Карту заблокировали за границей. Что делать
Или как я осталась без денег на Кипре. И что должна была делать
Пользоваться банковской картой в путешествии — так же удобно, выгодно и быстро. За рубежом украинцы могут рассчитываться практически всеми картами, которые выпущены международными платежными системами, в частности VISA и Mastercard.
Комиссия не взимается, а конвертация суммы покупки происходит по курсу вашего банка.
Если же нужна наличность – ее тоже можно получить в выбранной валюте через банкомат. Правда, уже с комиссией.
И все же есть одно но. Из-за которого я и попала впросак, находясь на Кипре. Имея успешный опыт пользования картой за рубежом, я и на этот раз была убеждена, что наличные мне не понадобятся. Пока мою карту от ПриватБанка, на которой были все мои деньги, не заблокировали.
Лучшая наука — на ошибках, особенно чужих. Поэтому делюсь своим опытом: почему могут заблокировать карту, как этого можно избежать и что делать, если все же такое случилось.
Подпишитесь на наш телеграм-канал. Там мы рассказываем, как правильно пользоваться банковскими картами.
Первые три дня моего путешествия я платила картой. И в магазинах, и в кафе не возникало с этим проблем: средства списывались с гривневой карты по курсу евро.
А потом мне поступила кругленькая сумма из Украины. Примерно 10 минут спустя я хотела провести перевод на другую карту через Приват24. Платеж не прошел. Попробовала снова — результат тот же.
Сразу же на телефон пришло сообщение от банка: «Вы совершили операцию, которая требует дополнительного подтверждения. Для завершения операции обратитесь в любое отделение или онлайн-чат».
Пока я думала, где же найти отделение ПриватБанка на Кипре (вдруг что, кипрский филиал ПриватБанка зарегистрирован по адресу г. Никосия, проспект Калиполеос, 3. – Ред.), получила еще одно сообщение: «Для подтверждения операции в течение часа позвоните 3700 (Украина) / +38073 716 11 31 (из-за границы)».
Роуминг у меня был подключен, средства на счету были, и дозвониться на указанный номер оказалось нереально. Вызова не не было вовсе.
Следующий шаг – решение проблемы через онлайн-чат.
Но и здесь были трудности. В приложение Привата я больше не смогла зайти. Система выдавала сообщение, что мой номер телефона не подтвержден.
Пришлось воспользоваться чатом на сайте банка. Объяснила онлайн-консультанту проблему. Мне сказали, что нужно ответить на несколько вопросов:
- полное имя держателя карты;
- адрес проживания, предоставленный банку;
- номер телефона.
Ответила. Впрочем, после этого меня просто «выбросило» из чата. Или где-то ошиблась, или почему так произошло – непонятно. При следующих попытках ответ был один: обратиться в отделение банка.
Попробовала рассчитаться картой в магазине — отказ операции. Пошла к банкомату — то же самое. Доступ к моим деньгам оказался полностью закрытым.
Сделала вывод: путешествуя, всегда лучше иметь при себе определенную сумму наличными в долларах или евро, ведь у меня были только гривны – в кипрских обменниках их, конечно же, не принимали.
Хорошо, что у меня была карта другого банка, на которую друзья скинули деньги. Если бы нет, даже не знаю, что делала бы в такой ситуации.
Второй вывод: не полагайтесь только на один банк. Лучше иметь несколько карт, оформленных в разных банках, особенно, если вы едете за границу. Выбрать и оформить карту вы всегда можете на портале Finance.ua.
В течение всех последующих дней пребывания за границей я пыталась дозвониться на указанный банком номер — безуспешно.
По возвращении в Украину мне удалось дозвониться оператору. Однако он сказал, что никак помочь не может – надо идти с паспортом в банк. Что я и сделала.
Работница банка паспорт не спрашивала, только попросила трижды ввести PIN-код карты на терминале. Вся процедура длилась минут пять. Еще минут через 15 моя карта была разблокирована. Все средства сохранились.
Но мне не давало покоя, почему мою карту заблокировали? Ответ получила: все ради моей безопасности.
Банковская служба, отслеживая транзакции, заметила перечисление средств в другой стране. Происходит несколько операций подряд с большими суммами. Такие нестандартные операции расцениваются банком как мошенничество.
В течение часа подтверждения или отмены подозрительной операции от владельца карты не поступает. Поэтому банк блокирует карту.
Все прекрасно, только один момент — я пыталась подтвердить операцию, однако указанный банком номер не работал. Почему — ответа я не получила. Поэтому служба поддержки клиентов должна позаботиться об этом.
Еще момент, о котором я не знала — банк нужно было предупредить, что я отправляюсь в другую страну. Тогда бы транзакции за границей не казались подозрительными. И сделать это очень просто.
В моем случае через Приват24: в меню выбрать настройки → Карты → Не блокировать карту при выезде за границу. Имейте в виду.
