Вызовы для украинской экономики
О высоком уровне безработицы, инфляции и ослаблении международной помощи
Война в Украине принесла не только гуманитарные, но и серьезные экономические вызовы. В частности, высокий уровень безработицы, инфляция и зависимость от международной помощи стали главными факторами, влияющими на стабильность экономической ситуации. Однако каждый из этих аспектов имеет свои особенности, а значит, требует отдельного внимания и стратегического подхода к решению.
В условиях, когда большинство проблем имеют глобальный контекст, важно четко понимать, как эти факторы влияют на настоящее Украины и ее будущее.
«Когда у нас много людей из-за начала полномасштабной войны стали вынужденными переселенцами или вообще уехали за границу, проблематично найти людей на определенные рабочие места. То есть здесь проблема не в безработице, проблема в поиске людей — вакансии есть, не кем их заполнять», — говорит Иван Ус.
Эта проблема, по его словам, только усугубится после окончания войны, поскольку многие мужчины уедут к своим семьям за границу после окончания военного положения.
Олег Пендзин, с другой стороны, подчеркивает, что в Украине есть структурная безработица, связанная с большим дефицитом рабочих специальностей.
«По расчетам Международной организации труда, в Украине 2 млн безработных — это примерно 14% трудоспособного населения. Проблема состоит в том, что у нас безработица структурная — существует огромный избыток и куча заявлений о поиске работы от экономистов, юристов, журналистов. В то же время есть безумный дефицит людей рабочих специальностей. Вы не найдете ни инженеров, ни конструкторов, ни станочников, слесарей или водителей большегрузных автомобилей. Их нет», — отметил эксперт.
Он также проанализировал демографические показатели: «В Украине до полномасштабной войны население составило около 37 млн человек. Официально уехало 6,8 млн. То есть сегодня в Украине около 30 млн. Из этих 30 млн у нас 10,2 млн пенсионеров и до 6 млн детей. То есть формально трудоспособного населения до войны было 18 млн, сейчас — 13».
Подсчеты Международной организации труда общего объема количества безработных и подсчеты официально зарегистрированных безработных в отделах занятости не сходятся, подчеркнул Пендзин.
«Официально зарегистрированных в отделах занятости около 95 тысяч. Поэтому у нас примерно 6,5 млн человек — это те, которые официально считаются и платят единый социальный взнос. 3 млн — государственные служащие и бюджетники, в том числе мобилизованные и получающие заработную плату как военнослужащие. Если это все сложить, то получается еще и определенная прослойка формально занятых людей, которые не платят ЕСВ, это теневая экономика. По предварительным расчетам она составляет примерно 37% от ВВП, но никто четко не может назвать цифру», — рассказал эксперт.
По его словам, для того чтобы говорить о восстановлении Украины, нам, по расчетам Министерства экономики, нужно дополнительно 4−4,5 млн трудоспособного населения: «Уехало до 7 млн, из них 4,5 млн трудоспособного населения. То есть если говорить о необходимости восстановления экономики, те 4,5 млн трудоспособного населения теоретически должны вернуться в Украину. Но среди тех, кто выехал как беженцы, то есть получили статус временной защиты в странах Европейского Союза или в Америке, 30% возвращаться не будут. Они трудоустроились, устроили детей. Еще 30% колеблются и примерно 30% подтверждают, что они готовы вернуться».
Пендзин отмечает, что, как правило, среди трудоспособного населения готовы вернуться те, кто не нашли работу. Или те, кто, «сидя на социалке» в Европе, удаленно работает в Украине.
Эксперт также привел пример прецедента, как бизнес решает проблему с нехваткой рабочей силы: «На Закарпатье создана мебельная фабрика, где официально владельцы подали в территориальные миграционные службы заявку о разрешениях на работу 150 трудовым мигрантам из Бангладеш».
Пендзин продолжает: «Украине для того, чтобы обеспечить внутренний рынок труда, нужно ежегодно завозить 450 тыс. трудовых мигрантов».
