0 800 307 555
0 800 307 555

В любую соседнюю страну летать дешевле, чем по Украине

Интервью с CEO SkyUp Дмитрием Сероуховым

Во время пандемии авиаперевозки стали в первый ряд бизнес-жертв по всему миру. «Коронавирусный» 2020 год называют худшим в истории авиации — тогда чистые убытки авиакомпаний превысили $126 млрд.
Оглавление

Finance.ua пообщался с СЕО авиакомпании SkyUp Airlines Дмитрием Сероуховым и узнал, как авиаперевозчики в Украине выживают во время карантина. Как решают вопросы и недовольства пассажиров. Помогает ли авиаперевозчикам государство, и нужен ли нашей стране национальный авиаперевозчик.

Еще больше интервью – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного.

Пандемия, отмененные рейсы, «помощь» от государства

Этим летом SkyUp отпраздновала свою третью годовщину в небе. Что было самым сложным за эти три года? И как вы думаете, удалось ли компании «взлететь» до желаемой высоты?

Непросто было с самого начала. В тот момент, когда мы только заходили на рынок, он был монопольным много лет.

Сложным для нас было и то, что мы в очень молодом возрасте встретили пандемию. Нам был всего лишь 1 год и 7 месяцев, когда случилось это печальное событие. Уже 16 марта 2020 года мы были вынуждены припарковать все наши самолеты. Это самый большой вызов, с которым мы сталкивались за всю нашу историю.

Но, наверное, потому что мы молодые, мы не могли просто сидеть и ждать. Поэтому сразу стали искать решения и быстро адаптировались под новые условия.

Мы были первой компанией в мире, которая реконфигурировала пассажирские самолеты в «карго»

К примеру, мы были первой компанией в мире, которая реконфигурировала пассажирские самолеты в «карго» и начала перевозить грузы. Это непросто. Надо было провести много переговоров с Boeing, как с производителем. С местными властями и Госавиаслужбой, чтобы документально получить подтверждение о том, что все отвечает нормам и правилам безопасности. И потом это все утвердить.

Во время пандемии мы также столкнулись с такой проблемой, как возвращение наших граждан домой в Украину. SkyUp выполнил много специальных рейсов, которые летели с односторонней загрузкой: в одну сторону мы летели пустым самолетом, а возвращались уже с пассажирами.

К сложностям того времени можно отнести еще один фактор. Мы же были очень молодой авиакомпанией. В то время нам как стартапу из Украины нужно было найти общий язык с партнерами по всему миру в плане условий сотрудничества на период пандемии: это и аэропорты, и аэронавигационные службы, и лизингодатели, и различные поставщики. Все оказались заложниками той ситуации, которая случилась. И я рад отметить, что переговоры были успешными, партнеры пошли нам навстречу.

А что случилось в 2019 году, почему компании приостановили лицензию?

В начале лета 2019 года судья Барышевского суда Киевской области выдала решение о приостановке лицензии компании SkyUp.

У нас фактически хотели отобрать лицензию, чтобы мы не мешали. В прямом смысле боролись за компанию и победили — решение Барышевского суда было отменено. И в итоге Барышевка сыграла с нами не злую, а добрую шутку — о SkyUp узнала вся страна. И благодаря «честной» конкуренции мы сейчас там, где мы есть.

Если говорить о других судебных разбирательствах, то у нас есть недавний факт — выигранный суд с «Розой ветров» относительно частот в Стамбул.

На странице авиакомпании в Facebook под некоторыми публикациями в 2020 году клиенты писали, что SkyUp все еще не вернул средства за отмененные рейсы. Какая сейчас ситуация с этим, и почему происходят такие ситуации?

В один момент просто вся авиационная отрасль остановилась и доходная часть компании стала равна нулю. Вот есть остаток на счету и неизвестно сколько с ним надо жить. И весь мир оказался в такой же ситуации — это произошло и с нашими коллегами, и партнерами на рынке. И, к сожалению, с пассажирами.

