0 800 307 555
0 800 307 555

Компании, которые «перекрасили» свои бренды и остались в россии

Бизнес на крови

После того как россия начала полномасштабное вторжение в Украину, многие западные компании публично объявили, что намерены прекратить свой бизнес в стране-агрессоре. Это должно было оказаться огромным ударом как для российской экономики, так и для самих россиян.
Оглавление

Однако не все произошло так, как планировалось. Некоторые компании не выполнили свои обещания. А часть из них продолжают вести бизнес в россии скрыто.

Рассказываем, какие перекрашенные бренды по-прежнему остаются в россии и что стало причиной такого решения.

Еще больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.

Почему же западные компании должны выйти из российского рынка

После распада СССР россия не прекращала вмешиваться в жизнь стран-соседей. Для некоторых из них это обернулось военным вторжением и захватом территорий. Так произошло с Молдовой в 1990-1992-х годах, с Грузией в 2008 году и с Украиной в 2014-м.

Но начало полномасштабной войны в Украине стало совершенно новым уровнем агрессии кремля, заставившего мир пересмотреть свои отношения с россией – как политические, так и экономические.

Встал вопрос о необходимости оказывать экономическое давление на страну-агрессора.

Международные компании, прекратив бизнес в россии, способны повлиять на ситуацию, ведь российская экономика существенно зависит от иностранных технологий, товаров и капиталов.

Если экономика россии потерпит крах, кремль не сможет финансировать войну в Украине, производство ракет и разработку дополнительного оружия. Именно поэтому для мировых компаний лучшей помощью Украине станет выход с российского рынка.

Сколько компаний до сих пор остаются в рф

Киевская школа экономики (KSE) регулярно исследует ситуацию вокруг выхода западных компаний из россии. Для этого был начат проект «Прекратите бизнес с россией».

По состоянию на 4 сентября, в россии насчитали около 3384 компаний, организаций и их брендов из 94 стран и 58 отраслей. Среди них:

  • 1 409 продолжают деятельность в россии;
  • 522 сократили текущие операции и приостановили новые инвестиции;
  • 1212 свернули российские операции;
  • 273 завершили выход из россии.

Кто среди тех, кто «перекрасился»

Некоторые компании во избежание выхода из рф решили «замаскироваться» под новыми названиями. На первый взгляд, это должно сработать. Но на практике выглядит бессмысленно и жалко.

Среди «перекрасивших» себя и продолжающих сотрудничать с экономикой страны-агрессора есть немало популярных брендов. Расскажем о некоторых из них.

Coca-Cola

8 марта 2022 года компания сообщила, что из-за вторжения россии в Украину приостанавливает свой бизнес в рф. Но швейцарская разливная компания Coca-Cola HBC продолжает производить напитки в россии. Впрочем, теперь под другим названием.

26 августа 2022 года российский филиал Coca Cola HBC был переименован в Multon Partners. Эта компания сконцентрировалась на производстве напитков «Добрый", Rich, «Моя семья». Таким образом, на рынок удалось вывести безалкогольные газированные напитки под брендом Добрый, которые являются аналогами классических продуктов The Coca-Cola:

  • «Добрый Cola» (Coca-Cola);
  • «Добрый Апельсин» (Fanta Апельсин);
  • «Добрый Лимон-лайм» (Sprite).

Кроме того, ту же Coca-Cola завозят в россию и на оккупированные ею территории Украины (например Донецк) из Ирана. Как ни странно, компания работает в этой стране, несмотря на все санкции, применяемые западными странами.

Кстати, о том, как работает экономика Ирана, мы рассказывали в этой статье.

Puma

Этот немецкий бренд спортивной одежды и обуви в начале полномасштабной войны в Украине также заявил о выходе из рф. Но зимой появились слухи, что компания ведет переговоры с торговыми центрами в москве, чтобы открыть там свои магазины.

Так и случилось, в июле-2023 бренд Puma вернулся в россию, но под новым названием – Amazing Red, а также с другим владельцем.

Неясно, обрадовались россияне такому возвращению или нет, ведь товары в магазинах продают с дополнительной наценкой в 20-30%. К примеру, теперь кроссовки Puma RS обойдутся в 15 тыс. рублей, а это почти равно минимальной зарплате россиян.

Все выставленное на полках поначалу было остатками со складов, поскольку продукцию закупали на год вперед. Но планируют завозить и новинки, будут делать это, пользуясь параллельным импортом.

Чтобы уладить юридические нюансы, новый магазин оформили как мультибрендовый, однако на самом деле никаких товаров Nike, Adidas и других компаний на полках нет.

Вershka, Zara, Pull&Bear

Эти магазины возобновили работу в России в апреле 2023 года. Но им дали новые названия – Ecru (бывшая Bershka), DUB (аналог Pull&Bear) и Maag (аналог Zara).