Относительно качества жизни эксперт отмечает, что в Европе оно выше просто из-за того, что соотношение доходов и продовольственной корзины другое: «Например, на продовольствие европейская семья тратит от 12 до 18 процентов своего бюджета, а в Украине — 50. На культуру и посещение мероприятий в Европе семья тратит 6,5−7 процентов бюджета, в Украине — 0,5%. На путешествия и отели — 11% в Европе, в Украине — 0,1%».
Экономист отмечает, что качество жизни — это те вещи, которые позволяют вам жить более широким кругом, чем поесть, доехать на работу, заплатить коммуналку. «То есть качество жизни подразумевает определенные дополнительные расходы, связанные с вашей самореализацией как личности. В Европе достаточно большая доля идет на образование — до 12% семейного бюджета, у нас — менее 1%», — отметил экономист.
Так что есть нюансы, которые будут довольно серьезно усложнять процесс возвращения украинцев из Европейского Союза. Особенно тех, кто уже трудоустроен, нашли себя.
Иван Ус отметил, что инфляция в Украине растет из-за проблем в логистике товаров, что приводит к их нехватке, а также из-за ожидаемого проседания национальной валюты. Это негативно влияет на инфляцию, поскольку рост цен на отдельные товары и тарифы ведет к общему росту инфляционных процессов.
«Вспомним бюджет Украины, в котором средний курс на текущий год заложен на отметке 45 гривен за доллар. При том что сейчас и 42 гривен нет. Но когда закладывается указанный курс, соответственно, на рынке есть ожидание, что средний курс таким и будет. Если средний будет 45, значит, мы можем завершить год на отметке ~ 47 гривен за доллар. Если, конечно, этот бюджет не будет пересматриваться. А я думаю, что он во второй половине текущего года будет пересмотрен», — утверждает Ус.
Есть давление собственного ожидания бюджета, есть давление, которое также влияет на инфляцию — это негативное сальдо внешней торговли, отмечает эксперт.
«В прошлом году отрицательное сальдо составило почти 29 млрд долларов. То есть мы больше тратили валюты, чем получали за наш экспорт. Сравнивая два месяца текущего года и два месяца 2024 года, это отрицательное сальдо еще выше. Это, безусловно, негативный момент, который, как мне кажется, влияет также на ускорение инфляции», — отметил Иван Ус.
Олег Пендзин также отмечает, что инфляция в Украине превысила прогнозы и достигла 13,4%: «Основная причина этого — плохой урожай 2024 года, обстрелы критической инфраструктуры и повышение заработной платы в производственных специальностях, что необходимо для удержания работников на рабочих местах», — говорит Пендзин.
Он обращает внимание, что в условиях замороженных социальных стандартов уровень доходов не растет и это приводит к падению реальных доходов населения.
«Инфляция — это одна часть. Вторая часть — это рост доходов. Если инфляция 13% и ваши доходы выросли на 20%, то ваше качество жизни увеличилось на 7%. А если у вас инфляция 13,4%, а в стране заморожены социальные стандарты, не растет ни прожиточный минимум, ни минимальная заработная плата. У вас понижают реальные доходы. Но ведь вы едите не гривну, а условную буханку хлеба», — подчеркнул эксперт.
Он продолжил: «Когда начинают обсуждать инфляцию, все говорят, что цены растут. Но это только одна сторона вопроса. Неважно, какие товары вырастут в цене. Меня гораздо больше интересует, сколько моя семья условно сможет себе позволить потратить на продовольствие. У нас 50% идет на продовольствие, 28% - на коммуналку, примерно 9−10% - на транспорт-связь. Остается 10% семейного бюджета, который распределяется условно у людей старшего возраста на медикаменты, у людей младшей социальной группы — на одежду. Путешествия — 0,1%, образование — 1%, культурные мероприятия — 0,6%».