Первым делом мы всех успокоили и проинформировали, что их деньги не сгорели. На тот момент готовых алгоритмов возврата средств не было и самым быстрым решением было создание промокодов в эквиваленте 120% от того, что заплатил пассажир при покупке билетов. При этом отмечу, что в структуре цены есть несколько составляющих: обязательные сборы, которые мы должны отдать (аэропортовые сборы, налоги и т.д.). А также наша цена, которую мы распределяем на расходы компании. Так вот эти 120% применяли не к тарифной части, а ко всей цене билета.

Далее начали разработку баланса пассажира в личном кабинете. Уже летом 2020 мы начали вводить эту систему. И тем пассажирам, у которых отменились рейсы, система автоматически зачисляла все потраченные средства на баланс.

Сделали так, чтобы пассажиры, которые ранее получили промокод, могли перевести средства на баланс в личном кабинете. Потом средства с баланса пассажир может использовать на покупку билетов на другие даты, направления, для других людей.

Также в личном кабинете есть кнопка «Вывести на карту». Конечно, когда компания фактически не работала, то и выплачивать деньги было не с чего. Поэтому процесс возврата наличных средств мог длиться месяцами.

Но нам было принципиально важно оставаться на связи с нашими пассажирами, возвращать деньги и оправдать доверие к нам. Поэтому как только мы взлетели летом 2020 года и стали получать средства на счет, сразу начали проводить физические возвраты всем пассажирам.

Сейчас все пассажиры имеют такие же опции: в случае отмены рейса они сразу автоматически получают 100% цены билета на баланс в свой кабинет. На эти деньги можно забронировать билет, использовать их частично или полностью, а можно вывести себе на карту в виде наличных денег.

Если бы у нас была финансовая поддержка извне, наверное, мы могли бы делать эти возвраты быстрее. Но мы четко рассчитываем наши возможности и понимаем, сколько можно потратить на поддержание и модернизацию, сколько на возвраты, сколько на инвестиции и пополнение флота. Не выводим деньги из компании, а наоборот, продолжаем в нее инвестировать.

Сколько денег вы уже вернули за время карантина?

За весь период вернули пассажирам более 230 миллионов гривен реальных денег.

Существует простой баланс: какое количество предложенных кресел было у SkyUp, а какой их объем был у других игроков на рынке. И если пересчитаем объем возвратов фактических денег, который мы совершили, к тому объему предложения, который тогда был... Не знаю, может ли кто-то с нами еще соперничать в этих цифрах.

SkyUp продолжит выполнять все обязательства перед пассажирами. Мы уже рассмотрели почти 90% всех обращений за 2020 год. Но сейчас идет новая волна ограничений, а это значит, что может быть новая волна возвратов.

Вы ранее сказали, что пандемия стала значительным вызовом для компании. Если вспомнить начало жесткого карантина, какова была ваша реакция на введение этих ограничений?

Первой реакцией был шок и непонимание, что происходит и что с этим делать. Самолеты все стоят, рынок остановился — и авиация, и туризм, и вообще вся мобильность мира.

Первым решением было то, что мы не можем просто сидеть и чего-то ждать. Нам никто не поможет. Поэтому сперва SkyUp решил реконфигурировать свой пассажирский флот в «карго». Мы понимали необходимость такой перевозки и видели спрос: поставка медицинских товаров из Китая, средств защиты и так далее.

Когда пандемия началась, правительство предложило авиаперевозчикам слетать в Ухань за нашими согражданами. Не бесплатно — государство оплачивало этот рейс. Но никто не захотел. Мы были единственной авиакомпанией, которая согласилась это сделать. Чувствовали свою социальную ответственность.


Дмитрий Сероухов: «Когда пандемия началась, правительство предложило авиаперевозчикам слетать в Ухань за нашими согражданами. Мы были единственной авиакомпанией, которая согласилась это сделать».

