Зарплата в $5 тыс.: как становятся высокооплачиваемыми разработчиками
И что для этого нужно
Для сравнения: средняя зарплата по Украине в сентябре составила – 14 239 грн (примерно $543). При этом зарплаты Senior-разработчиков достигают отметки в $4,5-5,5 тыс. и выше: портал анонимного поиска работы Джинни каждый месяц дает статистику самых дорогих наймов, и в сентябре три Senior-специалиста получили офер за $10 тыс.
Но так ли просто достичь такой заработной платы, что для этого необходимо и, самое главное, сколько времени и ресурсов нужно в себя вложить?
Мы поговорили с представителями IT-индустрии о пороге входа, зарплатах, дальнейшем развитии и правильной «прокачке» себя.
В связи со спецификой темы мы решили составить глоссарий с определениями, которые для непосвященных могут оказаться сложными для понимания. Нажмите, чтобы список раскрылся.
О работе и зарплатах мы пишем в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного.
CEO рекрутингового IT-агентства The Gravity Agency Наталия Пянтковская говорит, что путей вхождения в IT-сферу существует несколько: кто-то находит хорошую работу сразу после окончания ВУЗа, а кто-то переходит из смежных сфер. Это часто бывает в случае sales-менеджеров, маркетологов, QA и Support-специалистов.
«За последние полгода мы наняли порядка 500 специалистов категории intern или junior. Порог вхождения для junior-специалистов в принципе достаточно простой: если соискатель хорошо владеет иностранными языками (в частности английским), коммуникабелен и готов учиться, ему будет достаточно просто найти первую работу, особенно в маркетинге или Support-направлении. Для специалистов в направлении продакт-менеджмента и аналитики порог вхождения выше. Product-менеджер, например – это специалист, который работает на стыке нескольких областей: аналитики, разработки и дизайна, и должен понимать процессы в каждом из них», – объясняет она.
Если говорить о технических специалистах, на них стабильно высокий спрос. И в этом году он увеличился еще больше из-за перегрева рынка, обращает внимание Пянтковская. По ее словам, многие компании стали приходить к тому, что дешевле обучать специалистов самостоятельно.
«Для этого при компаниях специально создаются школы и интернатуры, где можно бесплатно получить не только знания, но и заветный оффер – предложение работы. Разумеется, в случае, если студент себя хорошо зарекомендует», – добавила эксперт.
Впрочем, даже в такие школы есть определенный порог вхождения: обычно сюда нанимают студентов с оконченным или неоконченным профильным высшим образованием и определенными базовыми знаниями.
«В некоторых случаях мы просим показать фриланс-проекты, если таковые уже имеются в портфолио. Существует достаточно много бесплатных курсов, подкастов и плейлистов – у junior-специалиста есть много возможностей подготовиться к первому интервью, особенно, если он действительно заинтересован в том, чем занимается», – говорит Наталия Пянтковская.
Зарплаты технических интернов могут колебаться в районе $350-500, Junior-разрабочиков – в пределах $800-1200.
«Еще надо понимать, что нет единой системы оценки специалистов: соискатель, которого одна компания оценит как strong Middle, для другой компании сможет претендовать только на позицию Junior. Везде разный стэк технологий (набор инструментов. – Ред.) и требования, поэтому молодым специалистам могу посоветовать изучать требования в вакансиях разных компаний: это поможет понять, куда двигаться и что изучать.
Что касается дальнейшего роста, тут все индивидуально: как быстро человек сможет вырасти в должности и зарплате – зависит только от него. Главная мотивация для специалистов – это, конечно, интерес к сфере, в которой они работают, и собственная заинтересованность в росте и развитии. Поэтому идти в IT только из расчета на высокую зарплату, пожалуй, не стоит. Другое дело, что сфера IT обширна и включает много направлений – каждый может найти то, что ему по душе», – объясняет Пянтковская.
Большинство IT-компаний имеют систему грейдинга или ее аналог: систему процедур по проведению оценки и ранжирования должностей, которая позволяет создать для сотрудников мотивацию и понимание того, какие навыки им нужно усилить, чтобы подняться выше. Поэтому специалист всегда будет иметь понимание, какие hard- и soft-скиллы ему следует улучшать.
Вячеслав, Technical TL в компании Maxpay, карьеру разработчика начал на пятом курсе обучения в Запорожской государственной инженерной академии в 2010 году. Он разделил свой путь на такие условные этапы:
Эра freelance
«Сперва выбрался на стажировку как фрилансер, где предметно понял, как работает рынок, и какие продукты пользуются спросом. Если подвести итог этих лет, то это были небольшие проекты, порой сложные и интересные, но зачастую кратковременные».
Эра продукта
«В январе 2013-го пришел работать в группу проектов, но оказалось, что, исходя из оценки моих навыков, я могу претендовать лишь на позицию junior developer.
