МФО саммит 2021: как это было (фотоотчет)

Крупнейший саммит для представителей микрозаймов

В четверг, 1 июля, в столичном Гидропарке состоялся МФО саммит 2021. Эксперты, представители финансовых компаний и власти обменивались опытом и практическими идеями для развития рынка небанковского кредитования.
Оглавление

Организатором мероприятия выступили Bank Online и Всеукраинская ассоциация финансовых компаний при поддержке порталов Finance.ua, Минфин и компании SalesDoubler.

Отдельную благодарность организаторы выразили партнеру SlonCredit, напомнив, что SlonCredit – реальные деньги на реальные вещи.

Генеральным и Gold-партнером стали компании EasyPay и «Є гроші».

Партнерами саммита также выступили CCLoan, ПриватБанк, iPay. Полный перечень партнеров мероприятия можно найти на официальном сайте МФО саммита.

Данное мероприятие проводится уже четвертый год подряд.

«В далеком 2013 году я получил на почту презентацию, в которой рассказывалось о неком новом сервисе онлайн-микрокредитования. В качестве примера приводилась британская компания Wonga. Ее клиенты брали несколько десятков фунтов, чтобы пойти с друзьями в пятницу в паб посмотреть футбол.

В то время в Украине было очень активное банковское кредитование, и казалось, что на рынке особо-то и нет места для подобного сервиса… Прошло семь лет и мы видим реальный расцвет индустрии микрофинансов. Никогда так просто, удобно и быстро не было возможности оформить кредит, как это можно сделать сегодня. Множество брендов, сотни компаний находятся в этом рынке, предоставляют технологические и сервисные решения, которые во многом опережают классическое банковское кредитование», – отметил в своем вступительном слове CEO компании Treeum Иван Евтушенко.


Иван Евтушенко: «Мы видим реальный расцвет индустрии микрофинансов»

Он также рассказал о вкладе компании Treeum в развитие этого рынка:

«С помощью наших проектов Финлайн и SalesDoubler, Finance.ua и Минфин за все время было оформлено более 4 млн онлайн-кредитов. Но мы не только привлекаем клиентов, мы также регулярно оцениваем качество обслуживания и удовлетворенность клиентов продуктами и сервисом. Постоянно рассказываем потребителю все «за» и «против» использования услуги микрокредитов. На основании этой информации мы выпускаем честные и актуальные рейтинги.

Лично я уверен, что впереди еще много всего интересного. Увидим консолидацию рынка, отличное партнерство банков и микрофинансовых компаний, изменение бизнес-моделей, когда микрофинансовые компании смогут предоставлять все базовые финансовые услуги, а не только микрокредиты. Сегодня мы живем во времена трансформации и данные встречи нацелены на то, чтобы активизировать перемены», – отметил Иван Евтушенко.

Карта от МФО, кредиты сегодня и будущее необанков

В ходе нынешнего МФО саммита выступили 11 спикеров и состоялись две панельные дискуссии.

Говорили в частности о краткосрочных кредитах, платежных системах, скоринге, картах для МФО, законодательных требованиях и возможностях, которые открываются для финансовых компаний.

Руководитель направления кредитования компании Treeum Александр Бойко представил аналитику – что же происходит на отечественном рынке.

Оказывается, в 2020 году суммарно 3,9 млн украинцев получили кредиты. Львиная доля конечно же припадает на банки – 77,5% ($6,2 млрд). У МФО украинцы взяли займов на $0,43 млрд.

По словам Бойко, в 2020 году увеличилась тенденция на запросы по получению кредитов в онлайне. Среди факторов, которые ускорили онлайн-кредитование, конечно, и начало пандемии.

«Клиенты не могли выходить на улицу, им было проще сделать запрос на сайте и после получить желанный кредит в интернете», – уточнил эксперт.


Александр Бойко: «Клиентам проще получить желанный кредит в интернете»

Сразу после выступления Бойко образовался своеобразный блок из докладов представителей Национального банка Украины.

Вадим Романюк, начальник управления лицензирования финансовых компаний напомнил о проблематике рынка. В частности, это касается прозрачности структур собственности.


Вадим Романюк: «Если компания не раскроет структуру собственности, будут применяться меры воздействия»

«До 17 июня все представители финансовых услуг должны были подать в Национальный банк информацию о своей структуре собственности. Не подала информацию 281 компания. Всем этим компаниям, которые не раскрыли структуру собственности, будет послано требование о приведении структуры собственности в соответствие и предоставлен дополнительный срок. Если компания не раскроет структуру собственности, будут применяться меры воздействия: временное приостановление лицензии, а после – аннулирование», – сообщил он.