Потом был второй такой же эвакуационный рейс в Тревизо: он был точно так же предложен всем авиаперевозчикам и точно так же все отвернулись. Снова мы были единственными, кто, не оценивая финансовую составляющую этого вопроса, согласился лететь. Отмечу, что эти два эвакуационных рейса правительство нам оплатило.

Но были еще эвакуационные рейсы из Египта, с которыми все случилось совершенно иначе. Правительство собрало авиаперевозчиков и заявило, что там застряли более 20 тысяч украинских туристов, которых нужно было вернуть. Авиакомпании должны были совершить рейсы за нашими гражданами. За свой счет, а рассчитаться за это власти должны были потом.

Мы согласились и договорились вести расчет не за весь перелет, а только за половину: в Египет мы летим пустыми за свой счет, а за половину рейса, который будет с пассажирами, заплатит государство. Это был март 2020 года, то есть по состоянию на сегодня прошло более полутора лет, и ни гривны за это мы не увидели.

Еще мы нашли возможность летать через выполнение специальных рейсов, которыми украинцы возвращались домой, и массово их совершали — без каких-либо дополнительных наценок. Это позволяло нам сохранять налет экипажей, эксплуатацию самолетов, а также помогло существовать, но не зарабатывать.

Во время карантина из-за убытков аэропорты и авиакомпании разных стран просили помощи у государства. Вы обращались к украинскому правительству за какой-то помощью?

Как я сказал, обратились к нам. Получилось все наоборот: к нам обратились и мы выполнили свою часть обязательств.

И после этого вы не обращались?

Мы обращались не один раз и до сих пор это делаем. Обращались за поддержкой от имени SkyUp. Также, вместе с представителями авиационной отрасли Украины подготовили совместное обращение к президенту, премьер-министру и министру инфраструктуры с просьбой оказать государственную поддержку во время выхода и восстановления авиапредприятий после коронавирусного кризиса. Но ни одной гривны помощи по сей день не получили.

На ваш взгляд, что могло бы сделать правительство, чтобы авиация быстрее выходила из кризиса?

Мы обращались с различными вариантами поддержки — от прямых финансовых дотаций, льгот, льготных кредитов до послаблений в контексте государственных сборов в налогообложении.

Если посмотреть на рынок Европы, то есть две страны, которые не помогли своим перевозчикам — Украина и Монако

Хоть как-то покажите, что вы проявляете интерес к отрасли, которая остановилась. Ведь на тот момент мы просто стояли. А в авиакомпаниях работает очень много людей, мы создаем дополнительные рабочие места в смежных компаниях: один сотрудник в авиакомпании — это еще пять рабочих мест в других отраслях.

Если в SkyUp работает 1200 человек, то это еще дополнительно 6 тысяч рабочих мест в смежных областях (начиная от логистических служб и заканчивая техническим персоналом аэропортов). Такую же калькуляцию мы можем применить и к другим перевозчикам.

Мы не получили никакой помощи от государства. И если посмотреть на рынок Европы, то есть две страны, которые не помогли своим авиаперевозчикам — Украина и Монако. Государство Монако не помогло, потому что у них нет ни одной авиакомпании. А в Украине их много, но государство никак не помогло.

Государства в Европе помогали авиаперевозчикам — они просто выделяли деньги. Например, ирландский Ryanair получил £600 млн от правительства Великобритании, а венгерский Wizz Air — £300 млн, испанский авиаперевозчик Air Europa получил €475 млн. Что делают европейские перевозчики с этими деньгами? Они используют их в коммерческих целях и за счет этих средств строят свою маршрутную сеть.

Посмотрите на прошедший летний сезон, сколько было рейсов в WizzAir или RyanAir с load фактором 30% (заполняемость рейсов) — они возили воздух. Но они накатывают за собой эти маршруты. За счет чего? За счет этих дотаций. А мы в это же время подписываем соглашение «О свободном небе» с Европой.

Мы в SkyUp поддерживаем часть Соглашения о совместном авиационном пространстве с ЕС, что касается вопросов безопасности и упорядочения стандартов с Европейским Союзом. Это важный момент для развития авиаперевозок в Украине.

