0 800 307 555
0 800 307 555

Дмитрий Петренко: дефицит специалистов по интернет-маркетингу будет еще 20-30 лет

О зарплатах, навыках и других нюансах профессии мы говорим с экспертом в сфере интернет-маркетинга Дмитрием Петренко

Дончанин Дмитрий Петренко начал развивать свою первую компанию интернет-маркетинга с инвестиции в 1500 долларов. Всего за полгода оборотный капитал его бизнеса вырос до 100 тыс. долларов. Дмитрий – автор курса «Создание сетки PBN под ключ», который раскупили за первые сутки после объявления о продаже. Стоимость одного места для участника составляла 650 долл., что, безусловно, указывает на высокую заинтересованность методиками, которые предлагает Дмитрий.

 За четыре года курс прошли 300 SEO-специалистов, уже с практикой.

По словам нашего собеседника, таких показательных результатов можно достичь, имея соответствующий опыт и настойчивость.

Сегодня за плечами Дмитрия Петренко более 10 лет опыта работы в сфере интернет-маркетинга и сотни выступлений и лекций на соответствующих конференциях.

За время карьеры наш герой внес свой уникальный вклад в развитие украинских и международных компаний. Особенно это сказалось на работе таких гигантов как Netpeak Software и SalesDoubler.

К примеру, существенная часть клиентов Netpeak Software появились благодаря курсу Дмитрия «Создание сетки PBN под ключ». Приблизительно каждый второй студент курса начал пользоваться программным комплексом «NetpeakSoftware» в своей работе. В конце концов 114 крупных международных SEO-компаний стали постоянными пользователями продукта Netpeak Software благодаря Дмитрию.

При сотрудничестве с SalesDoubler, в 2019 году Дмитрий благодаря своему опыту, всего за первые четыре месяца года, повысил уровень конверсии в направлении PDL-кредитования с 2,2% до 8%. Это позволило компании получать почти в четыре раза больше клиентов, привлекая одновременно одно и то же количество входящего трафика. А уже в следующем квартале – до 1 сентября 2019 года – Дмитрий Петренко сделал невероятное, повысив коэффициент конверсии до 20%.

Сейчас он развивает три компании в США и надеется на скорейшую победу Украины в войне с россией, чтобы можно было и далее продолжать развивать интернет-маркетинг в нашей стране. Ведь из-за примененных Национальным банком ограничений по расчетам с иностранными компаниями, делать это крайне сложно – такова уж специфика работы.

Finanсe.ua пообщался с Дмитрием, расспросив его об особенностях работы интернет-маркетолога: как нужно входить в профессию, сколько можно заработать «не выходя из дома» и сколько часов нужно провести за монитором, чтобы выйти на достойные деньги.

Дмитрий Петренко
За плечами Дмитрия Петренко более 10 лет опыта работы в сфере интернет-маркетинга. Он – автор курса «Создание сетки PBN под ключ», который раскупили за первые сутки после объявления о продаже

Дмитрий, начнем с SEO. По вашему мнению, много ли сейчас в Украине настоящих SEO-специалистов? Вы даже запустили для них достаточно узкопрофильный курс, который прошли уже несколько сотен человек. Как вы к этому пришли?

Я с 2012 года работаю в области SEO оптимизации. Пока же занимаюсь арбитражем трафика.

Результат своей многолетней деятельности я сформировал в авторском курсе по повышению квалификации SEO специалистов-практиков. Ведь за 10 лет работы в SEO и на позициях Head of SEO я заметил, что нет никакого курса для уже практикующих специалистов.

Для новичков, только ступающих на этот путь, курсов много, а вот для специалистов уровня Junior или Middle SEO – нет. У них не было возможности быстрого повышения своих знаний.

Поэтому на рынке труда долгое время не хватало опытных специалистов и очень много новых стартапов и бизнесов годами не могли преодолеть барьер конкурентности и выйти на новый уровень доходности.

На каждой конференции после каждого выступления ко мне поступало невероятно много вопросов именно от SEO специалистов-практиков о том, как я строю «линкбилдинг» для сайтов.

