Как платить по кредиту во время войны
Полезные советы
У тех, кто имел в банке кредиты, возникли проблемы с их погашением. У одних – сугубо технические, связанные со сложностями внесения ежемесячного платежа. Например, на временно оккупированных территориях перестала работать украинская мобильная связь, и возникли сложности с входом в интернет-банк. Известны случаи, когда у тех, кто в спешке уехал за границу, терялись или переставали работать финансовые номера телефона (из-за утери или поломки SIM-карты), в результате тоже пропадала возможность зайти в интернет-банк и внести платеж.
У других возникали проблемы финансового характера, связанные с потерей работы или невозможностью предприятия выплачивать зарплату в прежнем размере.
Как не растеряться в подобной ситуации? Как правильно организовать общение с банком, чтобы решить возникшие проблемы и не попасть в банковский «черный список»?
Finance.ua проанализировал самые популярные случаи и составил список советов, как правильно поступать в подобных ситуациях.
Все, что нужно знать о кредитах, – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Самое неправильное – это запаниковать или, наоборот, «махнуть рукой», надеясь, что как-то будет. Любую проблему можно решить, если правильно к ней подойти. Но не отмахиваться, т.к. затягивание с решением только добавит сложностей к и так непростой ситуации.
Прежде всего, необходимо связаться с работниками банка и сообщить о случившемся. Если нет возможности позвонить на украинский номер, стоит воспользоваться для связи другими каналами, использовать социальные сети (Viber, Telegram, Facebook). Тем более, что все банки сейчас активно разрабатывают альтернативные варианты общения с клиентами. В конце концов, написать банку по E-mail. Хоть это самый долгий и не самый лучший вариант.
Сообщив банку о возникшей проблеме, вы получаете шанс на помощь. В банке заинтересованы сохранить вас, как клиента, а значит, постараются вникнуть в проблему и пойти навстречу.
Некоторые банки (в частности, так поступил ПриватБанк. – Ред.) предложили клиентам, покинувшим страну и утратившим доступ к своему финансовому номеру, установить другой, пройдя предварительную видео идентификацию.
Сотрудник банка убедится, что перед ним действительно находится клиент банка, и позволит использовать в качестве финансового номера другой.
Возможно даже использование в качестве финансового номера с заграничной SIM-карты. Главное – пройти видео идентификацию и доказать, что вы – это вы.
Точно таким же способом можно восстановить и пароль для входа в интернет-банк.
Большинство банков после начала полномасштабных военных действий продлили срок действия своих карт на 6-8 месяцев, отлично понимая, что у клиентов (особенно из захваченных врагами городов и сел) не будет возможности заменить их новыми.
Поэтому даже если закончился срок действия, указанный на карте, она может еще действовать в Украине.
Единственное, чего нельзя будет сделать с такой картой – оплатить платеж в Интернете. Международные платежные системы могут не пропустить такую «продленную» карту.
Впрочем, и в этой ситуации выход есть. Можно вместо закончившейся пластиковой карты сгенерировать виртуальную электронную карту и перенести на нее остаток собственных средств.
У этой карты будет нормальный срок действия, и ее можно будет полноценно использовать как для расчетов, так и для интернет-платежей. А если банкоматы оборудованы NFC-датчиками, то и снять наличные с помощью такой карты тоже выйдет.
Возможно, кого-то из украинских беженцев смутит невозможность погашать задолженность по кредитной карте или внести платеж по кредиту привычными способами: наличными через кассу банка или через терминал самообслуживания.
Да, в Польше или Германии такой вариант будет недоступен. Но из ситуации можно выйти, если открыть карту местного банка и воспользоваться системами международных денежных переводов, например, TransferGo.
Комиссии за такой перевод будут небольшие; единственное, что надо учесть – такие переводы могут идти дольше, чем внутри Украины. А значит, стоит сделать его заранее, чтобы вложиться в график погашения задолженности.
Что делать, если утерян источник дохода? Прежде всего, связаться с банком и честно рассказать о том, что случилось.
Банки заинтересованы в сохранении клиентов и их лояльности. Поэтому с большой долей вероятности они пойдут навстречу.
Объяснив, что произошло, можно попросить у банка реструктуризировать кредит, растянув его погашение на более длительный срок. А также отсрочить погашение тела кредита, т.е. договориться с банком о кредитных каникулах.
Для клиента это даст возможность выйти из создавшейся ситуации достойно, не ухудшая своих отношений с банком. А для банка – спасти кредит от перевода в разряд проблемных или вообще безнадежных, что потребует от банка сформировать под него резервы, т.е. дополнительные затраты.
В любой ситуации надо пытаться найти общий язык с банком – без конфликтов. Не «давите на жалость», а трезво и взвешенно объясняйте, что произошло.