Что же касается экономической составляющей, то мы рассчитываем, что к моменту открытия внутренних украинских направлений для авиакомпаний из ЕС рынок внутренних европейских перевозок также станет доступен для отечественных авиаперевозчиков.

Кроме того, надеемся, что и Украина, и европейские партнеры создадут действительно справедливые условия для обеих сторон Соглашения по законодательным инициативам и механизмам финансовой поддержки предприятий отрасли. Потому что сейчас мы в неравных условиях.

Если продолжать тему пандемии, какой сценарий может стать худшим для авиации?

Знаете, наверное, это то, что происходит прямо сейчас. Во время пандемии все остановилось и никто ни на что не рассчитывал, все просто пытались выжить. Случился всемирный форс-мажор. И все встали на паузу. Когда все на паузе, потребление тоже падает: мы не ходим в кино, в торговые центры, не путешествуем и, соответственно, не тратим деньги или тратим их меньше. Все бизнесы максимально сократили и оптимизировали свои расходы и ждали чуда, когда все откроется.

Сейчас все по-другому — все открыто. Лети, куда хочешь. Украинец может полететь в любую страну. Только получи разрешение — предъяви Covid-сертификат или негативный ПЦР-тест. А потом оказывается, что с тестом нельзя.

Недавно Франция приняла решение, что негативный ПЦР-тест для украинцев не работает, и теперь подходит только сертификат. Соответственно, полрейса уже снимается. Притом что он уже продан — у пассажира есть билет, но полететь он не может. Он снялся с рейса не по своей вине, а по вине той страны, которая вводит новые ограничения, а мы должны сразу же вернуть ему деньги.

Вот и получается, что весь негатив от несостоявшейся поездки идет не на страну, которая изменила условия въезда. А на авиакомпанию, которая по правилам не может брать такого пассажира на борт. Конечно, мы рассматриваем в индивидуальном порядке обращения от наших пассажиров и идем навстречу.

И вроде все работает, но сложность возникает из-за вот этих непрогнозируемых действий правительств разных стран. Мы как авиакомпания являемся заложниками этой постоянно меняющейся ситуации. Поэтому работать и планировать в таких условиях крайне сложно.

Люди, деньги, бенефициары

Дмитрий, прежде чем возглавить компанию SkyUp, вы были советником генерального директора. Как изменился лично ваш рабочий день, когда сменилась должность?

Мы «UPfamily» — группа компаний. Есть авиакомпания SkyUp и туроператор Join UP! Кроме того, существует компания, которая занимается приемом иностранных туристов в Украине, а также отельный бизнес.

В рамках группы компаний я работаю более 8 с половиной лет. Так что мой рабочий день был насыщенным всегда. Да, с момента создания SkyUp я был советником генерального директора, но продолжал оставаться СЕО в Join UР!

Даже когда стал СЕО в SkyUp, я еще некоторое время был СЕО и в Join UР! Но постепенно мой фокус смещался в сторону авиакомпании. Сейчас в Join UP! уже новый СЕО. Я же стараюсь переориентироваться на авиакомпанию, основная задача сейчас — быть максимально эффективным для развития SkyUp.

Сколько всего людей сегодня работает в SkyUp? Насколько компания разрослась с момента старта?

Когда мы только полетели (в мае 2018 года), в SkyUp работало чуть более 140 человек, а сейчас — уже около 1200.

В октябре 2021 года SkyUp пополнила свой парк 15-ым самолетом – Boeing 737-800NG на 189 мест. Сколько их компания приобрела с начала года?

Мы находимся в реальных конкурентных условиях, поэтому мы должны наращивать свой флот.

В прошедший летний сезон SkyUp вступал с 11 бортами во флоте, а закончили с 15. На следующий год мы также планируем расти в этом направлении.

Во сколько обходится один самолет для авиакомпании?

Это коммерческая тайна и я не могу разглашать такие вещи. Скажу только, что мы берем самолеты с определенными требованиями: мы точно понимаем, какого они должны быть возраста, в каком техническом состоянии. Для нас безопасность — превыше всего.