В конце концов, я изложил весь свой опыт в единственном авторском курсе «Создание сетки PBN под ключ». Возможностью повысить свою квалификацию воспользовались уже более 300 практикующих специалистов. Для такой узкой ниши – это существенный результат. Горжусь, что приложил руку к существенному улучшению десятков компаний людьми, которые научились продвигать сайты на конкурентных рынках.

Все места на первый запуск вашего курса раскупили в течение первых же суток. Публикация о запуске второго потока за несколько часов собрала более полутора тысяч комментариев от потенциальных клиентов. Помните свои ощущения?

Я около 10 лет работал наемным специалистом. Понимал, что могу достичь гораздо большего, но всегда был скован конкретными ситуативными задачами компании. Поэтому в какой-то момент решил начать собственное дело.

Мне больше всего запомнились первые две тысячи долларов, которые я заработал только за пару недель после того, как я уволился с последнего места работы. Там я работал на руководящей должности и имел неплохой оклад. Но это были первые деньги, которые дали мне уверенность, что в будущем все получится.

Эмоции словами не передать… Восторг, подъем, гордость. Ведь это была первая сумма, полученная за работу, полностью построенную на моем опыте в моей собственной компании.

Уже через 5 месяцев оборот моей компании пересек границу 100 тыс. долларов. Это стало вторым достижением, которое запечатлелось ярким воспоминанием в памяти.

Дальше деньги стали просто цифрами в отчетах. Конечно, управлять компанией с большими оборотами – интересно и очень ответственно, но обычно это превращается в рутинный рабочий процесс.

Вы говорили, что сейчас занимаетесь арбитражем трафика. Расскажите, что такое?

Да, сегодня мой бизнес – арбитраж трафика. Думаю, каждый хоть раз слышал это словосочетание, но немногие люди не из этой сферы понимают, что оно такое.

В действительности все просто. Это один из типов привлечения клиентов и сотрудничества между интернет-маркетологом и конечной компанией, готовой получать новых клиентов, платя не просто за настройки рекламной кампании, а исключительно за конечный результат.

Это называется оплата CPA (Cost Per Action) – оплата за результат. Например, заказчик оплачивает только клиента, который сделал заказ товара или услуги, или сделал какое-то конкретное действие на сайте: зарегистрировался, загрузил приложение на мобильный телефон, заполнил анкету и т.д.

Основная задача арбитражника – покупка целевого трафика, который с наибольшей вероятностью проведет конверсию на сайте, и продажа этого трафика уже как конечных конверсий.

В зависимости от того, какой продукт рекламирует арбитражник, делается подбор тех или иных настроек рекламной кампании, что будет иметь лучшую конверсионность.

Допустим, моим клиентом является банк, заинтересованный в выдаче кредитных карт, или финансовое учреждение, готовое выдавать потребительские кредиты. Моя задача как интернет-маркетолога такова:

  • В первую очередь нужно подобрать источник трафика. К примеру, я могу найти заинтересованный трафик среди тех, кто ищет возможности кредитования через поиск Google. Или воспользоваться такими популярными источниками трафика как Facebook, Instagram, YouTube. Здесь можно использовать любую платформу.
  • Затем нужно правильно сделать таргетинг на целевую аудиторию, то есть, чтобы моя реклама показывалась только заинтересованным лицам. Фактическая цена заявки, оставленная людьми на получение услуги, будет зависеть именно от того, насколько точно я сделал настройки своей рекламной кампании.
  • Третий этап – аналитика полученных результатов и оптимизация рекламной кампании. Перед запуском рекламной кампании я могу сделать только предположение и прогноз, как реклама сработает. Но уже после старта можно посмотреть на реальные результаты и сделать оптимизацию: отключить неэффективные рекламные кампании, оставить и масштабировать те, что дали лучший результат и самую низкую цену полученного клиента.

Фактически, эти три пункта и являются всей работой. Но чтобы научиться работать с разными источниками трафика, овладеть планированием маркетинговых стратегий и уметь делать эффективный анализ полученных результатов, нужны годы.

