0 800 307 555
0 800 307 555

Дети и деньги. Как правильно давать карманные

Советы, которые помогут вам и вашим детям

Деньги в основном «живут» на картах. Трудно объяснить их ценность детям без наглядности и собственного примера. В этом материале поговорим, зачем давать детям карманные деньги, как с их помощью заложить базу финансовой грамотности и научить корректно обращаться с деньгами.
Оглавление

Еще больше полезных советов – в нашем телеграм канале. Не забудьте подписаться, чтобы «прокачать» свою финансовую грамотность.

Поведение родителей как модель для наследования

Возьмите лист бумаги и ручку. Дайте себе 3 минуты. А потом напишите ответ на вопрос: «Что для меня деньги?».

Это то, что покажет ваше отношение к финансам как к ресурсу, а также внутренние зажимы по управлению им. Оказывается, что взрослые:

  • недооценивают собственную работу;
  • думают, что плохо иметь много денег, потому что это делает их плохими людьми;
  • считают, что в этом мире невозможно разбогатеть;
  • те, кто имеет деньги, или родился в богатой семье, или украл;
  • уменьшают ценность денег;
  • ставят деньги на первое место, не имея баланса в других сферах жизни.

Имея сильные собственные стереотипы относительно денег, родители или не хотят говорить с детьми о финансах, или хотят, но не знают как. Поэтому родители:

  • полагаются на то, что жизнь / школа / университет научат управлять деньгами;
  • считают, что маленьким детям рано знать о финансах;
  • не учат ценить деньги;
  • испытывают стыд и пытаются дать как можно больше;
  • уверены, что работать надо очень много;
  • думают, лучше быть бедным, но честным;
  • уверены, что лишь небольшому количеству людей доступны материальные блага.

Все это, не озвучивается родителями, но невербально демонстрируется детям, становясь основой поведения в будущем.

Те, кто осознал важность и доступность финансовой грамотности, понимают, что детей следует учить управлению финансами. От этого зависит их умение приспособиться к самостоятельной жизни, быть счастливым, чувствовать свою полноценность, пользоваться всеми возможностями, которые дает мир.

Такие родители с детства приучают своих детей различать собственные нужды и расточительство, планировать, накапливать, видеть варианты заработка.

Зачем детям деньги

Деньги для детей – игрушка, инструмент познания мира. Психологи советуют знакомить с миром денег, начиная с 4-5 лет, но и до этого возраста современные дети уже не раз сталкивалась с ним.

Ребенок хочет, как мама, обменивать цветные бумажки с кошелька на предметы и вкусности. Хочет, как папа, проводить картой по терминалу.

Но без объяснения роли и функций денег ребенок не видит разницу между ними и зелеными листочками с дерева, которые можно нарвать где угодно и продолжить игру.

Чем раньше вы начнете говорить с ребенком о деньгах, тем быстрее и корректнее формируется его финансовая модель поведения и система ценностей.

Возраст

Деньги мало интересуют детей дошкольного и младшего школьного возраста (например, 5-7 лет). Интерес к деньгам в типичных условиях развития зачастую искусственно вызван родителями.

Обычно дети играют с куклами и машинками, с легкостью обменивая дорогие игрушки на яблоко или конфету. У малышей не отработаны денежные ассоциации, которые точно появляются в подростковом возрасте.

Когда ребенок существует на всем готовом, у него нет необходимости интересоваться деньгами. Он активно включается тогда, когда чувствует собственный интерес, понимает, как новые знания можно использовать прямо сейчас. Важно говорить о деньгах с детьми относительно конкретной ситуации понятными им словами, опираясь на детские потребности и интересы, характерные для конкретного возраста.

Сколько давать карманных денег

Дети, имеющие доступ к деньгам просто так, без аргументированной причины, не ценят этот ресурс.

Те малыши, которые понимают зачем им деньги, легче ищут способы заработка, видят нетипичные пути получения дополнительных доходов.

Для них вселенная возможностей открыта, в ней существует уважение к себе и своему труду, родителей, людей, предоставляющих услуги и товары.

Сколько давать ребенку карманных денег полностью зависит от того, имеете ли вы, взрослый, понимание, насколько финансово осведомлен ваш ребенок, как понимает значение денежного ресурса. Возможно, ребенок перескочил стадию карманных денег и уже на этапе «хочу самостоятельно зарабатывать».

Если вы решите давать карманные, начните с небольших сумм. В таком случае ребенок будет приучаться оперировать понятными объемами и масштабами.

Деньги, которые получает ребенок в качестве подарка – это только его. И то, как ими управлять, на что тратить – также только в ответственности ребенка. Вы можете только задать вопросы и ненавязчиво советовать, фокусируя внимание в правильном, практичном направлении.

