жильем, или строительство и осуществление управления доступным жильем».
То есть можно прогнозировать, что распоряжаться социальным жильем, в том числе и частным, будут именно эти операторы. Опять же — как именно они будут сформированы и как именно будут осуществлять свою деятельность, пока что не понятно.
Каким конкретно будет механизм предоставления жилья и какие условия пропишут для желающих его получить — прогнозировать сейчас трудно, хотя законопроект предусматривает установление «принципов безбарьерности и доступности, справедливости и равного доступа каждого к жилью, прозрачности и общественного участия в реализации жилищной политики».
Авторы документа предлагают создать Единую информационно-аналитическую жилищную систему, в которую будут внесены сведения как о существующем жилье, так и о тех, кто может воспользоваться государственной поддержкой в реализации своего права на это жилье.
Как написано в части 8 статьи 2 указанного законопроекта, Единая информационно-аналитическая жилищная система — это «информационно-коммуникационная система, обеспечивающая сбор, накопление, защиту, учет, отражение, обработку и предоставление сведений о жилищном фонде Украины, а также о лицах, которые могут воспользоваться государственной поддержкой реализации права на жилье». Разработать и утвердить порядок пользования ею должен Кабмин.
Как именно и кем именно будет вноситься информация о нуждающихся в жилье, также пока не известно. В части 9 статьи 31 предложенного документа указано, что «Порядок ведения, структура, объем информации, вносимой в Единую информационно-аналитическую жилищную систему, порядок ее взаимодействия с другими информационно-коммуникационными системами, порядок подключения пользователей, предоставление, блокирование, восстановление и аннулирование доступа пользователей к Единой информационно-аналитической жилищной системе, порядок и объемы использования информации […] определяется в порядке ведения Единой информационно-аналитической жилищной системы».
А этот порядок должен разработать Кабмин. Когда он это сделает и каким этот порядок будет — как вы понимаете, неизвестно. Также Кабмин должен разработать «критерии определения лиц, которые могут воспользоваться государственной поддержкой в реализации права на жилье и могут быть внесены в Единую информационно-аналитическую жилищную систему».
Следовательно, можно спрогнозировать, что автоматического переноса людей, состоящих на учете во всех органах на предоставление жилья, в Единую информационно-жилищную систему, не состоится.
Однако как именно и кто именно сможет туда попасть — неизвестно, поскольку нет ни самого собственно Закона «Об основных принципах жилищной политики», ни подзаконных актов, которые должны быть разработаны на его основе. В том числе, и Единой информационно-аналитической жилищной системы.
Важно, что среди прочего законопроект предусматривает, что «информация, внесенная в Единую информационно-аналитическую жилищную систему, является открытой и общедоступной», поэтому можно осторожно спрогнозировать, что это значительно облегчит судьбу нуждающихся в жилье. По крайней мере, так должно быть. Как будет на самом деле — покажет практика.
На данный момент, по крайней мере, в связи с предлагаемым законопроектом — ничего. Пока что рекомендуем пользоваться существующей законодательной базой и механизмами. Поскольку мы не знаем, ни когда примут новый закон, ни его окончательную редакцию, ни об изменениях, которые он принесет.
Также неизвестно, когда будут разработаны необходимые подзаконные акты и механизмы для его полноценной работы, ибо, собственно, это все будет работать на практике.
Однако, какой бы ни была окончательная редакция предлагаемого закона, одной из важнейших его новаций является прежде всего учет интересов людей, лишившихся жилья в результате войны. И, как бы законодатель ни прописал сам механизм помощи этим людям, уже даже его наличие в предлагаемом документе — чрезвычайно позитивный фактор.