Скрытые комиссии банков

Это надо знать, чтобы не переплачивать за услуги

Часто, когда клиент приходит в банк, его интересует какая-то конкретная услуга. Одному нужна банковская пластиковая карта, чтобы совершать покупки в магазине. Другой пришел открыть депозит, чтобы не хранить деньги дома. У третьего, наоборот, - нет денег, и потому он пришел в банк за кредитом.
Оглавление

Банк дает клиенту на подпись множество разных бумаг. Скажите, вы хоть раз внимательно прочитали их от начала до конца? Нет? А зря.

Иногда, не зная тарифы по карте, можно переплатить на ровном месте. А порой – и лишиться одномоментно 20% своих средств.

Недавно сразу несколько банков добавили в свои тарифы один и тот же пункт: в случае прекращения деловых отношений по инициативе банка (например, при подозрении в отмывании незаконно полученных средств) клиент платит банку 20% от всей суммы его средств за то, что банк переведет оставшиеся 80% на счет в другом банке или выдаст наличными через кассу.

Что интересно: подобный пункт появился в тарифах по банковским продуктам в декабре 2023 года. Т.е. до этого его не было. Как и положено, за 30 дней до вступления в силу банки уведомили своих клиентов… путем рассылки сообщений в их мобильные банковские приложения. Скажите, все ли сообщения от банков вы читаете внимательно?

Что же делать, чтобы не переплатить на ровном месте?

Finance.ua подготовил несколько советов. Они помогут вам уберечься от ненужных финансовых потерь.

Совет 1. Внимательно изучите договор комплексного банковского обслуживания

Каждый банк составляет и подписывает с клиентом документ, который называется «Договор комплексного банковского обслуживания».

Договор комплексного банковского обслуживания (сокращенно – ДКБО) определяет условия и порядок предоставления банком клиенту комплексного обслуживания, а также условия и порядок заключения отдельных договоров о предоставлении банковского продукта в рамках договора комплексного обслуживания.

ДКБО является договором в форме присоединения. А это значит, что подписывая его, вы автоматически соглашаетесь со всеми правилами и тарифами, установленными банком.

Как правило, он представляет собой довольно большой документ. Банк размещает его на своем официальном сайте и дает возможность клиентам самостоятельно с ним ознакомиться.

В чем кроется опасность? Банк в любой момент может внести изменения в ДКБО и тарифы, о чем обязан уведомить за 30 дней до введения изменений в действие. Если клиент не обратил внимание на эти уведомления, это будут уже его проблемы. В связи с этим смотрите совет номер два.

Совет 2. Внимательно следите за сообщениями, поступающими от банка

Чтобы уведомить своих клиентов о готовящихся изменениях, банк обычно рассылает сообщения всем своим клиентам. Именно для этого банк и просит указать ваш номер телефона.

Сообщения рассылаются либо в виде SMS-сообщений, либо в виде push-сообщений, поступающих непосредственно в банковское мобильное приложение.

Прочитали вы его или нет, это не меняет сути. Разослав его, банк считает, что надлежащим образом уведомил клиента о будущих изменениях в условиях обслуживания, в том числе и возможных изменениях в тарифах.

Проблема состоит в том, что банк в любое время (естественно, уведомив за 30 дней) может ввести комиссию на ту или иную услугу, или увеличить ее размер в несколько раз.Так, если та или иная услуга, которой вы воспользовались пару месяцев назад, была абсолютно бесплатной, это совсем не означает, что и сегодня вам не придется за нее платить.

Именно поэтому необходимо внимательно следить за поступающими от банка сообщениями, чтобы не пропустить что-либо существенное.

Совет 3. Тщательно изучите все тарифы. Особенно то, что написано мелким шрифтом

 

Когда вы слышите о так называемых «скрытых» комиссиях, знайте: банк не имеет права брать с клиента комиссию, о которой не упомянуто в тарифах.

Поэтому все комиссии без исключения должны быть прописаны в тарифах.

Ваша задача – внимательно прочитать тарифы. Особенно обращайте внимание на то, какие услуги не тарифицируются (бесплатные. – Ред.), а за какие придется заплатить комиссию банку.

Часто клиенты совершают одну и ту же ошибку: думают, что если в одном банке, в котором они ранее обслуживались (или обслуживаются в настоящее время) та или иная услуга не требует дополнительных расходов, то и в другом будет точно так же. Это не так: один банк может не устанавливать комиссию, например, за снятие наличных, а другой – брать за это 0,5-1%.

При ознакомлении с тарифами необходимо также внимательно прочитать все сноски. У некоторых банков их больше десятка.

Как правило, они печатаются мелким шрифтом. Но именно в них часто кроются нюансы. Например, комиссия не берется до определенной суммы и так далее.

У одного банка в сноске мы увидели, что все тарифы указаны без НДС. А это значит, что комиссия на самом деле комиссия будет на 20% больше.

Совет 4. Не стесняйтесь лишний раз уточнить в банке, платная та или иная услуга до того, как воспользуетесь ей

Тарифы часто меняются, вы можете не уследить за этим. Чтобы избежать неприятностей в виде неожиданных трат, не стесняйтесь уточнить в банке, существует ли комиссия на ту или иную услугу, а также ее размер.

Сделать это можно двумя способами: позвонив (написав) на горячую линию банка, либо задав вопрос непосредственно в отделении.

Порой именно переписка в мессенджере – лучше. В случае, если вас проинформировали неправильно (к сожалению, исключить полностью человеческий фактор нельзя. – Ред.), у вас останется доказательство. Тогда можно будет попытаться оспорить эту комиссию. Впрочем, шансов на это мало: если комиссия есть в тарифах, с вас ее возьмут.

Совет 5. Ненужные банковские карты или счета лучше закрыть

Одной из самых распространенных комиссий, с которой «неожиданно» сталкиваются банковские клиенты, является плата за неактивность банковского счета.

Ее устанавливают не все банки: у одних она есть, у других – нет.

Неактивностью банк считает отсутствие операций по счету в течение определенного промежутка времени: одного месяца, трех, шести или двенадцати.

Размер платы за неактивность также отличается от банка к банку. Как правило, она не может превышать остатка собственных средств по карте.

Но бывают случаи, когда из-за этой комиссии остаток может уйти «в минус». Клиент становится должен банку со всеми вытекающими.

Поэтому если у вас имеется ненужная карта (особенно если речь идет о кредитке. – Ред.), ее лучше закрыть. Это поможет вам избежать дополнительных расходов в виде платы за неактивность.