Чтобы не повторять моих ошибок, советую перед путешествием обязательно ознакомиться со справочной информацией Вашего банка. Как минимум, это может уберечь ваши нервы в случае форс-мажоров.
Одна из причин, как и было в моей ситуации, – зафиксированы нестандартные операции на карте. Банк блокирует карту, потому что подозревает, что с нее пытаются похитить деньги. В таком случае нужно звонить в банк и подтверждать последние операции.
Бывает, что пользователь случайно сам может заблокировать карту в банковском приложении. Разблокировать ее можно в настройках. Важно помнить, что при блокировке средства со счета никуда не исчезают. Запрещается только проведение операций: переводы, платежи, снятие наличных и т.д.
Среди других причин, почему вашу карту могут заблокировать:
- Истек срок действия карты: здесь все зависит от вашей внимательности, потому что дата, до которой действительна карта, указана на ней в формате месяц/год.
Дата окончания действия карты-последний день указанного месяца. То есть, если указан декабрь 2021 года, то карта будет работать до 31 декабря включительно.
Что делать: чтобы не было неожиданности, надо заранее заменить карту. Если все-таки вы забыли сделать это вовремя, и карту заблокировали, идите в ближайшее отделение вашего банка. Процедура замены карты займет несколько минут, все средства сохранятся.
- Трижды подряд введен неверный PIN-код: если такое происходит, банк считает, что это попытки мошенников подобрать PIN-код. Он временно ограничивает все операции по карте.
Что делать: позвоните на горячую линию банка и сообщите, что PIN-код вводили вы, а не мошенники. Карта заработает автоматически через 24 часа. Если же вам необходимо срочно решить эту проблему, обратитесь в ближайшее отделение банка. Сотрудники проверят ваши документы, после чего вернут доступ ко всем услугам.
- Копирование данных карты мошенниками: банк может заблокировать карту, если есть подозрение, что ее данные скопированы мошенниками (через скимминговые устройства). За этим следят платежные системы VISA и Mastercard. При возникновении подозрения, что карта скопирована, они сразу же просят банк заблокировать ее.
Что делать: во-первых, нужно быть внимательными и не пользоваться банкоматами, на которых вы замечаете странные устройства, которых раньше не видели. Если же карта заблокирована по инициативе платежной системы, разблокировать ее не получится, можно только перевыпустить.
- По решению суда: вашу карту могут заблокировать за долги: коммунальные платежи, кредит, штрафы, налоги, алименты и т.д. Исполнительная служба в таком случае направляет запрос в банк с просьбой заблокировать счет.
Что делать: прежде всего, с помощью Единого реестра должников Украины вы сможете найти внесенные в отношении вас сведения, а также узнать информацию об органе государственной исполнительной службы, средствах связи и ФИО исполнителя, у которого находится документ о существовании долгов.
Далее обратитесь к исполнителю, по инициативе которого ваш счет заблокировали. Ознакомившись с основаниями возникновения долга, проще всего оплатить его, после чего карту разблокируют.
Можно также отправить исполнителю заявление об отмене ареста (скажем, если арестованы специальные счета, предназначенные для получения правительственной помощи). Или же обратиться к юристу, который поможет обжаловать постановление исполнителя. В любом случае — не забывайте действовать только в рамках закона.
Помните, не все сообщения о блокировании карты являются подлинными. Иногда мошенники таким образом могут попытаться получить доступ к вашим деньгам.
Схем есть несколько. Скажем, вам звонят с неизвестного номера, собеседник называется представителем вашего банка. Он говорит, что по определенным причинам ваша карта была заблокирована. Для разблокирования надо пройти проверку, сообщив данные карты.
Запомните! Сотрудники банка не могут и ни в коем случае не будут просить предоставить конфиденциальные данные вашей карты, а именно:
- CVV/CVC-код (три цифры на обратной стороне карты);
- срок действия карты;
- PIN-код;
- пароль для входа в онлайновый банкинг;
- любые другие пароли и коды, отправленные в SMS-сообщениях.
Другая схема: вам приходит сообщение с текстом: «Уважаемый клиент, банк заблокирует вашу карту на 30 дней в связи с судебной экспертизой. Срочно позвоните по номеру ХХХХ. С уважением, служба безопасности банка».
Вы в панике звоните, а дальше все так же: для разблокировки карты вас просят назвать конфиденциальные данные.
Чтобы уберечься от мошенников, не переходите по ссылкам, которые якобы ведут на сайт банка. Не вводите там данные своей карты. Всю коммуникацию с банком ведите через официальные каналы связи.
Если вы все-таки случайно сообщили посторонним лицам данные своей карты, немедленно позвоните в банк и попросите заблокировать ее или же сделайте это самостоятельно через приложение. И чем быстрее вы это сделаете, тем больше шансов защитить свои деньги.