То есть, отмечает экономист, главная проблема всегда — проблема соотношения доходов и расходов.
«В Польше стоимость продовольственной корзины такая же, как в Украине. А средняя заработная плата в Польше в три раза выше. В Украине — чуть больше 500 долларов в месяц, в Польше — 1600 долларов», — добавил он.
Иван Ус считает, что в вопросе девальвации гривны заложен пессимистический сценарий: «Думаю, что он не состоится. Потому что, во-первых, мы видим, что у доллара есть проблемы на мировом рынке. И хотя это, подчеркиваю, не столько укрепление гривны, сколько проблемы доллара, но это также влияет на курс национальной валюты».
Второе — это поступление в Украину внешней помощи.
«То есть когда деньги приходят, больше валюты становится в государстве. Соответственно это положительно влияет на укрепление курса национальной денежной единицы», — акцентировал эксперт.
Олег Пендзин подчеркнул, что сегодня валюту на межбанковском рынке продает только Национальный банк Украины: «Нацбанк — участник валютного рынка и одновременно регулятор, определяющий правила игры. То есть неожиданностей быть не может».
«Нацбанк будет сознательно держать чуть поменьше курс. На мой взгляд, среднегодовой будет примерно 43−44 грн. Но в конце года наверняка 46−46,5. НБУ будет потихоньку девальвировать гривну, идя навстречу Министерству финансов. Потому что Минфину выгодно, чтобы гривна была слабее», — считает эксперт.
Он отметил, что в Украине сегодня все социальные расходы финансируются путем макрофинансовой помощи: «Финансирование социальных расходов осуществляется в гривне, а макрофинансовая помощь приходит в долларах и евро. То есть Минфину выгодно, чтобы за свой условный доллар получить больше гривен, чтобы курс был слабее. Минфин хочет, чтобы курс был 47−48. Нацбанк отвечает за инфляцию. То есть эта ситуация, когда инфляция составляет 13,4%, заставляет Нацбанк укреплять обменный курс. Заставляет решать вопросы повышения ставки рефинансирования (сейчас 15,5), делать деньги дороже».
Если Нацбанк выпустит валютный курс так, как этого хочет Минфин, то инфляция завалит за 20% годовых, комментирует Пендзин: «Нацбанк сегодня по сути сидит на двух стульях. С одной стороны, он должен сделать приятно Минфину, потому что это предусмотрено в социальных расходах, а с другой, его поджимает инфляция. Поэтому никаких неожиданностей с валютным курсом не будет. Я думаю, будет небольшая девальвация, но где-то так, чтобы меньше было, чем 45 гривен за доллар среднегодового курса».
Хотя был достигнут успех в реструктуризации долгов, проблема все равно будет оставаться актуальной: «Риск будет постоянно присутствовать, и Украине необходимо поддерживать хорошие отношения со странами, оказывающими помощь, чтобы иметь возможность решать долговые вопросы», — говорит Иван Ус.
Также он отмечает, что Украине важно не потерять поддержку со стороны США, которая является критической для экономической стабильности: «Заявления США по поводу того, что-то, что нам давалось на грантовой основе, хотят пересмотреть и считать, что это долг Украины, нас не устраивают. Поэтому Украине следует постоянно держать на контроле следующий вопрос: то, что мы получили бесплатно, может оказаться платным».
Во-первых, заметил Иван Ус, не следует этого допустить, но все же прорабатывать сценарий: что будет, если при этом условии Украина потеряет вообще какую-либо поддержку со стороны США. А для нас она важна с точки зрения влияния Соединенных Штатов на ведущие международные финансовые институты, помощь которых очень нужна Украине, подчеркнул эксперт.
Олег Пендзин отметил, что риск проблем с обслуживанием государственного долга уже есть: «Мы находимся в реструктуризации внешних долгов. Практически отказались от финансирования всех европейских фондов, которые имела Украина до начала активной фазы боевых действий. По сути, Украина сегодня находится в техническом внешнем дефолте».