Вы сотрудничали с SalesDoubler, компанией, ставшей первооткрывателем СРА-маркетинга в Украине. Расскажите подробнее о вашем взаимодействии и его результатах.

Это конкретный пример работы арбитража трафика. Наше сотрудничество с компанией SalesDoubler началось еще в 2019 году. Мы тогда добились невероятных результатов. Я настраивал рекламную кампанию в Facebook и всего за квартал удалось повысить уровень конверсии по направлению PDL-кредитования с 2,2% до 8%.

Это позволило моей компании получать в четыре раза больше клиентов, привлекая одновременно одно и то же количество входящего трафика. Уже в следующем квартале благодаря анализу и масштабированию полученных результатов коэффициент конверсии вырос до 20%.

Почему вы решили связать свою жизнь, карьеру именно с интернет-маркетингом?

Еще в студенческие годы, учась в Донецком национальном университете на кафедре маркетинга, я имел возможность работать в компании, занимающейся разработкой сайтов.

Там же, занимая позицию руководителя отдела продаж, я предложил руководству найти пути, как повысить средний чек одного клиента, пришедшего на разработку сайта. Такое решение нашлось – постсервис для клиентов по продвижению сайтов.

Они были поражены нашей работой и заказывали гораздо больше услуг, потому что видели результат. Количество обращений стало увеличиваться с каждым месяцем.

Тогда я понял, что за интернет-маркетингом большое будущее. Если разработку сайтов уже даже на тот момент предлагали почти из каждого окна, то предоставление качественного сервиса по продвижению сайтов трудно найти и сегодня.

Не жалеете, что подались в эту сферу? Если бы вы могли сейчас выбрать что-то другое – что бы это было?

Ни разу не пожалел. Более того, считаю, что в университетах нужно внедрять новые учебные программы для абитуриентов, которые хотят заниматься интернет-маркетингом.

Посмотрите на продажи любых товаров сегодня. Львиная доля продаж давно продается благодаря интернету. Фактическая доля продаж товаров или услуг в оффлайне сейчас весьма незначительна, а интернет-продажи, на мой взгляд, и в дальнейшем будут развиваться еще больше.

При этом компаний, предлагающих свои товары и услуги, гораздо больше, чем специалистов, которые готовы их продвигать. Но до сих пор я не слышал ни об одном университете в мире (не только в Украине), где бы обучали продвижению сайтов или работе с платной рекламой на научном уровне. В ближайшее время это даже никем не планируется.

Именно поэтому я уверен, что большой дефицит специалистов по интернет-маркетингу будет еще долгое время – ближайшие 20-30 лет так точно.

Поговорим о материальной стороне. Как зарабатывает специалист по интернет-маркетингу? Не имеющим отношения к теме может показаться, что он ничего не делает, а деньги на него сыпятся с воздуха.

Специалист по интернет-маркетингу фактически не имеет предела по доходности.

Интернет-маркетинг – это практически единственная сфера, где легко автоматизировать процессы и масштабировать их даже одному человеку. Самое главное, что для этого нужно – опыт.

Аналитические способности маркетолога, помогающие специалисту найти наиболее эффективную модель привлечения клиентов – важнейший инструмент для работы.

Дмитрий Петренко, интернет-маркетинг
Дмитрий Петренко: «Аналитические способности маркетолога – самый важный инструмент для работы»

Для опытного интернет-маркетолога нет никакой проблемы построить за 2-3 года компанию с оборотным капиталом более 10-15 млн долларов. Но кроме опыта для маркетолога нужны еще и условия:

  • эффективное работающее законодательство;
  • безопасность инвестиций;
  • возможность пользоваться заработанными деньгами.

К сожалению, в Украине сегодня с этим всем есть вопросы, из-за чего развитие компании по интернет-маркетингу усложнено.

Перед какими трудностями встают интернет-маркетологи в Украине? Что можно было бы улучшить для развития таких компаний.

Среди моих коллег встречаются нередкие случаи откровенного рэкета со стороны чиновников или их ставленников.

Схема проста: в компанию приходят с обыском по вымышленному поводу. А дальше, на период расследования, просто забирают всю технику, блокируют банковские счета компании.