CEO SkyUp: «Мы находимся в реальных конкурентных условиях, поэтому мы должны наращивать свой флот». Фото: SkyUp Airlines / Facebook

С точки зрения безопасности выполняем все директивы и следуем всем нормам. Авиация — это крайне зарегулированная отрасль, и так и должно быть.

С точки зрения финансов и бизнеса – да, рынок упал, самолеты стали дешевле, поэтому сейчас очень выгодное время, чтобы наращивать объемы флота.

То есть сейчас самолеты стоят дешевле, чем до пандемии?

Да, конечно. Посмотрите, очень много самолетов стоят просто припаркованные на земле. И надо пользоваться этой возможностью. Не успеешь использовать это окно возможностей — проиграешь.

Иногда приходит мысль, что не в то время мы начали. Мы начинали свой путь в бизнесе в 2017-18 годах: самолет не найдешь, стоит очень дорого, за этим самолетом еще стоит очередь.

Это как с арендой жилья в Киеве в 2006 году: ты приходишь смотреть квартиру и становишься в очередь. И очень часто даже не успеваешь зайти на порог этой квартиры, потому что кто-то уже совершил сделку. Или после просмотра не было времени даже подумать, потому что за тобой стоят еще пятеро и кто-то из них ее купит. Надо было принимать решение здесь и сейчас.

Вот на таком рынке мы начинали работать. А сейчас другие условия, но эти возможности надо использовать.

Многих наших читателей интересует, кого можно назвать владельцем SkyUp? Расскажите о структуре собственников.

Все очень просто. Мы украинский бизнес, наши конечные собственники и бенефициары — тоже украинские граждане. Это семья Альба — Юрий Альба, Татьяна Альба и Александр Альба.

SkyUp — это не олигархический бизнес. Мы можем назвать себя историей украинского успеха, потому что из небольшого агентства по продаже авиабилетов сумели стать турагентством. Потом туроператором. А затем туроператор создал авиакомпанию.

Сейчас мы создаем дополнительные бизнесы, в частности, отельный и другие, которые позволяют строить и развивать «UPfamily».

Дмитрий, расскажите, во сколько компании обходился месяц карантина, учитывая выплаты зарплат сотрудникам и прочие расходы?

Месяц работы авиакомпании в период карантина — это расходы в десятки миллионов гривен в месяц, а суммарно за весь этот период мы потратили несколько сотен миллионов гривен. Безусловно, мы значительно сократили наши расходы. Но что более важно — мы сумели сохранить команду. И это наш ключевой успех.

Было минимальное сокращение спустя пару месяцев после начала карантина — тогда мы сократили чуть меньше 10% сотрудников. Но это была вынужденная мера.

Да, прежде всего деньги идут на заработную плату сотрудникам и на налоги. Кроме того, даже в карантин существуют расходные составляющие, которые нельзя остановить. Т.е. все расходы, связанные с поддержанием летной годности воздушных суден, а также обязательные платежи.

Во время карантина мы останавливали хозяйственные расходы, сокращали расходы на арендную плату. Там, где можно было договориться о сокращении, мы со всеми договаривались.

Полеты по Украине, популярные направления, национальный перевозчик

Какая сейчас статистика полетов? И как формируется спрос на рейсы?

Спрос сместился. Раньше он был намного эластичнее и заранее формировал наполнение рейсов. Мы понимали, успешное это направление или нет. Сейчас это все не работает. Сегодня рейс может иметь за неделю до вылета ноль пассажиров, а за три дня — 80 и быть наполовину проданным.

Билеты покупают в последний момент. Спрос сместился на период неделя-полторы до вылета. Из-за этого очень сложно что-то прогнозировать и планировать.

Например, можно увидеть какое-то невыгодное направление и хотелось бы его снять (отменить рейсы — Ред.), но понимаешь, что за неделю может прийти полсамолета и загрузить его. А может и не прийти. Но за три дня мы уже не можем отменить рейс.