Украина реструктуризировала свои долги и перенесла их на 2027 год, говорит Пендзин. Он называет два направления, из которых Украина берет деньги: «Направление первое — это когда Украина допускает облигации и продает их на внешних рынках и получает деньги в соответствии со спросом и предложением на внешних рынках. Есть ситуация, при которой Украина получает деньги как суверен, то есть от Международного валютного фонда и наших партнеров в виде макроэкономического финансирования. Макроэкономическое финансирование осталось, оно не связано с рейтингами страны как суверена. Наше сотрудничество с Международным валютным фондом пока продолжается. Поэтому здесь вопросов нет».
«Внутренние долги — это военные облигации. В основном ОВГЗ в гривне. Напечатать гривны, чтобы погасить эти задолженности, государство может всегда и очень легко. Другое дело, что это может обрушить курс, поэтому оно очень осторожно сейчас этот вопрос решает. Сегодня общий объем украинского долга приближается к 100% ВВП. Для такой экономики, как у Украины, это плохо. Но вариантов других нет, потому что мы финансируем макрофинансовой помощью все социальные расходы. А это 1,6−1,7 трлн в год. И взять эти деньги неоткуда», — отметил Пендзин.
Иван Ус выражает уверенность, что даже без помощи США экономическая поддержка Украины будет оставаться, ведь страны Европейского Союза и другие государства, в частности, Япония и Канада, продолжат помогать Украине.
Эксперт объясняет: «Есть Европейский Союз, Великобритания, Норвегия, Япония, Южная Корея, Канада, Австралия, Новая Зеландия — страны, которые так или иначе будут помогать Украине. Некоторые из идеологических соображений, как Япония. Некоторые, потому что россия — союзник противника, как для Южной Кореи. А некоторые — потому что будут чувствовать, я имею в виду Европейский Союз, что если Украина не удержится, то война придет к ним».
Поэтому, если с военной составляющей без США трудно будет помогать Украине, то, по крайней мере, экономически они найдут необходимые средства, считает Иван Ус.
«Здесь я не настолько опасаюсь того, что нас ждет в этом году, по крайней мере, пока идет война. Пока идет война, помощь будет. Как только завершаются военные действия, здесь будет вопрос, будет ли план Маршалла 2.0 для Украины. Потому что восстановление Украины — это необходимая следующая стадия, без которой будет очень трудно вернуться к нормальной мирной жизни», — отметил экономист.
Олег Пендзин также указывает на необходимость долгосрочного плана восстановления для Украины после окончания войны: «По 2025 году у нас все закрыто, а по 2026 году ничего нет и вообще непонятно, что будет. Если будет остановка войны, все будет очень сильно зависеть от того, как будут дальше формироваться отношения Украины и США, Украины и Европейского Союза. Там очень много политики и очень мало экономики».
Эксперт называет «сказочками» заявления о том, что в Украину пойдут инвесторы: «Я хочу сказать, что даже и до войны, когда в Украине были очень хорошие условия безопасности, инвесторы у нас в очереди не стояли. Потому что инвестиционный климат — это не только безопасность. Инвестиционный климат — это защита частной собственности, это независимая судебная система, это четко работающая правоохранительная система, отсутствие коррупции. Это множество вещей, которых в Украине сегодня нет. И если у кого-то есть иллюзия, что после окончания активной фазы боевых действий вдруг эти вещи будут решены мгновенно, то это не так. Так с какой стати сюда придут инвесторы?».
Пендзин отмечает, что надо осознавать, что макроэкономическая, макрофинансовая помощь будет снижаться, потребность в финансировании безопасности и обороны будет оставаться, что приведет к огромным диспропорциям внутри страны.
Он напомнил, что глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявил, что нам нужно 50 млрд долларов, которые мы получили на 2025 год, растянуть еще как минимум на два года, ведь финансирование вряд ли будет.