Несмотря на то что деятельность маркетолога полностью легальна, палки в колеса ставятся, чтобы во властные кабинеты пришли «договариваться».

Теперь о безопасности инвестиций.

Расскажу свою историю. Еще в 2020 году один из крупнейших банков Украины заблокировал корпоративный счет моей компании для финмониторинга, то есть, чтобы проверить поступление денег.

Мы отнеслись к этому с пониманием и предложили банку для ознакомления все необходимые документы, контракты, справки, счета и платежные квитанции, но банк счет не разблокировал.

И знаете причину? Формальной причиной было то, что в нашей компании работает мало людей, чтобы иметь такой оборотный капитал. Хотя закон никак не регламентирует соотношение количества сотрудников к количеству заработанных денег. Сотрудников банка не интересовали мои доказательства и объяснения. Единственной возможностью снять блокировку денег с моего счета было повышение количества работников в моей компании. Никаких законных прав предоставлять такие требования у банка нет, но это не остановило банк от таких требований.

В то же время от налоговой или других государственных органов контроля никаких претензий не поступало. Украинская налоговая по моему запросу подтвердила, что я могу легально работать с любым количеством наемных работников.

А как развиваются компании по интернет-маркетингу в Украине сегодня, во время войны?

Если отвечать на этот вопрос, важно упомянуть один аспект, а именно – возможность использовать заработанные деньги. К сожалению, из-за российской агрессии развитие компании, занимающейся интернет-маркетингом, практически невозможно, ведь сейчас есть ограничение расходов по банковским счетам за рубежом.

Расчет с компаниями Google или Facebook считается покупкой рекламы за рубежом. Национальный банк еще в 2022 году ограничил расчет с зарубежными компаниями до 100 тыс. гривен в месяц, что около 2700 долларов.

Весь мой бизнес зависит именно от закупки рекламы на международных платформах, то есть физически сейчас не могу официально заниматься своим делом в пределах Украины.

Такое ограничение сводит на нет легальную работу интернет-маркетинга в нашей стране.

И какой выход из этой ситуации вы нашли?

Я верю в наших защитников и надеюсь, что уже в ближайшее время ситуация на фронте изменится коренным образом. Что, в свою очередь, позволит отменить ограничения. Но пока единственное, что остается – «миграция бизнеса». На данный момент я строю три компании в Соединенных Штатах.

Остановимся более подробно на этом. Знаем, что у вас есть компании в штате Нью-Йорк, Флорида и Делавэр. Почему выбрали именно эти штаты?

Да, действительно, одна из моих компаний – в штате Нью-Йорк. В данной компании мы создаем маркетинговые стратегии. Я вижу спрос в мире на идеальный маркетинговый анализ онлайн рынка. В Нью-Йорке расположены офисы крупнейших мировых компаний. И они заинтересованы в сотрудничестве.

Мой план на среднесрочную перспективу – построить команду профессиональных маркетологов, которая будет создавать продукт, который сможет обеспечить как минимум 1 млн долл. в год зарплатного фонда. И конечно, не останавливаться на этом, а только наращивать результаты.

Относительно компании в штате Флорида. По-моему, этот штат очень недооценен относительно рынка труда. Например, в Майами много талантливых маркетологов, которые в свое время иммигрировали в США, но не могут найти привлекательных условий для реализации своего таланта. Я хочу воспользоваться этой уникальной ситуацией и создать рабочие места, которые не только соответствуют их высокой квалификации, но и дают достойное вознаграждение.

Дмитрий Петренко, стартап США
Сейчас Дмитрий Петренко развивает три компании в США

Еще одна из моих американских компаний – это стартап. В будущем он должен получить наибольшее внимание среди инвесторов. Мы заинтересованы в смартинвестициях. Именно поэтому мой стартап зарегистрирован в штате Делавэр.

В этом штате самая большая судебная практика по корпоративному праву, поэтому большинство инвесторов отдает приоритет работе со стартапами, зарегистрированными именно в штате Делавэр.