Лето все-таки было хорошим для всех — и для аэропортов, и для авиакомпаний, и для Украины, и для других стран. Это было бурное восстановление спроса, но более классического — туристического. Он вдруг возник, когда разрешили лететь, и все только и успевали, что самолеты доставлять. Точно так же по щелчку пальцев он выключился.

Какие рейсы сейчас наиболее рентабельны?

SkyUp ориентируется на доходность рейсов и на их маржинальность, а эту ориентацию формирует спрос. У нас есть прибыльные рейсы и их достаточно, особенно в летний сезон. Могу даже сказать, что все рейсы в летний сезон — это рейсы, которые приносят нам прибыль. Но начиная с ноября рейсы приносят нам доход, но не прибыль.

Наша компания быстро принимает решения относительно того, уходить с направления или добавлять его. Мы стараемся держать нос по ветру и прогнозировать, насколько это возможно даже в этих сверх изменчивых условиях.

А как изменились вкусы путешественников за время карантина? Куда летают украинцы сейчас?

Какая страна открыта — туда и летят. И знаете, прошлым летом было легче: были открыты три страны, мы поставили туда рейсы и контролировали их количество. Больше ничего не надо было делать.

В этом году, конечно, география расширилась. Например, наконец-то открылась Испания — массовое направление. Но если мы говорим об экзотических направлениях, то популярны Занзибар, Дубай, традиционные Египет и Турция.

Повышенный спрос был на Черногорию: в этом году в Черногорию слетало столько туристов, сколько в общем за предыдущие пять лет. Как только страна объявляет лояльные условия на въезд — туда моментально формируется воронка продаж.

В ближайшем будущем мы будем заложниками такой ситуации и будем формировать свое предложение исходя из условий, правил и ограничений.


Дмитрий Сероухов: «В этом году в Черногорию слетало столько туристов, сколько в общем за предыдущие пять лет». Фото: SkyUp Airlines / Facebook

Но победителем (среди стран) будет тот, кто первым снизит планку — правила на въезд. Если мы говорим о ПЦР-тесте, то это условная возможность или невозможность потратить еще тысячу гривен на его сдачу. Если рядом есть две похожие страны, то тут сработает два фактора: время, которое нужно потратить на получение такого теста, а также цена — когда семья из 3 человек летит на отдых, то это еще плюс 3 тысячи гривен на сдачу ПЦР-теста, а это уже 10-15% от средней цены за пакетный тур.

Также добавьте сюда еще и условия возврата, которые устанавливает Украина. Если туристу нужно сделать тест еще и по прилете, то это еще добавляет стоимости путешествию.

Ранее SkyUp имела множество внутренних рейсов. Но в 2020 году из восьми из них осталось пять, что в компании объяснили «коммерческими причинами». Сейчас их совсем нет. Планируете ли вы возвращать рейсы между городами Украины? Или это совсем не прибыльно для компании?

Когда мы начинали внутреннюю программу по Украине с билетами по 500 гривен, мы сделали свою домашнюю работу. Мы договаривались с нашим правительством об определенных шагах и действиях, которые каждая из сторон должна совершить. В частности, со стороны государства ожидали отмену НДС на внутренние перевозки, отмену акциза на топливо, формирование гибкого ценообразования в украинских аэропортах.

Мы свою домашнюю работу сделали, а государство нет. Как только увидим, что государство готово развивать внутренние рейсы и делает для этого конкретные шаги, тогда будем думать о том, чтобы вернуться на этот рынок.

Этим летом у нас были рейсы из Харькова, Львова и Киева в Одессу. Казалось бы, классическое туристическое направление, короткий летний сезон, сверх спрос — но мы не довольны этой программой от слова совсем. Никакого финансового результата или бонуса для себя мы не получили.

Сколько лет уже идут разговоры о том, что власти хотят отменить НДС на внутренние перевозки, отменить акциз на топливо, сделать гибкое ценообразование в украинских аэропортах.

