0 800 307 555
0 800 307 555

Приватизация госбанков в Украине: цели и возможные последствия

Трансформация банковской системы

Национализация ПриватБанка в декабре 2016 года коренным образом изменила расстановку в банковской системе Украины, существенно увеличив долю государства. Произошло формирование монополии госбанков. Государство получило реальную возможность диктовать условия и навязывать правила всей банковской системе. Как результат, была существенно ограничена конкуренция на рынке банковских услуг.
Оглавление

К концу III квартала 2020 года ПриватБанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк и Ощадбанк сосредоточили 54% чистых активов банковского сектора и 63% всего депозитного портфеля физических лиц.

Еще в 2017 году, после того, как ситуация в ПриватБанке стабилизировалась, встал вопрос о необходимости снижения доли государства в банковской системе.

Тогда же решалось, какой банк из четырех первым отправят на продажу. Им стал Укргазбанк. Приобрести часть акций Укргазбанка было предложено Международной финансовой корпорации (IFC).

В конце 2017 года IFC, Министерство финансов и Укргазбанк подписали меморандум о частичной приватизации Укргазбанка. И вот в конце января стало известно, что в ближайшее время сделка будет закрыта. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook сообщила заместитель главы НБУ Катерина Рожкова.

Вслед за Укргазбанком, по информации Рожковой, будет частично приватизирован Ощадбанк.

Цели приватизации

Главная задача приватизации двух государственных банков – осуществить задекларированное ранее снижение доли государства в украинской банковской системе и снизить его влияние на происходящие в ней процессы.

В странах с развитым банковским рынком банки госсектора занимают не более 30%.

Государственная монополия в банковской сфере в настоящий момент отпугивает новых иностранных инвесторов. В то же время именно сейчас, когда в стране ожидается запуск рынка земли, можно рассчитывать не только привлечь новых инвесторов, но и обеспечить рост иностранных инвестиций в украинскую банковскую систему.

Снижение доли государства в банковской системе Украины до 25% является стратегической целью для обеспечения макроэкономического роста.

Для сравнения: в странах с развитым банковским рынком (например, странах Западной Европы, таких, как Великобритания, Франция, Испания, Италия, Португалия) банки госсектора занимают не более 30%.

IFC – будущий совладелец Укргазбанка?

В конце января 2021 года Международная финансовая корпорация (IFC) и Министерство финансов подписали соглашение, которое предусматривает возможность вхождения IFC в капитал государственного Укргазбанка. Максимальная доля IFC в капитале банка составит 20%.

По условиям соглашения IFC предоставит Укргазбанку заем на сумму 30 млн евро сроком на пять лет с возможностью его конвертации в долю в акционерном капитале банка в размере до 20%.
Решение совета директоров IFC о предоставлении Укргазбанку кредита с опцией конвертации в капитал было принято еще в 2019 года, но только в июне 2020 Кабинет министров уполномочил министра финансов Украины Сергея Марченко на подписание данного соглашения.

Очень позитивно о подписании данного соглашения отозвался президент Украины Владимир Зеленский. По его словам, подписание кредитного соглашения между Министерством финансов и IFC является «подтверждением эффективности внедренных на протяжении последних лет украинской стороной реформ в этой (банковской) сфере».

Как заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, подписание данного соглашения – сигнал для инвесторов и будущих партнеров, что в Украину можно и нужно инвестировать. А глава Национального банка Украины Кирилл Шевченко назвал это событие «настоящей победой всего банковского сектора».

В настоящий момент доля государства в капитале Укргазбанка составляет 94,94%. После вхождения IFC в капитал банка она может сократиться не более, чем до 74,94%. Таким образом, государство все равно сохранит полный контроль над банком и происходящими в нем процессами.

Ощадбанку приготовиться

Из-за непрекращающихся конфликтов с бывшим владельцем ПриватБанка Игорем Коломойским вопрос продажи (точнее, реприватизации) этого банка пока снят с повестки дня. Поэтому с целью снижения государственной доли в банковской системе Украины было принято решение о приватизации Ощадбанка.

Основы стратегического реформирования государственного банковского сектора, принятые правительством Украины в конце 2020 года, предусматривают частичную или полную приватизацию банка до конца 2025 года.

В качестве потенциального инвестора рассматривается Европейский банк реконструкции и развития – крупнейший иностранный инвестор на европейском рынке.

