Сколько Украина теряет на «Северном потоке-2»
И какие у нас могут быть альтернативы
Обо всех экономических изменениях, которые могут коснуться вашего кошелька, мы оперативно сообщаем в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий.
Как следует из названия, строящийся «Северный поток-2» является расширением первого «Северного потока» – газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря.
Две нитки «Северного потока» общей мощностью 55 млрд кубических метров газа в год полностью построены и введены в эксплуатацию в 2012 году.
И вот в наши дни компания Nord Stream 2 AG, учредителем которой стал российский «Газпром», заканчивает сооружение еще двух ниток подводного газопровода по тому же маршруту и с такой же максимальной производительностью.
«Северный поток-2» планировалось ввести в действие еще в конце 2019 года, но угроза санкций со стороны США не позволила этого сделать.
В июле 2017 года американским Конгрессом принят закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который дает возможность вводить ограничительные меры против участников «Северного потока-2», аргументируя их тем, что постройка газопровода ослабит энергетическую безопасность Европы и послужит рычагом давления со стороны России на отдельные страны, особенно Украину.
Однако, хоть и с большими трудностями, «Газпрому» все же удалось довести проект «Северный поток-2» до завершающей стадии.
По данным немецкого телеканала DW, строительство газопровода могут окончить уже 23 августа.
Самое время предварительно оценить исходящие от него риски для экономики нашей страны.
В мае текущего года генеральный директор ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон дал интервью консалтинговой компании Exploration&Production Consulting, в котором обрисовал возможные потери от ввода в действие «Северного потока-2».
Первое, что вызывает беспокойство у управляющего нашей газотранспортной системой, – это появляющаяся у «Газпрома» возможность обеспечивать контрактные поставки газа в Европу в обход Украины.
«Мощность этого газопровода – 55 млрд кубометров. В прошлом году мы прокачали 55 млрд кубометров. Картинка сошлась – они смогут обойтись без нас», – заявил Макогон.
Директор ОГТСУ был абсолютно уверен, что после окончания действующего контракта на прокачку газа по территории Украины «Газпром» не захочет заключать новый, и транзит прекратится. Это грозит нашей стране:
- потерей оплаты за транзитные услуги в размере около $1,5 млрд в год;
- подорожанием газа, который придется покупать в Германии, что обернется потерями для экономики Украины в размере $2-3 млрд и увеличением субсидий для потребителей;
- необходимостью перестройки газотранспортной системы для обеспечения подачи газа в обратном направлении – из Европы в Украину;
- вынужденной оптимизацией мощностей ГТС примерно на 80% путем демонтажа ненужных компрессорных станций; альтернативой этому станет рост текущих газовых тарифов в четыре раза для аккумулирования средств на поддержку системы в нынешнем состоянии;
- возможным уничтожением газотранспортной системы с российской стороны;
- снижением военной безопасности Украины из-за уменьшения ее стратегического значения для остальной Европы.
Общие финансовые потери украинской экономики от работы «Северного потока-2» Сергей Макогон оценивал в $5-6 млрд в год.
Вместе с тем за последнее время вокруг газопровода произошли события, дающие основание надеяться на минимизацию угроз и появление новых возможностей для нашей страны на европейском энергетическом рынке.
С учетом того, что достройку «Северного потока-2» уже не остановить, заинтересованные игроки принимают меры для снижения рисков и максимального использования выгод от его запуска.
Первое пытаются сделать главным образом США, второе – Германия.
Результатом компромисса между ними стало совместное заявление по «Северному потоку-2» от 21 июля 2021 года, где Украине уделено центральное внимание.
В обмен на беспрепятственный запуск «Северного потока-2» немецкое правительство обязалось:
- оказывать поддержку европейскому энергорынку и интеграции в него украинской энергосистемы;
- вводить санкции против России, если последняя станет использовать поставки энергоресурсов для политического или экономического давления;
- создать в Украине фонд объемом $1 млрд для разработки альтернативных источников энергии и повышения энергоэффективности экономики;
- оказать помощь нашей стране в переговорах о продлении транзитного контракта с Россией еще на 10 лет.
Ряд политиков и экспертов в Европе, США, Украине и России отнеслись к этой сделке скептически, так как:
- документ не имеет обязывающего юридического статуса, а в ФРГ возможна смена правящей коалиции по результатам парламентских выборов в сентябре этого года (это последняя каденция Ангелы Меркель, о чем она объявила еще в октябре 2018-го);
- трудно добиться эффективного использования выделяемых финансовых средств в условиях украинской коррупции.
Судя по всему, Германия пока намерена выполнять свои обязательства, взятые перед США. Уже назначен специальный представитель от ФРГ для проведения переговоров с Россией по транзиту, которые должны начаться не позднее 1 сентября. Дополнительные сведения по данному вопросу мы сможем получить по результатам визита Ангелы Меркель в Киев.
Не вселяет оптимизма официальная реакция на заявление США и Германии со стороны корпорации «Газпром».
В отчете российского монополиста за второй квартал этого года говорится, что «указанное заявление носит декларативный характер и по своей правовой природе не является юридически обязывающим документом».
17 августа в отношении «Северного потока-2» высказался и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая в Балтийском федеральном университете. Он заявил: «Я убежден, что все попытки его как-то подорвать, оспорить, обставить какими-то условиями его завершение обречены на провал».
Можно уверенно прогнозировать, что борьба вокруг газопровода «Северный поток-2» еще не закончена, ее развязку мы будем наблюдать в самое ближайшее время.
По результатам этой борьбы мы и сможем сделать окончательные выводы о реальном ущербе для нашей страны от ввода в эксплуатацию очередного обходного газового маршрута.