Деньги от государства на бизнес: кто и как может получить средства
До 2,5 миллиона гривен на развитие предпринимательства по программе «єРобота»
Еще 21 июня 2022 года Кабмин своим решением поддержал запуск трех программ, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности и создание новых рабочих мест в пределах экономики военного времени, объединенных под названием «єРобота».
Предприниматели могут получать от государства гранты и льготные кредиты. На финансирование проекта Министерству экономики было выделено 16 миллиардов гривен.
Обо всех законодательных изменениях для бизнеса мы оперативно пишем в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Первая программа предусматривает предоставление безвозвратных грантов в сумме до 250 тысяч гривен на создание нового или развитие существующего бизнеса.
Предприниматели, желающие получить эти деньги, смогут оформить соответствующие заявки через портал «Дія» или обратиться в отделения Ощадбанка, выступающего уполномоченным банком программы. Последний уже объявил, что с 1 июля принимает заявки от бизнеса.
На максимальную сумму можно претендовать при создании двух новых рабочих мест.
При создании одного места сумма гранта не будет превышать 150 тысяч гривен. За предоставленные деньги можно купить оборудование, сырье, материалы, закупить инструменты, оплатить аренду. Но чтобы их получить, нужен бизнес-план, жизнеспособность которого проанализируют в Ощадбанке, Государственном центре занятости и независимые оценщики-предприниматели.
По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, в год государство планирует выдавать до 20 тысяч таких гранов на общую сумму в 5 миллиардов гривен.
Кроме того, получатели микрогрантов смогут оформить дополнительный инвестиционный кредит по программе «5-7-9%» в сумме до 2,5 миллиона гривен в соответствии со стандартными условиями этой программы.
Суть второй программы состоит в том, что государство будет софинансировать проекты садоводства, предоставляя гранты в размере до 70% от их стоимости (без НДС). Это составляет от 150 до 400 тысяч гривен на 1 гектар садов. Остальные средства вносят сами аграрии.
По мнению чиновников, благодаря этой программе в ближайшее время удастся заложить до 10 тысяч гектаров новых фруктовых и ягодных садов. Министр агрополитики и продовольствия Украины Николай Сольский утверждает, что государство планирует выделить на него 4 миллиарда гривен.
Средства будут переводить на банковский счет, чтобы была возможность контроля их целевого использования: закупки саженцев, оборудования, систем полива и удобрений.
Третья программа направлена на развитие овощеводства. Благодаря ей фермер может построить легкий тепличный модуль размером около 2 га для выращивания овощей, уплатив половину его стоимости.
Для первых 1 тыс. заявителей государство предоставляет грант в размере 70% стоимости проекта (без НДС), но не более 7 миллионов гривен, и только 30% платит сам инвестор. Все последующие заявители получают грант на 50% от стоимости проекта (без НДС), но не более 5 миллионов гривен.
Программа должна обеспечить создание до 40 новых рабочих мест одним получателем гранта. Принять участие в ней могут как частные предприниматели, так и агрокомпании и фермерские хозяйства — владельцы или арендаторы (не менее 25 лет) сельскохозяйственных угодий.
Бюджет этой программы — 7 миллиардов гривен. По оценкам правительства, благодаря ему в сжатые сроки удастся ввести в эксплуатацию до 3 тыс. новых теплиц.
Идея программы ясна — многие остались без работы, поэтому стоит попытаться дать им возможность начать собственный бизнес. В мирное время, конечно, стартапы точно не должны поддерживаться из государственного бюджета, для этого есть венчурные фонды. Но поскольку сейчас с инвестициями не очень, по понятным причинам, то возникла такая идея.
Собственно, в программе остаются риски — мы не знаем качества бизнес-идей, с которыми потенциальные предприниматели придут за средствами, и способности этих людей их реализовать. Львиная доля идей не доживает до успешного продукта даже в мирное время, а сейчас факторов риска еще больше.
Мы в ЦЭС считаем, что при ограниченных ресурсах в бюджете, возможно, целесообразнее все же тратить средства на поддержку пострадавших от войны бизнесов. Их выпадение из цепочек создания добавленной стоимости болезненнее, чем несоздание новых бизнесов, поскольку на них уже опирались поставщики и, наоборот, потребители. Так что эффект был не только из-за сокращения производства на конкретном предприятии, но и косвенный, по цепочке. Лучше пытаться нивелировать это влияние.
Поддержка и стимулирование работы бизнеса сейчас крайне важна – чтобы поддерживать экономический фронт страны, людей и т.д. В частности, анонсированная Правительством грантовая программа может стать хорошим инструментом для этого.
Конечно, крайне важна прозрачность использования средств и наличие компенсаторов для этой инициативы (другими словами, каким будет источник этих грантовых средств).
Однако в настоящее время о слабых местах и проблемах говорить рано, ведь программа только запущена. Очень надеемся, что их и не будет, а программа будет работать эффективно.
В то же время не стоит забывать и о существующем среднем и крупном бизнесе, который, собственно, платит налоги, поддерживает страну и людей. Да, ключевой риторикой этого бизнеса не является призыв от государства оказывать помощь. Ведь бизнес понимает, что ресурсы страны ориентированы на войну. Более того, со своей стороны предприниматели стараются всячески поддерживать страну, ВСУ, медиков и т.д.
Однако для прозрачного бизнеса крайне важна, насколько это возможно, стабильность существующих правил и процедур и разработка понятных новых, которые не будут мешать работе. К примеру, это касается налоговых инициатив.
Если мы говорим об экономическом восстановлении, то важно максимальное устранение ограничений, потому что ими экономику не поднимешь. Поэтому в контексте поддержки бизнеса важен комплексный подход, прозрачность и готовность к диалогу.