Как утверждает председатель правления Ощадбанка Сергей Наумов, «присутствие среди акционеров известного европейского инвестора сделает возможным использование Ощадом его наработок в сфере современного банковского сервиса. Привлечений инвестиций ЕБРР также увеличит доверие к Ощадбанку на международном уровне».

Впрочем, в будущем не исключено привлечение к приватизации Ощадбанка не только иностранных, но и украинских стратегических инвесторов. Также, по словам Сергея Наумова, возможно первичное размещение акций (проведение IPO), при этом выбор площадки для размещения будет определяться ситуацией на рынках капитала.

Последствия приватизации госбанков

Если рассматривать положительные моменты приватизации госбанков для их клиентов и банковской системы в целом, то прежде всего стоит упомянуть усиление позиций приватизированных банков как в Украине, так и на международных рынках.

Вхождение в капитал Укргазбанка и Ощадбанка известнейших международных инвесторов – IFC и ЕБРР соответственно – откроет им возможность для еще более эффективного (и дешевого) привлечения иностранных кредитов. А значит, клиенты, обслуживающиеся в этих банках, могут рассчитывать, как минимум, на улучшение условий кредитования, что положительно скажется на украинском бизнес-климате в целом.

В то же время приватизация Ощадбанка несет в себе немалые риски, о которых нельзя не упомянуть.

После того, как банк перестанет быть на 100% в государственной собственности, автоматически пропадет полная гарантия сохранности депозитов физических лиц, которая в настоящий момент есть только по депозитам Ощадбанка.

Банк будет обязан войти в Фонд гарантирования вкладов, максимальная сумма возмещения которого на данный момент составляет всего 200 тыс. гривен. И, несмотря на ведущиеся около года разговора о необходимости увеличения ее минимум в 2-3 раза, воз, как говорится, и ныне там.

Известно, что именно полная гарантия сохранности депозитов от государства привлекла в Ощадбанк множество крупных клиентов, вклады которых исчисляются миллионами на одного человека.

Несмотря на утверждение руководства Ощадбанка, что они не предусматривают существенный отток депозитов после вступления Ощадбанка в Фонд гарантирования вкладов (и снижение суммы гарантирования до 200 тыс. гривен), исключить такой процесс нельзя. Особенно если в стране в этот момент сложится неблагоприятная экономическая ситуация.

Впрочем, как утверждает Сергей Наумов, Ощадбанк имеет достаточно ликвидности, чтобы противостоять значительным оттокам.

Второй потенциальный риск – продолжение существенного сокращения сети банковских отделений по стране. В 2020 году, в рамках так называемой оптимизации и снижения операционных затрат, Ощадбанк уже закрыл 490 своих отделений по Украине. Особенно пострадала сельская местность: во многих населенных пунктах отделение Ощадбанка было единственным учреждением, где жители могли получить качественный спектр банковских услуг.

В этой ситуации сокращение сети отделений Ощадбанка из экономического переходит в разряд политических вопросов.

Что же касается апелляции к международному опыту «снижения количества банковских отделений и перевода банковских сервисов в онлайн», о котором упоминает руководство банка, то отлично понимая ситуацию с развитием сети Интернет в украинской глубинке, ничего, кроме здорового скептицизма, такой взгляд вызвать не может.

Еще один момент, который нельзя не упомянуть: снижение процентных ставок по срочным депозитам физических лиц, которое в случае вхождения иностранных инвесторов еще более усилится, подтолкнет украинцев к хранению сбережений на текущих и карточных счетах с возможностью мгновенного доступа. А это, в свою очередь, увеличит риск для устойчивости всей банковской системы.

Недаром на 2021 год Национальный банк запланировал стресс-тесты 30 банков, на которые приходится 90% активов банковской системы.

В ожидании чуда

От приватизации Укргазбанка положительных моментов гораздо больше, чем отрицательных.

В ситуации с Ощадбанком так утверждать сложно: интересы миллионов украинцев, проживающих в сельской местности, явно никто не собирается учитывать.

Массовые закрытия единственных отделений в конечном итоге обернутся снижением уровня расчетов за коммунальные услуги, увеличением доли расчетов наличными и даже ухудшением общего экономического и финансового состояния мелких населенных пунктов.

Finance.ua искренне надеется, что правительство не закроет глаза на возникающие проблемы и найдет выход из создавшегося положения.