0 800 307 555
0 800 307 555

Налоговая скидка. Как вернуть часть уже уплаченных налогов

И кто может это сделать

Налоги называют движущей силой экономики государства и головной болью рядовых граждан. Так, с заработной платы работников постоянно удерживается кругленькая сумма: к примеру, если вы получаете от работодателя зарплату в размере 20 тысяч гривен, то «чистыми» вы получите лишь 16 100 грн, а остальные 3900 грн пойдут на уплату НДФЛ и военного сбора.
Оглавление

Однако не все знают, что часть уже уплаченных налогов можно вернуть. Рассказываем, кто может претендовать на налоговую скидку, как ее получить и какую сумму можно вернуть.

Подпишитесь на наш телеграм-канал. Там мы часто рассказываем о законах и нормах, которые влияют на ваш кошелек, и объясняем, как не платить лишнего.

В каких случаях доступна налоговая скидка?

Налоговая скидка – это возможность возврата части уплаченного налога на доходы физических лиц, который был удержан из заработной платы. Получить «кешбэк» от государства можно при условии, что средства были потрачены на:

  • получение образования и обучения – сюда входят детские сады, школы, общеобразовательные учреждения, учреждения высшего и среднего образования, профессионально-технические заведения и внешкольное обучение (кружки, секции и т. п);
  • ипотечный кредит на жилье, а именно на выплату процентов по такому кредиту;
  • страховые платежи за страхование жизни;
  • пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды;
  • пожертвования и благотворительные взносы в пользу физических лиц и неприбыльных организаций;
  • переоборудование транспортного средства на альтернативные виды топлива – газ или биотопливо;
  • арендную плату, уплаченную человеком со статусом внутренне перемещенного лица;
  • покупку или строительство доступного жилья, которое было построено или строится при государственной поддержке – жилые комплексы, квартиры и тому подобное;
  • усыновление ребенка – имеются в виду расходы, связанные с усыновлением, такие как уплата госпошлины, оплата услуг и другое;
  • оплату услуг по вспомогательным репродуктивным технологиям – например, за искусственное оплодотворение;
  • расходы, связанные с COVID-19 – покупка антисептических и лекарственных средств, медицинского оборудования и тому подобное.

Каждый из видов расходов предусматривает определенные условия, при которых можно получить скидку и вернуть часть средств.

Так, например, приобретенные товары и услуги должны быть предоставлены исключительно отечественными производителями, а размер потраченной суммы не должен превышать ваш годовой доход.

Перед началом оформления скидки вам пригодится статья 166 Налогового Кодекса Украины.

Кто может вернуть часть уплаченных налогов?

Претендовать на налоговую скидку могут:

  • резиденты и граждане Украины;
  • те, кто имеют регистрационный номер карточки налогоплательщика;
  • граждане, получающие официальную заработную плату;
  • люди, расходы которых относятся к списку тех, за которые возможно вернуть часть уплаченного налога (список выше).

К сожалению, ФЛП и частные предприниматели вернуть средства вследствие налоговой скидки не смогут. Сделать это не смогут и те, кто получает зарплату в «конверте».

Как вернуть средства за уплаченные налоги?

Если все необходимые условия выполняются, стоит перейти к самому процессу оформления налоговой скидки.

Сделать это можно как онлайн через электронный кабинет плательщика налогов, так и оффлайн, посетив ближайший центр обслуживания плательщиков, где предоставят бесплатную консультацию и помогут в оформлении всех бумаг.

Первый способ требует наличия электронной цифровой подписи, получить которую можно через сервисы «Приват24», «Дія» и другие, а второй требует наличия всех документов в бумажном виде, а также займет гораздо больше времени из-за очередей и ожидания решения.

Основной шаг при получении скидки – заполнение декларации о доходах.

Рассмотрим способ оформления всех заявлений и документов в онлайн-режиме:

  • Войти в личный кабинет по ссылке https://cabinet.tax.gov.ua/login с помощью сформированной электронной подписи.
  • Подать запрос на получение информации о ваших доходах – для этого переходим во вкладку «Заявления, запросы для получения информации», оформляем заявление и ожидаем получения документа во вкладке входящие/исходящие документы.
  • Подготовить скан-копии документов, подтверждающих расходы: квитанции об оплате на имя заявителя, свидетельства о родстве (для возврата средств за обучение ребенка или родного), чеки и тому подобное.
  • Важно: в квитанциях должна быть указана сумма только за соответствующую услугу, предусмотренную законом. Например, если в квитанции за оплату садика общая сумма к оплате составляет услуги+питание, такое заявление отклонят.
  • Объединить все документы и квитанции в один PDF-файл – сделать это можно с помощью онлайн-сервисов и установленных программ на ПК или смартфоне.
  • Перейти к разделу Электронный кабинет для граждан, где нажать на Подача декларации об имущественном состоянии и доходах.
  • Нажать на Создать и просмотреть, заполнена ли декларация автоматически.
  • Проверить уже введенную информацию и сверить ее с документом о доходах, который вы накануне заказывали, исправить неточности.
  • Заполнить декларацию с нуля, если предварительные данные отсутствуют.
  • Сохранить, подписать с помощью ЭЦП и отправить декларацию.

Как самостоятельно заполнить декларацию?

Прежде всего укажите тип декларации, будь то отчетная, отчетная новая или уточняющая декларация.

В нашем случае выбирайте тип «Отчетная». Далее введите информацию о своем доходе и уплаченных налогах, пользуясь заявлением о получении информации о ваших доходах, которое вы оформляли в начале.

Обязательно введите реквизиты, куда желаете получить налоговую скидку, в раздел 7.

В приложение ФЗ добавьте данные о годовой сумме необходимых расходов и еще раз информацию о заработной плате.

Прикрепите все квитанции и чеки об уплате выбранных услуг или оплате товаров.

В конце нажмите на Авторасчет, с помощью которого система автоматически просчитает сумму налоговой скидки к уплате, а также проверит, не превышает ли эта сумма ваш общий годовой доход. Полученная скидка начисляется за 1 прошлый календарный год.

Подать сведения необходимо до 31 декабря текущего года. Например, для получения скидки за 2020 год отправить декларацию необходимо до 31 декабря 2021 года включительно.

Формула для расчета налоговой скидки сложная, а потому для упрощения восприятия информации воспользуемся таким расчетом:

18% х Сумма расходов

Например, при оплате ипотеки за 2020 год было потрачено 120 тысяч гривен, из которых 20 тысяч составляли проценты. Сумма скидки в таком случае составит 18% от 20 000 и будет равна 3600 грн. В случае оплаты обучения на сумму 150 тысяч гривен сумма скидки составит 18% от 150 тыс. грн, то есть 27 тысяч гривен.

После проверки и подтверждения декларации, которая длится 30 дней, средства перечислят на ваш счет в течение 60 календарных дней.

Общее время ожидания – 90 дней.