Польская модель налогообложения для украинских ФЛП
Что имел в виду Гетманцев, и к чему готовиться предпринимателям
По словам Гетманцева, такие изменения рекомендует, в частности, и Международный валютный фонд, а как цель они должны «отграничить малый бизнес от среднего и крупного» и привести к «справедливому налогообложению».
Что подразумевается под «справедливостью» – не очень понятно, поскольку четкого определения такого термина в законодательстве нет. Однако инициативу Минфина и слова Гетманцева украинцы восприняли достаточно скептически, об этом свидетельствуют комментарии под новостями об очередных новациях.
Впрочем, это не означает, что новая система налогообложения не будет введена – кроме рекомендаций МВФ, к которым вынуждены были прислушиваться все правительства в Украине, включая нынешние, у руководства страны явно хватит голосов для введения какой-либо реформы, если не это будет «отмашка» из Офиса президента.
Больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.
Если внимательно послушать Гетманцева, то понять конкретно, о чем именно говорится в его интервью по поводу введения «польской модели», трудно – он ограничился лишь общими фразами.
Однако, скорее всего, речь идет об изменениях в действующей в настоящее время системе налогообложения, которая касается физических лиц-предпринимателей, уплачивающих единый налог.
Право на упрощенную систему налогообложения (единый налог) имеют предприниматели, которые отвечают критериям, предусмотренным главой I Раздела XIV Налогового Кодекса Украины (пункт 291.3 статьи 291).
Существует четыре группы плательщиков Единого налога, основным критерием определения, к какой именно группе относится предприниматель (кроме четвертой), является его годовой объем дохода (он рассчитывается от размера минимальной заработной платы), количество работников и вида деятельности. Если все, кто слушал Гетманцева, правильно его поняли, то о четвертой группе предпринимателей речь не идет, поэтому рассматривать мы ее не будем.
На 2023 год для первой группы установлен годовой лимит в 1 118 900 грн дохода; для второй – 5 587 800 гривен; для третьей – 7 818 900 гривен. Эти лимиты увеличатся 1 января и 1 апреля 2024 года, если минимальную зарплату повысят, как планируется в проекте госбюджета.
В то же время, обязательно должен уплачиваться налог в фиксированном размере, который также зависит от группы.
Первая группа ежемесячно платит в бюджет Единый налог в пределах до 10% размера прожиточного минимума (268,40 грн в 2023 году) и Единый социальный взнос (ЕСВ) за себя для пенсионного стажа в размере 22% минимальной заработной платы (1474 грн).
Вторая группа платит Единый налог в пределах до 20% размера минимальной заработной платы (1340 грн в 2023 году) и такой же ЕСВ, как и первая.
Третья группа соответственно Единый налог в размере 3% дохода при уплате НДС (или 5% дохода в случае включения НДС в состав единого налога) и ЕСВ.
В подробностях со ставками налогообложения и другими нюансами можно ознакомиться здесь.
Очевидно, что Гетманцева возмущает ситуация, когда упрощенная система налогообложения используется для уклонения от налогов, занижая годовой доход:
«Наша задача – отграничить малый бизнес от среднего и большого. Это сейчас основная проблема единого налога и системы налогообложения малого бизнеса. Все выступают за поддержку малого бизнеса и создание для него благоприятных условий. Но ни в коем случае нельзя делать так, чтобы большой и сверхбольший бизнес искусственно из-за схем превращался в малый», – говорит он.
Опять же – конкретно понять, какую модель нам предлагает Гетманцев, называя те изменения, которые нарабатывает Минфин, «польской моделью налогообложения», невозможно – слишком бегло и обще он об этом говорил.
Так что именно ждет украинских предпринимателей в ближайшем будущем, предугадать невозможно. Особенно с учетом практики принятия законов в Украине.
Однако, внимательно изучив источники, можно сделать вывод, что, вероятно, речь идет о том, что украинским предпринимателям для упрощенной системы налогообложения введут другой лимит по операциям. Причем непонятно, будет ли это касаться всех групп, или только третьей, которая имеет этот лимит в размере 7 818 900 гривен.
В Польше эта сумма составляет около 2 миллионов евро. То есть намного выше, чем в Украине. Это уже не говоря о первой и второй группах плательщиков Единого налога, у которых эта сумма куда меньше.
Очевидно, что разные виды деятельности будут облагаться налогом по разным ставкам налога. Однако сейчас такая дифференциация существует и в Украине, и что именно хочет Гетманцев – можно только гадать, причем безуспешно.
Возможно, речь идет о том, что в Польше самые низкие налоги платят занимающиеся производством и торговлей (3%), а вот те предприниматели, которые предоставляют услуги (парикмахеры или сантехники) платят в бюджет от 12 до 20% своего дохода. В то же время в Украине эта ставка едина для всех – 5% от дохода.
Вот несколько примеров ставок для польских предпринимателей на упрощенной системе по направлениям деятельности:
Ставка налога |
Деятельность |
2% |
Продажа производимых непромышленным способом товаров растительного или животного происхождения, сырье для которых было выращено этим же предпринимателем. |
3% |
Организация общественного питания (за исключением реализации алкогольных напитков), торговля (перепродажа) продуктов и напитков, продажа рыбы и рыбных продуктов. |
5,5% |
Строительные работы, грузовые перевозки свыше 2 тонн и другое. |
8,5% |
Общепит с алкоголем, изготовление изделий из материала заказчика, книжные комиссионные магазины, доходы от аренды/субаренды, если они не превысили 100 тыс. злотых в год и т.д. |
10% |
Продажа некоторых имущественных и неимущественных прав или их частей. |
12,5% |
Аренда/субаренда на сумму, превышающую 100 тыс. злотых в год. |
17% |
Парковка, гостиницы, программное обеспечение, производство фото, оптовая торговля, туристические поездки, продажа авто и мотоциклов, а также запчастей к ним. |
20% |
Медсестры, акушеры, врачи частной практики, зубные техники, переводчики, учителя-репетиторы и другие. |
Однако, повторимся, понять, какие именно изменения готовит Минфин и Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, возглавляемый Данилом Гетманцем, пока невозможно. Единственное, что ясно – изменения все-таки будут. Поэтому подождем хотя бы законопроект, который официально зарегистрируют в ВР, тогда можно делать предварительные выводы, основываясь на конкретике, а не на туманной «польской модели налогообложения».
Впрочем, уже сейчас, как говорит обсуждение под анонсированной новацией от Гетманцева, украинские предприниматели далеко не в восторге от очередной инициативы правительства. И дело не в сути предлагаемых изменений (которых, напомним, еще никто не знает), а в общем недоверии к тем, кто эти изменения предлагает, хотя и Минфин, и Гетманцев ссылаются на рекомендации МВФ и опыт мощнейшей экономики Восточной Европы, каковой является Польша .
Хотя очевидно и то, что менять действующую систему налогообложения таки надо – Гетманцев отнюдь не открыл Америку, что единый налог используется большим бизнесом для уклонения от налогообложения. Хотя, возможно, с этим могла бы помочь Государственная налоговая служба, если бы она выполняла возложенные на нее обязанности. Однако это другая, причем куда более болезненная для бизнеса тема, поэтому затрагивать ее не будем.