Заместитель начальника управления розничных платежей Нацбанка Владислав Дикий рассказал о новых возможностях для небанковских финансовых учреждений, которые открывает перед ними национальная платежная система «ПРОСТІР».

Закон о платежных услугах № 4364 народные депутаты приняли во втором чтении буквально накануне проведения МФО саммита – 30 июня. Он вступит в силу через 12 месяцев с дня его публикации.

Этот закон открывает ряд новых возможностей для небанковских финучреждений. В частности, они смогут выпускать собственные платежные карты, открывать электронные кошельки, получать дополнительный доход от межбанковских комиссий, адаптировать собственные продукты, например, кешбэки, регулярные платежи, лимиты и тому подобное.

То есть в цепочке взаимодействия выпадают банки – небанковские финансовые учреждения смогут напрямую взаимодействовать с процессингом. Именно поэтому «ПРОСТІР» открывает окно возможностей для новых участников рынка.

«Если говорить о целях, на которые мы влияем, то среди них – нацбезопасность в финансовой сфере, влияние на уровень финансовой инклюзии и безналичные расчеты, а также усиление конкурентоспособности между участниками платежного рынка. Наша главная цель на сегодня – стать выгодным партнером для украинского бизнеса», – подчеркнул Владислав Дикий.

А вот начальник управления защиты прав потребителей НБУ Ольга Лобайчук напомнила о нововведениях, которые коснутся финансовых и коллекторских компаний с 14 июля, когда закон «Об урегулировании просроченной задолженности» вступит в силу в полном объеме.

Самое интересное новшество касается надзора за деятельностью коллекторских компаний. Он будет упрощенным: одно нарушение – штраф, третье нарушение – приостановление деятельности и исключение коллекторской компании из реестра. Штрафы предусмотрены очень серьезные, около 100 тыс. грн. Также нарушителей ожидают комплексные инспекторские проверки.


Ольга Лобайчук: «Надзор будет упрощенным: нарушение – штраф, третье нарушение – приостановление деятельности»

Ольга Лобайчук в комментарии Finance.ua отметила, что сегодня на рынке работают около 15 финансовых компаний, которые не хотят выполнять нормы закона. И именно они станут первыми «жертвами» НБУ.

Блок выступлений представителей Национального банка плавно перетек в дискуссию о новых правилах игры на рынке NPL. В частности обсуждали угрозы и возможности для кредиторов. Модерировала дискуссию президент Всеукраинской ассоциации финансовых компаний Алла Савьюк.


Панельная дискуссия № 1. Слева-направо: Ольга Лобайчук – начальник управления защиты прав потребителей НБУ, Наталья Клевакина – директор финтех-компаний CCLoan и MisterCash, Владимир Довгаль – директор Авентус Украина, Алла Савьюк – президент ВАФК, Евгений Резуев – директор компании «Укркредитфинанс» (ТМ Creditkasa, НаВсе), Ирина Корецкая – директор «Є гроші»

Отличительной чертой этой дискуссии стало участие представителей власти. В частности, народный депутат Ольга Василевская-Смаглюк включалась в прямом эфире из здания парламента.

«Ко мне поступают жалобы, что МФО очень часто продолжают пользоваться данными третьих лиц. К сожалению, закон № 1349 дочитали не все. Мы продолжаем работать над этими жалобами, потому что потребителей беспокоят без достаточных правовых оснований», – сказала она, уточнив, что жалобы на коллекторов продолжаются со стороны третьих лиц, которые не давали согласия на обработку своих персональных данных.

И выходов из этой ситуации, по словам Василевской-Смаглюк, есть два. Один из них – радикальный.

«В зале Верховной Рады есть люди, которые серьезно настроены полностью запретить коллекторскую деятельность. Но я друг бизнеса в этом направлении, поэтому не поддерживаю идею. У нас другая – она позволит урегулировать эти и другие вещи, которые почему-то не выполняются вовремя на рынке. Думаем над созданием механизма саморегулируемых организаций и внедрении обязательного участия любой микрофинансовой компании в этой организации», – рассказала нардеп.

После небольшого перерыва на кофе слово взял основатель компании RiskTools и БКИ Online Денис Зикеев. Он рассказывал о кредитном портфеле и возможностях для его понимания.