Начнем с вопроса о своевременности и целесообразности введения подобных грантов. На мой взгляд, ответ на него больше да, чем нет, поскольку в такой сложный период для экономики необходимо осуществлять благоприятное регулирование для развития одного из основных источников налоговых поступлений — бизнеса.
Кроме того, пока не очень благоприятная ситуация на рынке труда, поскольку большое количество людей потеряли работу и не могут найти новую, а заявленная программа направлена также на создание рабочих мест.
Объективно, государству гораздо выгоднее путем содействия создать новые рабочие места и получать поступления в бюджет, чем осуществлять постоянные бюджетные расходы на социальную помощь безработным.
Однако, несмотря на достаточно широкий перечень положительных моментов, среди которых увеличение налоговых поступлений, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, предотвращение миграции трудовых ресурсов за границу, улучшение экономической ситуации, и в целом положительная направленность и идейность программы грантов, мы не можем не обратить внимание на некоторые недостатки и проблемы, которые могут возникнуть в будущем.
С целью оценки эффективности программ грантов, анонсированных правительством, и выделения проблем, которые могут возникнуть при ее предоставлении, предлагаю обратиться к предыдущему опыту Украины при реализации программы «Рука помощи».
Обращаю внимание именно на эту программу, потому что она также реализовалась через предоставление финансовой помощи лицам на открытие и развитие собственного дела.
Кроме того, из того, что сейчас известно, как к получению денежных средств в рамках программы «Рука помощи», так и к предоставлению грантов предъявляется требование о наличии бизнес-планов.
Несмотря на ряд положительных моментов, ставших конечным результатом реализации программы «Рука помощи» (налоговые поступления, новые рабочие места и т.п.) не обошлось и без проблем, особенно на этапе обретения статуса участника этой программы.
По моему мнению, однотипные проблемы могут возникнуть и при реализации программы грантов, учитывая сущность этих программ и методы их реализации, а потому, проанализировав действие программы Рука помощи, видим следующие пробелы, которые могут иметь место и при предоставлении грантов, анонсированных КМУ.
Во-первых, учитывая суммы выделенных средств, социальная программа «Рука помощи» была рассчитана ориентировочно всего на 1 тыс. человек, в то же время количество лиц, которые в ней нуждались и хотели бы ею воспользоваться, было значительно больше. Думаю, на эти гранты также выделят определенную фиксированную сумму средств из бюджета, а потому количество участников снова будет определенным образом ограничено по верхнему пределу.
Относительно вопроса хватит ли средств в бюджете, то как уже было отмечено, вероятнее всего выделят фиксированную сумму, осуществив определенные расчеты с учетом пропорциональности и способности бюджета покрыть эти расходы.
Во-вторых, хотя программа «Рука помощи» и предусматривала помощь специалистов центров занятости при составлении бизнес-планов, на практике эту помощь нельзя было назвать достаточно квалифицированной, особенно если говорить о региональных центрах занятости.
То есть опыт подобной программы показал, что в определенных службах занятости не хватает квалифицированных специалистов, которые помогли бы разработать эффективный и продуманный бизнес-план в той или иной сфере. Когда лицо начинает свое первое собственное дело, то вряд ли обладает достаточными навыками составления качественных и успешных бизнес-планов.
Если обратиться к анонсированной программе грантов, то в ней пока нет четких требований к бизнес-планам. И пока не была анонсирована возможная помощь в составлении или хотя бы проверка составленных бизнес-планов квалифицированными субъектами.
Надеемся, что позже появятся более детальные разъяснения и четкая процедура реализации своего права на тот или иной грант и будет более детально урегулирован вопрос требований к бизнес-планам и помощи в их составлении.
В-третьих, на момент реализации программы «Рука помощи», к сожалению, наблюдались случаи кумовства при выборе лиц, получавших финансовую помощь. Хотя, учитывая повышение уровня правового сознания украинцев в последнее время, искренне надеемся, что такой проблемы не возникнет, впрочем, она имела место в прошлом и может иметь место при предоставлении анонсированных грантов.
В четвертых, КМУ анонсировал, что получатели микрогрантов смогут оформить дополнительный инвестиционный кредит по Программе «5-7-9%». Однако, на практике получить кредит по этой программе не так уж легко. Банки, как правило, скептически настроены к новосозданным субъектам предпринимательской деятельности или к субъектам с небольшим оборотом, поскольку боятся, что они просто не смогут вернуть средства.
В программе будут участвовать преимущественно новосозданные и небольшие субъекты предпринимательства, которые будут привлекать эти гранты для создания и развития своих бизнесов, а потому, учитывая негативные тенденции отказов банков в таких кредитах — это также является значительной проблемой для полной реализации заявленных и ожидаемых программных целей. .
В то же время сама идея предоставления инвестиционных кредитов очень хороша, при условии, что банки будут охотнее идти на встречу новосозданным бизнесам в вопросах предоставления кредитных средств.
Здесь стоит упомянуть опыт Польши, где такие «дешевые кредиты» охотно и без проблем предоставляются именно новосозданным субъектам с целью экономического роста и развития предпринимательской сферы в стране.
Следовательно, анонсированная правительством программа грантов имеет вполне положительную направленность, однако нельзя игнорировать и возможные проблемы, которые уже возникали при реализации подобных программ.
По моему мнению, стоит проанализировать уже имевшие место проблемы, а также руководствоваться европейским опытом в предоставлении дешевых кредитов, для того, чтобы заявленные правительством программы были максимально эффективными, а все поставленные цели были достигнуты.