Все, что нужно знать о надомной и дистанционной работе
Предложения на рынке, зарплата, перспективы
Уже в феврале 2021 начал действовать закон, который определяет, что такое дистанционный и надомный труд, гибкий режим рабочего времени, и дает компаниям законодательную базу для ведения бизнеса в новом мире.
Чем же отличаются эти типы работы, какие есть предложения на рынке, заработная плата и перспективы? Редакция Finance.ua пообщалась с Юлией Далибук, менеджером по коммуникациям компании robota.ua, и Карине Макиян, PR-менеджером из аналитического отдела work.ua.
То, что раньше касалось только сферы IT и фрилансеров различных направлений, благодаря закону стало доступным и представителям других сфер и профессий.
Удаленная организация труда хоть и кажется новой, но большинство нововведений из закона уже были фактически реализованы во многих украинских компаниях. Важнейшим для работодателей стало то, что законодательно понятие «надомная» и «дистанционная» работа впервые были разграничены. Кстати, о всех законодательных изменениях мы оперативно оповещаем в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего важного.
В любом случае общее название надомников и дистанционников – удаленные сотрудники. Законодательно закрепленную разницу в определениях можно продемонстрировать следующим образом:
Если в трудовом договоре есть пункт о «гибридном, или гибком, режиме рабочего времени», то это означает, у работника существует возможность работать, где угодно, и приходить в офис по необходимости.
Закон только начинает действовать, поэтому нет четких алгоритмов, как контролировать соблюдение нюансов. Да и сами работодатели пока не четко разделяют эти типы работы в своих вакансиях, предлагая удаленный формат работы.
Юлия Далибук, менеджер по коммуникациям компании rabota.ua, подтверждает:
«В Украине впервые вводится такая практика, поэтому достаточно сложно четко определить, кто по какой форме должен работать. Большинство компаний регулирует деятельность штата внутренними распорядкам. И сегодня в документах четко не фиксируется, какая форма работы у сотрудника – надомная или дистанционная. Нужно какое-то время, чтобы закон поняли, работодатели и компании начали активно ними пользоваться. Но у эйчаров (HR, или отдел кадров. – Ред.) уже возникла необходимость разобраться в деталях закона в течение ближайшего времени. Например, как действовать в ситуации с работниками, которые просят перевод на надомную/дистанционную работу и воспитывают маленьких детей до 3 лет, более двух детей до 15 лет, или детей с инвалидностью подгруппы А I группы».
Карине Макиян, PR-менеджер work.ua:
«Дистанционная работа, как общее обозначение работы на удаленном формате, стала одним из трендов 2020 года. Некоторые сферы деятельности и ранее использовали этот формат, а для кого-то это вообще было неприемлемым».
Рассмотрим разницу на примере вакансий.
Если кратко, то надомные работники – все те, кого можно назвать специалистами, чья деятельность связана с производством или предоставлением услуг, для которых необходимы специальные инструменты, помещения с оборудованием, условия техники безопасности. Это работник мебельного или кондитерского цехов, швея, парикмахер, слесарь на заводе, сантехник, автомеханик и так далее.
Дистанционные работники – те, кому для исполнения обязанностей необходим лишь минимальный набор информационно-коммуникационных технологий (ноутбук и доступ к интернету. – Ред.). Это менеджер по продажам, работник колл-центра, редактор, пиарщик, онлайн-консультант, банковский аналитик.
«Менеджеру по технической поддержке из любой сферы, который, например, помогает оформить заказ или объясняет, как пользоваться сайтом, могут предложить надомную работу. В такой вакансии обычно вписывают минимальный перечень условий: скорость интернета не ниже 40 Мбит/сек, отдельное рабочое место (стол, стул/кресло), отсутствие посторонних шумов. Компьютер/ноутбук и всю необходимую технику выдает работодатель», – объясняет Карине Макиян.
И добавляет нюансы удаленной работы на примере разных сфер: «Тому же менеджеру по технической поддержке в IT и маркетингу могут предложить дистанционную работу: работать в каком угодно месте, кроме офиса компании, некоторое или все время. В таком случае не важно, где и как обустроено место, главное – наличие ноутбука, который и есть рабочим инструментом сотрудника, а также возможность настроить определенные инструменты для работы, например, IP-телефонию».