Денис Зикеев: «Чем больше я занимаюсь скорингом, тем больше удивляюсь»

«Скоринг, как система управления портфелем, основанная на машинном обучении – это очень мощный инструмент. Чем больше я занимаюсь скорингом, тем больше удивляюсь, насколько точно позволяют алгоритмы машинного обучения управлять портфелем и формировать его структуру такой, какой вы хотите. Если вы хотите, чтобы у вас портфель генерировал повторные займы, вы настраиваете на это скоринг и это происходит», – отметил Денис Зикеев.

Директор департамента инноваций IBOX Банка Дмитрий Яковлев презентовал новый продукт – Veocard. Это первая небанковская карта, которую выпускает компания микрокредитов Moneyveo. Она уже доступна для тестовой группы, и полностью будет запущена в ближайшее время.


Дмитрий Яковлев (слева) презентовал новый продукт – Veocard. Помог ему в этом старший директор, глава департамента стратегических партнерств, финтех и совместных проектов в Украине, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Visa Евгений Лисняк (справа). Евгений оформил себе такую карту

«Сейчас понятно, что та размеренная жизнь банков – это точно не про будущее. До тех пор, пока банк не почувствовал ритм, скорость, развитие новаций и подходов, они не поймут, что такое завтрашний день. Дальнейшее развитие банков – в дружбе и партнерстве, потому что скорость развития финтех в разы больше», – заявил Дмитрий Яковлев.

Вторая панельная дискуссия касалась как раз темы развития финтеха в Украине. Главный вопрос, на который участники искали ответ – как МФО может стать необанком. Модерировала дискуссию Лидия Еременко – руководитель YouTube-канала Ukrainian Fintech Hub. А проводилась она по инициативе первого профильного YouTube-канала о финтех-рынке и бизнесе Ukrainian Fintech Hub, основателем которого является PSP Platon.

Основатель MyCredit Роман Катеринчик в частности отметил, что микрофинансовая компания может стать кем угодно, даже открыть супермаркет, вопрос только в том – зачем это делать.

«Я думаю, что нужно развиваться и уходить в разные продукты. Если мы посмотрим на развитие таких компаний в Европе, Америке, то они уходят в более длинные, дешевые кредиты. Этому способствует очень многое, начиная от банальной потребности клиента, и заканчивая регулированием. Все равно мы движемся к некой трансформации», – добавила CEO Moneyveo Алена Андроникова.


Алена Андроникова: «Нужно развиваться и уходить в разные продукты»

CEO Sportbank Денис Сапрыкин согласился с Катеринчиком, что МФО и необанки – это разные модели и структуры, хоть МФО среди других финансовых компаний ближе всего к банкам.

«Необанк ради необанка – это полная ерунда. Рынок небанковского кредитования в Украине растет. Это все более мощный игрок на рынке. Что такое необанкинг? Это ежедневное взаимодействие с клиентом в цифровом канале. Если мы делаем просто необанк ради необанка, то это всего лишь мобильное приложение. Вот сделают энтузиасты такое приложение, а тот же Приват его в два счета перегонит. Если это точечное решение потребности клиента, lifestyle banking и вхождение в значительно более глубокую часть жизни клиента, то это уже становится абсолютным понятием необанкинга. Очень скоро граница «необанк» будет размыта. И компетенции у небанковских организаций вагон и малая тележка», – убежден старший директор, глава департамента стратегических партнерств, финтеха и совместных проектов в Украине, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Visa Евгений Лисняк.

CEO 4bill Игорь Бокий рассказывал о лучших платежных решениях для МФО и на примере своей компании объяснял, как платежный провайдер может помочь улучшить качество обслуживание клиентов:

«Мы гибче, чем банки: можем покрасить платежную форму в любой цвет, не будем долго согласовывать изменение тарифов, изменения в настройки. Мы можем ночью поменять порядок поставщиков, поддержать вас овердрафтом на выходные и остановить его за 5 минут, если вы попросили. Мы следим за конверсией, скоростью проведения платежей и безопасностью карточных данных».