Испанская компания Inditex, объединившая в себе эти бренды, в начале полномасштабной войны закрыла свои магазины в россии. Через несколько месяцев холдинг якобы продал свои активы ливанскому Daher Group.

То есть российские СМИ убеждают, что владелец новый и бренды тоже новые. Само производство одежды было организовано в Турции и Китае.

Это нередкие случаи, когда массмаркет-бренды снова открываются в россии. Единственное, что они меняют – название, чтобы отвлечь внимание. Но это не всегда удается.

Duracell

Производитель батареек и аккумуляторов Duracell вернется в россию под новым названием уже в конце этого сентября. Продукция будет продаваться под брендом Opticell. Изменится и брендирование – место привычного кролика займет рыжий медведь. Стоимость продукции вырастет вдвое – средняя стоимость батарейки будет около 100 рублей.

В российском же минпромторге заявляют, что батарейки Opticell – их отечественный проект и никакого отношения к американской компании Duracell у него нет.

Danone

Французская компания Danone хочет продолжить свою деятельность на территории рф. Для этого группа сменила для российского рынка название международного бренда «Активиа» на «АктиБио».

В компании отметили, что изменения коснутся только названия бренда и дизайна упаковки. Вся продукция будет производиться по тем же стандартам качества и безопасности, с теми же вкусовыми характеристиками, на тех же производственных мощностях.

В апреле этого года Danone планировала вывести свои международные бренды, такие как Activia, Alpro и Actimel с рынка агрессора. Вместо этого компания занялась локализацией.

Что сделал Кремль, чтобы удержать западные бренды

Понятно, что в москве недовольны идеей потерять дополнительный доход. Чтобы этого избежать, президент россии владимир путин дал распоряжение заблокировать выход иностранных компаний из своей страны. Чтобы продать активы, компании теперь должны получить государственное разрешение.

Кроме того, кремль конфисковал активы и запретил иностранным банкам и энергетическим компаниям продавать доли без разрешения путина.

В декабре 2022 года минфин рф объявил о мерах против инвесторов из «недружественных стран», продавших активы, включая 50% скидку от цены продажи и 10% налог.

Директор проекта KSE Андрей Оноприенко считает, что при таких условиях многие компании не имеют возможности выйти из россии нормальным путем.

«Есть много компаний, которые ничего не сделали или продолжают ждать. После одного года войны многие компании лишатся возможности продать свой бизнес и будут продолжать терять, потому что, наконец, эти активы могут быть национализированы или куплены по очень дешевой цене», – объяснил эксперт.

Так, например, компания Unilever, в феврале 2023 года, заявила, что ее активы будут конфискованы государством, если она покинет рф. Даже если их и удастся продать, вывести из россии деньги, полученные от сделки, будет невозможно.

Какие бренды, несмотря на все трудности, вышли из россии

Но есть и другие ситуации. К примеру, 25 августа 2023 года стало известно, что нидерландская пивоваренная компания Heineken продала российский бизнес за символический 1 евро и вышла из страны. Бизнес был продан местной Arnest Group.

В Heineken объяснили, что эта сделка приведет к убыткам в 300 млн евро. У компании в россии было семь пивоварен и 1,8 тыс. сотрудников.

Однако всем им гарантировали трудоустройство на следующие три года.

Опыт Heineken продемонстрировал значительные проблемы, с которыми сталкиваются крупные производственные компании при выходе из россии. Поначалу компания подала заявку, чтобы получить разрешение на продажу от российского правительства. Но в результате компанию пришлось продать за бесценок.

К тому же есть список компаний, которые пообещали выйти из россии и действительно это сделали, несмотря на все трудности и убытки. В списке, в частности, оказались:

  • сети заведений питания McDonald's;
  • сети кофеен Starbucks;
  • производители автомобилей Groupe Renault, Volkswagen Group, Nissan, Mercedes-Benz;
  • швейцарская косметическая компания Wella;
  • производители технологического оборудования Bosch, Siemens, Electrolux;
  • сеть такси Uber.

Несмотря на это, продукция этих брендов иногда появляется на прилавках российских магазинов, а сервисные службы продолжают обслуживание ранее проданных в россию товаров.

Кроме того, почти все компании оставили за собой право выкупить собственные активы в течение определенного срока – то есть, уже после завершения войны и анализа текущего положения дел в россии.

Лучшим наказанием для остающихся в россии брендов станет игнорирование их продукции.

Сделать это может каждый, проверив по ссылке, покинула ли компания российский рынок. Возможно, таким образом, еще больше западных предпринимателей задумается над необходимостью пожертвовать доходами и вынести на первый план нематериальные ценности.