Что делать мобилизованному ФЛП
И какие у него могут быть проблемы
Однако во всех этих случаях возникают проблемы и вопросы: как подавать отчетность, как и какие платить или не платить налоги, как ликвидировать ФЛП, то есть прекратить государственную регистрацию, и вообще нужно ли ее прекращать и т.д. Попробуем на них ответить.
Еще больше полезной информации на актуальные темы – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.
Начнем с последнего. Как разъясняет Государственная налоговая служба Украины, если у мобилизованного предпринимателя нет желания прекращать государственную регистрацию, то делать этого не нужно.
На это прямо указывает ч. 3 ст. 39 «О воинской обязанности и военной службе»:
«За гражданами Украины, которые призваны на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или приняты на военную службу по контракту, в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введения военного положения сроком до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации, не прекращается государственная регистрация предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей».
То есть государственную регистрацию прекращать не надо. Это касается как, собственно, мобилизованных, так и подписавших контракт.
В этой же статье этого же закона содержится и разъяснение по налогам: «В случае неведения ими предпринимательской деятельности в период проведения мобилизации начисление налогов и сборов таким физическим лицам – предпринимателям не осуществляется».
Однако есть нюансы.
Мобилизованные физические лица-предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, освобождены от начисления и уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого налога, а также от подачи отчетности. Об этом говорится в пункте 25 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины:
«На весь период их военной службы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц в соответствии с разделом IV настоящего Кодекса, а также освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по единому налогу в соответствии с главой1 раздела XIV настоящего Кодекса».
Для этого необходимо подать в орган ГНС по месту регистрации заявление и копию военного билета или другого документа из центра комплектования, где указаны сведения о мобилизации.
Сделать это можно либо сразу после мобилизации, либо в течение 10 дней после демобилизации или окончания лечения или реабилитации. Важно: такое освобождение не зависит от наличия наемных работников, формы налогообложения, а также группы и ставки единого налога.
Кроме того, мобилизованные ФЛП освобождаются от уплаты Единого социального взноса (ЕСВ) за себя. Это предусматривает пункт 9-2 Заключительных и переходных положений ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Этот же пункт разъясняет, что для этого нужно сделать:
«Основанием для такого освобождения является заявление физического лица-предпринимателя и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, которые подаются в налоговый орган физическим лицом-предпринимателем в течение 10 дней после его демобилизации.
Если демобилизованное физическое лицо-предприниматель находится на лечении (реабилитации) в связи с исполнением обязанностей во время мобилизации, заявление и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим государственным органом, подаются в течение 10 дней после окончания его лечения (реабилитации)».
Если ФЛП, несмотря на мобилизацию, продолжает свою деятельность и имеет наемных работников, то, согласно разъяснениям ГНСУ, он может на это время уполномочить другое лицо выплачивать заработную плату работникам.
На это лицо возлагается обязанность начислять и удерживать из заработной платы (или других доходов) наемных работников НДФЛ, военный сбор и ЕСВ.
Однако уплатить эти налоги в бюджет обязан сам ФЛП «в течение 180 календарных дней с первого дня… демобилизации без начисления штрафных и финансовых санкций. При этом демобилизованное самозанятое лицо в заявлении отмечает данные о суммах начисленного и удержанного уполномоченным лицом налога с наемных работников в течение срока военной службы самозанятого лица».
Это регламентирует уже упоминавшийся пункт 25 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины, он же указывает, что «налоговая отчетность о суммах налога, начисленного и удержанного в течение срока военной службы самозанятого лица уполномоченным лицом с наемных работников и других физических лиц, подается демобилизованным самозанятым лицом … без начисления штрафных и финансовых санкций, предусмотренных настоящим Кодексом».
Из всего написанного выше становится ясно, что мобилизованный ФЛП может заниматься предпринимательской деятельностью. Однако здесь существуют противоречия в нормах действующего законодательства, и до конца этот вопрос, к сожалению, не урегулирован.
И, опять же – к сожалению, породит много споров и, как отмечает Украинский хельсинкский союз по правам человека, «может привести к злоупотреблению контролирующими органами и выборочному привлечению к административной ответственности».
Дело в том, что, как отмечалось, ЗУ «О воинской обязанности и военной службе» не запрещает осуществлять предпринимательскую деятельность.
Однако в ЗУ «О предотвращении коррупции» содержится норма, согласно которой субъектами, на которых распространяется действие этого закона, являются «военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и других образованных в соответствии с законами военных формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы, курсантов высших военных учебных заведений, курсантов высших учебных заведений, имеющих в своем составе военные институты, курсантов факультетов, кафедр и отделений военной подготовки, личный состав штатных военно-врачебных комиссий» (подпункт «г» пункта 1 части 1 статьи 3 указанного закона).
То есть вышеперечисленным категориям запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, в частности, и предпринимательской.
В то же время, согласно части 12 статьи 6 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», «военные должностные лица – это военнослужащие, занимающие штатные должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей согласно законодательству».
Однако данная норма слишком размыта, а действующее законодательство не устанавливает исключительно перечень военных должностей, позволяющих или запрещающих заниматься предпринимательской деятельностью. Также не установлены никакие критерии, по которым можно определить эти должности.
То есть такая неопределенность несет в себе риски неоднозначности трактовки права заниматься предпринимательской деятельностью мобилизованными физическими лицами-предпринимателями.
Несмотря на то, что за такое правонарушение предусмотрена только административная ответственность (штраф от трехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан – 5100-8500 гривен с конфискацией полученного дохода от предпринимательской деятельности или вознаграждения от работы по совместительству), произвольность трактовки самого правонарушения не вдохновляет.
Однако все же следует признать: несмотря на это, большинство вопросов, возникающих у мобилизованных предпринимателей и самозанятых лиц, законодатель все же постарался урегулировать. Надеемся, что в процессе практики будут урегулированы и спорные моменты.