Советы взрослым, как правильно формировать финансовое поведение ребенка

  • Говорите с детьми о деньгах, откуда они берутся, какова их роль и функция. Отвечая на вопрос «мы бедные / богатые?», «почему у кого-то есть определенная игрушка или телефон?», терпеливо объясняйте, что деньги – ресурс, инструмент, а умение ими управлять – важный навык. Не делайте из денег единственную тему для разговоров, но и не избегайте ее, потому что «ребенок еще слишком мал».
  • Объясняйте, что такое заработок, а что является подарком, что такое «расходы», «сбережения», «доходы», какие существуют средства увеличить имеющиеся средства. Для примера берите понятные ребенку понятия и ситуации. Повторяйте на разных примерах, пока финансовое мышление не стало частью ребенка.
  • Обсуждайте то, что покупаете. Дети должны знать, что является необходимостью (например, теплые сапоги на зиму), что является инвестицией в развитие и будущее (занятия спортом, книги, курсы и т. п.), а что скоротечным желанию (дополнительная шоколадка, например).
  • Делайте ребенка полноценным участником процесса, где используются деньги. В магазине объясняйте, например, на мороженом, сколько пачек можно приобрести на 15 или 100 гривен. В такси – что такое онлайн-оплата или сколько нужно работать родителям на то, чтобы оплатить одну поездку. Вместе считайте расходы на отдых или оплату коммунальных услуг.
  • Постепенно нагружайте практическими задачами. Например, сначала ребенок делает покупки только с вами, потом ходит самостоятельно с четким перечнем и конкретной суммой денег, со временем должен сам рассчитать, сколько и чего можно приобрести на определенную сумму.
  • Играйте в финансовые настольные игры, читайте детские книги о деньгах. Это развивает финансовое мышление. Игры и книги показывают, как работает банк, что такое зарплата, штрафы и тому подобное. И самое главное они учат взаимодействия с другими участниками, имеющими другие цели в оперировании деньгами.
  • Учите делать выбор и чувствовать радость и от спонтанной покупки, и от отложенной во времени, когда ребенок накапливает. Анализируйте выбор вместе с ребенком, чтобы показать преимущества того или иного действия.
  • Учите накапливать. Рассказывайте, на что собираете деньги вы, сколько на это нужно потратить времени и усилий. Показывайте, как работает обычное хранение денег в банке и как действует депозит.
  • Посещайте с ребенком различные события, особенно если там участвуют другие дети как продавцы, поставщики услуг или организаторы. Так формируется понимание, что является источником денег, что полезно другим, как это совместить с собственным интересом.
  • Рассказывайте о своей работе, чем она ценна, даже если вы проводите время дома за ноутбуком, а не на производстве или в офисе. Цените свое время, показывайте умения, объясняйте ребенку зависимость между затраченным временем, наличием навыков и получением денег.
  • Поддерживайте желание зарабатывать разными путями: выполнение поручений, продажа товаров собственного производства или услуг (снимать видео, проводить мастер-классы, программировать), помощь родителям в их проектах. Это научит ответственности за действия, думать с перспективой, просчитывать доходы, расходы и тому подобное. Подростки уже способны конвертировать свои знания и навыки в деньги.
  • Поддерживайте желание иметь что-то. Обсуждайте, как ребенок может это получить. Например, покупаете вы, но ребенок возвращает всю сумму / долю из собственных денег, отрабатывает средства оплачиваемыми поручениями и тому подобное. Так появляется ценность покупки и понимание ее необходимости.
  • Обсуждайте помощь в оплате (полностью или частично) за учебные курсы, спортивные занятия или материалы для творчества. Это создает взаимосвязь между действием, платой и усилиями ребенка.
 

Плата за работу по дому или хорошие оценки

Задайте себе вопрос, платите ли вы себе за выполнение работы по дому. Оплачивая мытье посуды или уборку в комнате, вы обесцениваете собственные усилия по поддержанию комфорта дома.

Вы с ребенком живете в едином пространстве, где для всех действуют одинаковые правила, и у каждого есть определенные домашние обязанности.

Плата за хорошие оценки искажает понимание, что является ценностью в обучении, а также мотивацией к развитию сегодня и в будущем. Точно так же не имеет смысла и плата за хорошие поступки.

Учите ребенка ошибаться

Не наказывайте ребенка за ошибку в управление деньгами. Учите делать выводы, почему одно решение корректное, а другое – нет. Показывайте на собственном примере, где ваши собственные ошибки, где успехи. Демонстрируйте, что в ваших решениях слова и действия не расходятся между собой.

Позволяйте ребенку самому определять, на что тратить собственные сохранения или заработок. В случае необходимости задавайте корректные и корректировочные вопрос, чтобы сфокусировать внимание ребенка.

И никогда не позволяйте себе «залезать» в накопление вашего ребенка. Ситуации бывают разные, и если уж вам нужно пойти на такой шаг, обязательно обсудите это с ребенком и при первой возможности все верните. Желательно с процентами.