Игорь Бокий: «Мы можем поддержать вас овердрафтом на выходные и остановить его за 5 минут, если вы попросили»

Маркетинг-директор финтех-компаний CCLoan и MisterCash Анна Мойсеева поделилась формулой идеального креатива для бренда:

«Название бренда должно быть понятным и узнаваемым. Обязательно должна присутствовать проблематика клиента. Креатив должен вызывать доверие к бренду, должен быть вирусным. Также не забывайте о позитивной тональности и четком попадании в целевую аудиторию. Желательно, чтобы в креативе были какие-то «хайповые» элементы, максимально возможное упоминание бренда».

Призы нашли счастливчиков

Помимо дискуссий во время МФО саммита 2021 было место и розыгрышам призов. Так компания Simple Invest разыграла сертификаты на:

  • полет на вертолете;
  • мастер-класс по управлению яхтой;
  • прогулку на мотоцикле Harley-Davidson.

Счастливчики определялись посредством случайного доставания их визиток из вазы.

Компания iPay вечером разыграла:

  • стерилизатор для телефона с беспроводной зарядкой;
  • колонку JBL;
  • увлажнитель воздуха.

Чтобы принять участие в этом розыгрыше необходимо было сосканировать специальный QR-код, заполнить анкету и поставить лайк/дизлайк мероприятию.

Компания «Є гроші» разыграла среди присутствующих девять литров виски Jack Daniels, то есть три трехлитровых бутылки. Победителей определяли жеребьевкой визиток.


Компания Simple Invest разыграла сертификаты на активный отдых


Получать подарки всегда приятно, но еще приятней их дарить


Всего было 3 таких бутылки

Компания PSP Platon разыграла:

  • бутылку шампанского Lanson;
  • годовую подписку на sweet.tv;
  • сертификат на 5000 грн от сети торговых центров «Эпицентр».

Национальная ассоциация партнерства и защиты конституционных прав заемщиков была заключительным партнером с призами. Победители определились по привычному сценарию – доставали визитки из общей вазы. В итоге счастливчики получили:

  • сертификат на гавайский массаж;
  • сертификат на ужин в итальянском ресторане;
  • сертификат на дегустацию итальянского кофе авторской обжарки, а также 1 кг кофе.

Организаторы и партнеры пообещали подготовить еще больше сюрпризов для участников МФО саммита в следующем году.

Кто же среди лучших?

Изюминкой мероприятия стало награждение лучших микрофинансовых компаний, которые предоставляет услугу онлайн-кредитования на карту.

Основанием для награждения финансовых компаний стал соответствующий рейтинг Finance.ua.

Бронзовым призером стала компания Mister Cash, которая одним рывком поднялась с 16 на 3 место в рейтинге.

Представители компании пообещали в ближайшем будущем еще больше интересных сюрпризов.

Неожиданностью было отсутствие второго места. Вместо этого на сцену сразу поднялись двое победителей, которые в рейтинге получили одинаковое количество баллов – 97,75. Компаниями-победителями стали CCLoan и «Є гроші».


Компания MisterCash прыгнула с 16 на 3 место рейтинга


Представитель компании CCLoan Наталья Клевакина (слева) и представитель компании Є гроші Дмитрий Яновский (справа) с наградами. Вручала награды руководитель медиа-бизнеса компании Treeum Надежда Квитка (в центре)

Благотворительность от EasyPay

В течение всего дня проходила и благотворительная акция от генерального партнера МФО саммита EasyPay.

«За день совместными усилиями ми с вами собрали немного более 8 тыс. грн. Компания EasyPay со своей стороны решила умножить этот бюджет на 4. В итоге совместно мы собрали 33 тыс. грн», – объявил коммерческий директор и совладелец финтех-компании EasyPay Антон Авраменко.

Собранные деньги будут переданы фонду Таблеточки на борьбу с детской онкологией.

«Я хочу поблагодарить каждого за участие в помощи детям. Детский рак, как и любой рак, к сожалению, не уходит ни на карантин, ни на выходные. И то, что вы в таких необычных местах помните и помогаете – это очень ценно и важно. Это дает надежду родителям и приближает каждого ребенка к победе над тяжелой болезнью. Спасибо вам», – заявила со сцены представитель фонда Таблеточки Ольга Кудиенко.


Компания EasyPay увеличила собранную сумму в 4 раза. Деньги пойдут на борьбу с детским раком

Друзья,

много важного и хорошего было сделано во время МФО саммита 2021. Но редакция Finance.ua верит, что впереди нас всех ждут не менее великие дела. Предлагаем встретиться всем вместе на МФО саммит 2022 в дружеской атмосфере и обсудить год плодотворной работы.

До встречи!