0 800 307 555
0 800 307 555

Польская модель налогообложения для украинских ФЛП

Что имел в виду Гетманцев, и к чему готовиться предпринимателям

Как недавно заявил председатель Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, Минфин изучает возможность очередных изменений по налогообложению малого бизнеса – там собираются разработать новые правила для ФЛП, основой для которых должна стать так называемая «польская модель».
Оглавление

По словам Гетманцева, такие изменения рекомендует, в частности, и Международный валютный фонд, а как цель они должны «отграничить малый бизнес от среднего и крупного» и привести к «справедливому налогообложению».

Что подразумевается под «справедливостью» – не очень понятно, поскольку четкого определения такого термина в законодательстве нет. Однако инициативу Минфина и слова Гетманцева украинцы восприняли достаточно скептически, об этом свидетельствуют комментарии под новостями об очередных новациях.

Впрочем, это не означает, что новая система налогообложения не будет введена – кроме рекомендаций МВФ, к которым вынуждены были прислушиваться все правительства в Украине, включая нынешние, у руководства страны явно хватит голосов для введения какой-либо реформы, если не это будет «отмашка» из Офиса президента.

Больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.

Что происходит с налогообложения ФЛП сейчас

Если внимательно послушать Гетманцева, то понять конкретно, о чем именно говорится в его интервью по поводу введения «польской модели», трудно – он ограничился лишь общими фразами.

Однако, скорее всего, речь идет об изменениях в действующей в настоящее время системе налогообложения, которая касается физических лиц-предпринимателей, уплачивающих единый налог.

Право на упрощенную систему налогообложения (единый налог) имеют предприниматели, которые отвечают критериям, предусмотренным главой I Раздела XIV Налогового Кодекса Украины (пункт 291.3 статьи 291).

Существует четыре группы плательщиков Единого налога, основным критерием определения, к какой именно группе относится предприниматель (кроме четвертой), является его годовой объем дохода (он рассчитывается от размера минимальной заработной платы), количество работников и вида деятельности. Если все, кто слушал Гетманцева, правильно его поняли, то о четвертой группе предпринимателей речь не идет, поэтому рассматривать мы ее не будем.

На 2023 год для первой группы установлен годовой лимит в 1 118 900 грн дохода; для второй – 5 587 800 гривен; для третьей – 7 818 900 гривен. Эти лимиты увеличатся 1 января и 1 апреля 2024 года, если минимальную зарплату повысят, как планируется в проекте госбюджета.

В то же время, обязательно должен уплачиваться налог в фиксированном размере, который также зависит от группы.

Первая группа ежемесячно платит в бюджет Единый налог в пределах до 10% размера прожиточного минимума (268,40 грн в 2023 году) и Единый социальный взнос (ЕСВ) за себя для пенсионного стажа в размере 22% минимальной заработной платы (1474 грн).

Вторая группа платит Единый налог в пределах до 20% размера минимальной заработной платы (1340 грн в 2023 году) и такой же ЕСВ, как и первая.

Третья группа соответственно Единый налог в размере 3% дохода при уплате НДС (или 5% дохода в случае включения НДС в состав единого налога) и ЕСВ.

В подробностях со ставками налогообложения и другими нюансами можно ознакомиться здесь.

Очевидно, что Гетманцева возмущает ситуация, когда упрощенная система налогообложения используется для уклонения от налогов, занижая годовой доход:

«Наша задача – отграничить малый бизнес от среднего и большого. Это сейчас основная проблема единого налога и системы налогообложения малого бизнеса. Все выступают за поддержку малого бизнеса и создание для него благоприятных условий. Но ни в коем случае нельзя делать так, чтобы большой и сверхбольший бизнес искусственно из-за схем превращался в малый», – говорит он.

Что хочет Гетманцев, предлагая «польскую модель»

Опять же – конкретно понять, какую модель нам предлагает Гетманцев, называя те изменения, которые нарабатывает Минфин, «польской моделью налогообложения», невозможно – слишком бегло и обще он об этом говорил.

Так что именно ждет украинских предпринимателей в ближайшем будущем, предугадать невозможно. Особенно с учетом практики принятия законов в Украине.

Однако, внимательно изучив источники, можно сделать вывод, что, вероятно, речь идет о том, что украинским предпринимателям для упрощенной системы налогообложения введут другой лимит по операциям. Причем непонятно, будет ли это касаться всех групп, или только третьей, которая имеет этот лимит в размере 7 818 900 гривен.

В Польше эта сумма составляет около 2 миллионов евро. То есть намного выше, чем в Украине. Это уже не говоря о первой и второй группах плательщиков Единого налога, у которых эта сумма куда меньше.

Очевидно, что разные виды деятельности будут облагаться налогом по разным ставкам налога. Однако сейчас такая дифференциация существует и в Украине, и что именно хочет Гетманцев – можно только гадать, причем безуспешно.

Возможно, речь идет о том, что в Польше самые низкие налоги платят занимающиеся производством и торговлей (3%), а вот те предприниматели, которые предоставляют услуги (парикмахеры или сантехники) платят в бюджет от 12 до 20% своего дохода. В то же время в Украине эта ставка едина для всех – 5% от дохода.

Вот несколько примеров ставок для польских предпринимателей на упрощенной системе по направлениям деятельности:

Ставка налога

Деятельность

2%

Продажа производимых непромышленным способом товаров растительного или животного происхождения, сырье для которых было выращено этим же предпринимателем.

3%

Организация общественного питания (за исключением реализации алкогольных напитков), торговля (перепродажа) продуктов и напитков, продажа рыбы и рыбных продуктов.

5,5%

Строительные работы, грузовые перевозки свыше 2 тонн и другое.

8,5%

Общепит с алкоголем, изготовление изделий из материала заказчика, книжные комиссионные магазины, доходы от аренды/субаренды, если они не превысили 100 тыс. злотых в год и т.д.

10%

Продажа некоторых имущественных и неимущественных прав или их частей.

12,5%

Аренда/субаренда на сумму, превышающую 100 тыс. злотых в год.

17%

Парковка, гостиницы, программное обеспечение, производство фото, оптовая торговля, туристические поездки, продажа авто и мотоциклов, а также запчастей к ним.

20%

Медсестры, акушеры, врачи частной практики, зубные техники, переводчики, учителя-репетиторы и другие.

Однако, повторимся, понять, какие именно изменения готовит Минфин и Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, возглавляемый Данилом Гетманцем, пока невозможно. Единственное, что ясно – изменения все-таки будут. Поэтому подождем хотя бы законопроект, который официально зарегистрируют в ВР, тогда можно делать предварительные выводы, основываясь на конкретике, а не на туманной «польской модели налогообложения».

Впрочем, уже сейчас, как говорит обсуждение под анонсированной новацией от Гетманцева, украинские предприниматели далеко не в восторге от очередной инициативы правительства. И дело не в сути предлагаемых изменений (которых, напомним, еще никто не знает), а в общем недоверии к тем, кто эти изменения предлагает, хотя и Минфин, и Гетманцев ссылаются на рекомендации МВФ и опыт мощнейшей экономики Восточной Европы, каковой является Польша .

Хотя очевидно и то, что менять действующую систему налогообложения таки надо – Гетманцев отнюдь не открыл Америку, что единый налог используется большим бизнесом для уклонения от налогообложения. Хотя, возможно, с этим могла бы помочь Государственная налоговая служба, если бы она выполняла возложенные на нее обязанности. Однако это другая, причем куда более болезненная для бизнеса тема, поэтому затрагивать ее не будем.

ET: 0.153 s, MEM: 14.0 MB