Справка Finance.ua:

В американском штате Делавэр зарегистрировано более 60% компаний из списка Fortune 500, в который входят 500 крупнейших американских корпораций, упорядоченных по валовому доходу. Всего же в Делавэре было создано около 1,4 млн юридических лиц.

Если же говорить конкретно об арбитраже трафика, сколько можно на нем заработать? Доход в 1 тыс. долларов в месяц, это реально?

Всё сильно зависит от опыта арбитражника. Если он отсутствует, то месячная зарплата может быть на минимальном уровне – от 500-700 долларов.

Зарплата наемного специалиста с соответствующим опытом может измеряться десятками тысяч долларов.

В этом вопросе больше всего влияет то, насколько опытен специалист и как быстро и удачно умеет масштабировать рекламные кампании и работать с автоматизацией наиболее примитивных задач.

Сколько нужно вложить собственных денег, чтобы зарабатывать на арбитраже, речь о сотнях тысяч, или миллионах?

Свою первую компанию в Украине я начал развивать по своим инвестициям в размере 1500 долларов. Примерно за полгода оборотный капитал достиг 100 тыс. долларов. Но для такого резкого прыжка у меня было самое главное:

  • свыше 10 лет опыта в маркетинге;
  • правильный продукт для рекламирования, давший результат. Это были лиды на микрокредиты для финансовых компаний;
  • выдержку – первые 4-5 месяцев я работал по 12-15 часов в день без дополнительных помощников. Только когда у меня появилась возможность оплачивать зарплаты сотрудников, я начал некоторые вещи делегировать.

Какими, по вашему мнению, навыками должен обладать веб-мастер?

На мой взгляд – это выдержка. Иногда важно дождаться результата и не совершить ошибочных действий раньше, чем в этом требуется ситуация.

Кроме того, в этой профессии не обойтись без самообразования.

Но, нанимая работников, не только лишь навыки имеют значение. Следует также учитывать непосредственные особенности каждого человека.

Что должен знать человек, желающий работать в сфере интернет-маркетинга?

Главное, точно разобраться, является ли товар/услуга, которую планируется рекламировать, легальной.

Далее следует нарабатывать опыт, начиная с базовых задач.

И, конечно, обязательно посещать конференции. Задавать спикерам как можно больше вопросов. Еще нужно знакомиться с другими коллегами рынка и учиться на ошибках.

Дмитрий Петренко, арбитраж трафика
Дмитрий Петренко: «Иногда важно дождаться результата и не совершить ошибочные действия раньше, чем этого требует ситуация»

С чего вообще нужно начинать? Предположим, у меня есть сайт, и я хочу немного заработать. Каковы мои первые действия?

Самый быстрый и лучший путь – получить опыт, работая в крупной известной компании.

Для того чтобы устроиться в такую компанию, узнайте больше о вакантной позиции, какие задачи нужно выполнять. Сделайте первоочередной поиск в Google или YouTube о том, как именно можно научиться тем или иным действиям. Попытайтесь самостоятельно выполнить базовые задачи еще до первого собеседования.

К примеру, решили вы стать «фармером аккаунтов». То есть заниматься подготовкой учетных записей для опытных медиабаеров (это специалист, закупающий рекламу в поисковых сетях, социальных сетях или других источниках трафика. – Ред.).

  1. Узнайте, как формировать аккаунты Google ADS или Facebook ADS. Этой информации в интернете – пруд пруди.
  2. Попытайтесь сделать свои собственные первые 10 аккаунтов. Вы точно получите здоровенный список более мелких вопросов, как это сделать. Найдите ответы и на них.
  3. Придите на собеседование и покажите свои первые аккаунты.

Даже если у вас будут ошибки, или не всё вышло идеально. Даже если у вас вообще ничего не получилось – покажите на собеседовании, с какими именно трудностями вы столкнулись, и какие вопросы остались незакрытыми.

Гарантирую на 99%, что с таким бэкграундом и жаждой знаний вас будут готовы взять почти в любую компанию, которая сейчас ищет фармера аккаунтов. Будут учить, выплачивая хотя бы минимальную в этой нише зарплату.


Беседу провел Петр Таранюк