Юлия говорит, что бывают исключения: «Работники могут обращаться к компании с просьбой перевести их на дистанционную или надомную работу, и если компания имеет возможность, то она «подключается». Однако те же врачи, если они не онлайн-консультанты, не могут работать на полную в домашнем формате».
По словам менеджера work.ua Карине Макиян, по состоянию на 16 апреля 2021 общее количество вакансий на сайте составляет более 79 тыс. Самые популярные специальности на сайте work.ua (топ-5) не менялись даже в 2020 году:
- менеджеры по продажам;
- менеджеры по работе с клиентами;
- бухгалтера;
- водители;
- продавцы-консультанты.
С началом адаптивного карантина количество этих вакансий только увеличивается.
Карине говорит, что во время локдаунов резко снижается общее количество вакансий, которые публикуются на сайте. Интересный факт, что общее количество предложений по удаленной работе в течение 2020 года остается приблизительно одинаковым – в пределах от 2 до 6 тысяч, возрастая при жестких условиях карантина и снижаясь во время ослабления.
Менеджер по коммуникациям компании robota.ua Юлия Далибук показывает, как менялось количество предложений с тегом «удаленная работа» с 2019 по 2021 (по состоянию на 20 апреля): «На портале есть тег «удаленная работа». Не все компании пользуются ним во время создания вакансий, даже если предлагают деятельность вне офиса».
Сегодня работодатели все чаще предлагают гибридный формат сотрудничества.
«Мы наблюдаем такую тенденцию среди работодателей и положительную реакцию на нее у соискателей. Это подтверждают наши опросы (май 2020, январь 2021): почти 50% респондентов «голосуют» за микширование формата дом/офис», – говорит Юлия.
Юлия, эксперт с rabota.ua, комментирует ситуацию с оплатой работы:
«Удаленная работа – это регламент трудовых отношений между компанией и работником. В трудовом договоре должно фиксироваться, что работник выполняет свою работу из дома в течение дня или определенного количества часов в неделю, закрывает необходимый объем обязанностей и получает четко определенную зарплату. Если человек работает на удалении с той же нагрузкой, что и в офисе, то уровень зарплаты не уменьшается. В случае с надомной работой в договоре указывается график работы, часы работы. В случае с дистанционной работой – время отключения работника от любой связи с компанией».
Карине, эксперт work.ua, говорит о позитивных изменениях для работников:
«Рынок соискателя все же диктует свои условия, поэтому общая тенденция – зарплаты в вакансиях стабильно растут, потому что работодатели ведут борьбу за «крутые кадры». Соискателям остается выбрать свою компанию и развиваться, чтобы быть конкурентоспособным среди других соискателей и привлекать к себе как можно больше внимания».
В разделе с дистанционной работой средняя зарплата выше, чем в обычных вакансиях. Это можно увидеть, если посмотреть топовые специальности по зарплате. Первые 15 специальностей из сферы IT.
Данные по зарплате для других профессий вот такие:
Вместе с тем Юлия размышляет:
«Насколько изменится зарплата с появлением определений «надомная» и «дистанционная» работа – не понятно, ведь нет четкого понимания, что есть что именно на практике. Сегодня вопрос не в тому, сколько должен сидеть дома работник и какая у него зарплата. Для компании главное – справедливая оплата труда сотрудника, независимо от того, где именно он работает».
Страна привыкает работать удаленно, и это приводит к изменениям не только в формате работы, а и мышления. Новые реалии требуют другого подхода к организации собственного рабочего времени, большей самостоятельности, гибкости в коммуникации с коллегами, появляется материальная ответственность работника за полученную ним технику и оборудование.
Это интересный общенациональный кейс, ведь условия карантина и удаленный формат работы подталкивают работников говорить с компанией о своих потребностях и развитии, а компании – создавать другие каналы для коммуникации, поддержания лояльности, мотивации коллектива.