Тут я впервые познакомился с настоящим highload (высоконагруженный продукт, то есть продукт, которым пользуются миллионы пользователей. – Авт.) и с хорошо налаженными процедурами и процессами. Очень многому смог научиться у топ-разработчиков индустрии.
Постепенно развиваясь и становясь все более опытным в направлениях landing и payment, я достиг уровня strong middle – на это ушло полтора года.
Далее порция из 5 лет senior-expert опыта в построении с нуля платформы Payment Service Provider. Большие объемы данных, жесткие стандарты качества и обеспечения бесперебойной работы сервиса – эти задачи по сей день доставляют мне удовольствие.
Анализируя свой опыт, считаю, что нужно как можно раньше окунуться в высоконагруженные и большие по объемам данных проекты для приобретения опыта разработки и поддержки сложных систем. Рост возможен за счет вовлеченности в проект, амбиций и желание постоянно учиться, брать на себя ответственность и обязательства».
Наш собеседник из Maxpay рекомендует для саморазвития:
- читать книги по ООP, подходам и паттернам;
- Стив Макконнелл «Совершенный код» – must have;
- посещать конференции, например Fwdays (или следить за их ютуб-каналом);
- также следить за конференциями Badoo, Avito, Percona, Elasticsearch;
- изучать конференции и анализ уязвимостей от компании Owasp;
- уделять внимание менеджменту;
- следить за тематическими площадками, например Хабром и его ютуб-каналом.
Product Manager в компании Genome Андрей говорит, что его карьерный путь именно в IT начался с простого интереса к этой индустрии. Также ему нравились современные fintech-решения, он отлично понимал принципы, ведь сам ими пользовался.
«Общее понимание об индустрии в целом получал на специальных курсах, поскольку сам имею гуманитарное образование. Путь до текущей позиции Product Manager занял примерно 2 года.
Начинал работу в IT на позиции бизнес-аналитика в департаменте одного из украинских банков. Кто же такой продакт и какова его роль узнал из книги «Лидеры продукта» Ричарда Бэнфилда. Продакт-менеджер – одна из наиболее популярных и востребованных профессий в США. Этот тренд чуть позже дошел и к нам.
Поэтому, имея за плечами опыт БА и ощущая нехватку ответственности на своей позиции, я решил больше углубиться в изучение именно продакт-менеджмента», – рассказывает Андрей.
По его словам, идея выдалась не из легких, потому что настоящий продакт – это всесторонняя личность.
«Ты должен отлично понимать бизнес-домен в котором работаешь, отслеживать тенденции, уметь говорить со стейкхолдерами – и в то же время ты должен иметь точно такие же простые доверительные отношения с другой стороной – разработчиками, тестировщиками, дизайнерами. Звучит практически невозможно и понятие T-shaped специалист тут как раз кстати», – обращает внимание наш собеседник.
Андрей говорит, что его разносторонность – это пазл из различных узконаправленных курсов обучения:
«Умение общения с заказчиком и перевод бизнес требований в функциональные спецификации – это курсы по бизнес-анализу в IT.
Анализ рынка/конкурентов, создание стратегии вывода продукта на рынок, брендинг – это фундаментальный комплексный курс Marketing Pro.
Ну а Tech-skills для правильного понимания и работы с техническими ребятами я взял с курса Technical skills for PM and BA.
Конечно, не обошлось и без самообразования – это книги, различные сайты и нетворкинг. Как пример, дружу с некоторыми более опытными продактами в LinkedIn, иногда проговариваем спорные рабочие моменты, делимся опытом».
Чтобы расти в «хардах», подчеркивает Андрей, в первую очередь нужна практика. Отличным началом может стать некий pet-project – свой проект, но из той ниши, в которой хочет работать и развиваться специалист.
«Я отдал предпочтение именно получению знаний посредством курсов. Да, можно было и самообучаться (материалов в интернете много), но это было бы дольше по времени. И, не имея за плечами релевантного образования, я бы попросту не понимал многих вещей. Поэтому главное обратиться к опытным людям, которые смогут дать не только глубину, но и структуру знаний для правильного понимания каждой детали. В этом моменте часто вспоминаю одно собеседование, на котором, вроде, и показал себя неплохо, но в конце посыпался на простом для этой должности вопросе, что такое стори поинт», – резюмирует Андрей.
Что же, у заинтересованных, даже без профильного образования, людей сегодня имеется множество возможностей для входа в сферу IT. Правда, волшебной пилюли, которую можно было бы принять и оказаться на желанной должности, не существует. И это касается не только IT.
Каждая история успеха уникальна. И в каждой необходимо прикладывать максимум усилий и постоянно совершенствоваться, чтобы достигнуть своей цели.
В IT, впрочем, как и в любой другой отрасли, поистине высоких вершин можно достичь, живя тем, что ты делаешь.
«Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага», – говорил Лао-цзы. Хочется добавить: главное видеть, куда идти, тогда дорога будет понятной и преодолимой.