Например, в Украине топливо стоит приблизительно на 100 евро дороже, чем в любой другой стране. У нас реально высокие ставки за пролеты по территории, высоченные ставки за пассажирское обслуживание в аэропортах. Существует акциз на топливо и НДС на внутренние перевозки. И, по факту, в любую соседнюю страну нам слетать дешевле и туда есть спрос.

По Украине авиаперевозка получается такой невыгодной, что ее никто не покупает. А за свой счет это дотировать мы тоже не имеем возможности. Внутренние перевозки начнут развиваться, когда правительство создаст выгодные для этого условия.

Президент Владимир Зеленский недавно рассказал о планах создать государственную авиакомпанию. Как вы относитесь к этим планам и нужен ли вообще Украине национальный авиаперевозчик?

Суммарно флот всех украинских авиакомпаний составляет порядка 80 самолетов

Во-первых, на сегодняшний день в Украине существует 9 авиакомпаний. Среди них: классические авиаперевозчики, лоукостеры, чартерные авиакомпании, авиакомпании, которые специализируются на внутренних рейсах, а также грузовые авиаперевозчики.

Суммарно флот всех украинских авиакомпаний составляет порядка 80 самолетов. Прибавьте к ним иностранные авиакомпании — классические и лоукостеры. Таким образом мы увидим, что в настоящее время предложение соответствует уровню спроса. Более того, я бы сказал, что сегодня предложение превышает реальный спрос на авиаперевозки.

Во-вторых, все мы знаем, что государство никогда не было эффективным управляющим бизнеса. В качестве иллюстрации приведу пример с «Укразализныцей», которая входит в тройку самых убыточных госкомпаний страны.

И, в-третьих, в мире нет ни одного успешного кейса государственных авиакомпаний. Все они убыточные с точки зрения бизнеса и существуют исключительно за счет постоянных дотаций государства.

Но Украина же не первая. В мире существует достаточно стран с государственными авиаперевозчиками. Чем мы хуже?

Turkish Airlines, Qatar Airlines, Singapore Airlines — они отличные перевозчики. Но только каждый из них государственный и сверхдотационный – дотации на них составляют сотни миллионов долларов в год. А еще рядом с этим такая же сумма инвестиций в эти компании. Не говоря уже о дотациях во время пандемии.

Украинские авиаперевозчики не получают никакой помощи во время пандемии. У нас нет прямых финансовых дотаций, которые получают наши европейские конкуренты.

Как думаете, будут ли созданы какие-то особые условия и правила для работы национального авиаперевозчика в Украине?

Если государство зачастую неэффективный собственник, то создав национального авиаперевозчика, который, предположительно, будет таким же неэффективным, как УЗ, надо будет с этой неэффективностью как-то бороться и создавать особые условия.

И как мне, бизнесу, который не может без заработка работать дальше, конкурировать с тем, кто даже не думает о заработке, потому что он дотационный?

Если задача направлена на население и украинцев, тогда помогите обеспечить мобильность и определите правила. Это же не решается созданием еще одного перевозчика. Например, есть линия Винница—Ужгород. Для того чтобы там кто-то летал, государство должно выйти и сказать: «Мы хотим, чтобы сюда летали не менее Х раз в неделю с емкостью не менее, чем Y кресел. Компенсируем 50% себестоимости таких рейсов или 500 грн за каждого пассажира/за пустое кресло».

Тогда каждая авиакомпания оценит рынок и будет принимать решение. Те, кто согласятся на такие условия, придут на конкурс от государства. Расходы государства уменьшатся, и оно выиграет. При этом создав условия для того, чтобы население летало, а авиакомпании нашли для себя дополнительные объемы работы, а государство получало больше налогов и экономика развивалась.

Но и авиакомпании тоже при этом должны брать на себя обязательства. Условно, если моя компания выиграла, то я должен летать год по таким-то ценам и с такими-то условиями и ограничениями. Тогда это будет работать. А иначе это игра против всех.