0 800 307 555
0 800 307 555

Обязательства Украины перед МВФ: планы и реальность

Что должна сделать Украина, чтобы финансирование по программе EFF продолжилось?

Одним из условий выживания нашего государства в противостоянии с россией является своевременная финансовая помощь из-за границы. Ведущим кредитором Украины многие годы является Международный валютный фонд (МВФ).
Оглавление

14 декабря 2023 года Украина получила от МВФ третий транш по программе расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility) в размере 900 млн долларов США.

Деньги были предоставлены Украине после того, как исполнительный совет МВФ провел второй пересмотр программы EFF. Даже некоторые задержки в выполнении «структурных маяков» не помешали сформировать положительный вывод технической комиссии МВФ. Срок исполнения был просто перенесен на март 2024 года.

Программа расширенного финансирования предусматривает, что Украине будут выделены 15,6 млрд долларов, из которых уже получены около 4,5 млрд.

Что же должна сделать Украина, чтобы финансирование от Международного валютного фонда по программе EFF продолжилось? Finance.ua разбирался.

Что было выполнено и что еще предстоит сделать

Выполненные требования относятся к фискальной и монетарной политике, а невыполненные – к антикоррупционной и государственной. Например, закон об открытии деклараций, изменения в закон о противодействии отмыванию средств, законопроект о налоговой политике и администрировании приняли с задержкой. Все мы помним, какие горячие споры разгорались вокруг того, какие декларации делать достоянием общественности, а какие – нет.

Изменения в антикоррупционной политике государства, перезапуск Бюро экономической безопасности, а также действия по оптимизации бюджета и банковской сферы – это задачи на отдаленную перспективу.

Обновленный перечень структурных маяков, которые должны быть выполнены в следующем году, выглядит следующим образом:

  1. Повысить доходы на 0,5% ВВП, для включения в бюджет 2024 года (дедлайн – конец февраля 2024 г.);
  2. Внести изменения в процессуальный кодекс с целью рационализации дел, которые должны рассматриваться в первой инстанции одним антикоррупционным судьей или коллегией из трех антикоррупционных судей (дедлайн – конец марта 2024 г.);
  3. Определить задолженности предприятий центрального теплоснабжения (дедлайн – конец июня 2024 г.);
  4. Перезапустить Бюро экономической безопасности (БЭБ) (дедлайн – конец июня 2024 г.);
  5. Ввести методологию оценки надзорных рисков для определения приоритетов надзорной деятельности (дедлайн – конец июня 2024 г.);
  6. Подготовить оценку эффективности налоговых льгот, включая их стоимость для бюджета (дедлайн – конец июля 2024 г.);
  7. Принять закон о создании нового суда, который будет рассматривать административные дела против национальных государственных органов (например, НБУ, НАБУ, НАПК) (дедлайн – конец июля 2024 г.);
  8. Разработать политику государственной собственности на госпредприятиях, дивидендную политику и стратегию приватизации (дедлайн – конец августа 2024 г.);
  9. Завершить внешний аудит эффективности Национального антикоррупционного бюро (дедлайн – конец сентября 2024 г.);
  10. Определить основные государственные компании, серьезно пострадавшие от войны, и подготовить обзор потенциальных фискальных и квазифискальных расходов (дедлайн – конец сентября 2024 г.);
  11. Пересмотреть политику среднесрочного государственного планирования в сотрудничестве с МВФ (дедлайн – конец октября 2024 г.);
  12. Внести изменения в государственные инвестиционные программы (дедлайн – декабрь 2024);
  13. Подготовить концепцию оздоровления банков (перенесено на декабрь 2024 г.).

Подразумевается, что все банки с мажоритарной государственной собственностью остаются в управлении Минфина, а национализированные несистемные банки будут переданы Фонду гарантирования вкладов.

Рассмотрим более детально ключевые моменты.

Эффективное управление госсобственностью

Одним из важнейших условий, которое ставят перед Украиной западные кредиторы, является эффективное управление тем, чем владеет государство.

Государственные предприятия должны приносить прибыль. Зачастую это условие не выполняется: например, из-за заниженных тарифов на электроэнергию (она может продаваться ниже реальной себестоимости) государственные энергетические компании несут постоянные убытки.

Правительство Украины, объявившее мораторий на повышение цен на коммунальные услуги для населения до конца войны, оказалось в непростой ситуации, когда Запад давит, требуя решить этот вопрос и поднять стоимость продаваемой электроэнергии хотя бы до уровня ее себестоимости плюс минимальная рентабельность.

Кабинет министров пообещал внедрить «Стратегию приватизации» госпредприятий, призванную решить эту проблему.

На самом деле это довольно непростая задача. В стране, где активно ведутся боевые действия, и в объект критической инфраструктуры в любой момент может прилететь вражеская ракета или дрон-камикадзе, невозможно продать объект за приемлемую цену. Часто под вопросом вообще просто найти покупателя.

Кроме того, Международный валютный фонд настаивает на глобальном пересмотре механизма управления государственными инвестициями, принятии стратегий доходов, увеличении поступления в госбюджет на 0,5% ВВП, что составляет около 38 млрд грн.

Изменение программы «Доступные кредиты 5-7-9%»

Государственная программа «Доступные кредиты 5-7-9%» стала одним из важных факторов стабильности финансовой системы в Украине. Ее реализация, по данным Фонда развития предпринимательства, за 17 месяцев увеличила объемы кредитования на 63 млрд гривен, т.е. с января 2023 года финансирование по ней увеличилось в 2 раза.

Новые условия программы «Доступные кредиты 5-7-9%», принятые Кабмином в сентябре, стали ответом на новые вызовы в экономической ситуации, сложившейся на рынке. Наиболее ощутимые изменения – сосредоточение программы на поддержке бизнеса на деоккупированных территориях.

За время войны многие предприятия, находящиеся в отдаленных от ведения боевых действий территориях, смогли перестроиться и адаптировать бизнес к военному времени, восстановили цепочки поставок и процессы производства.

Сейчас логичным является сосредоточение на поддержке именно тех компаний, которые пострадали больше всего: подверглись разрушениям, потеряли или почти потеряли производственные мощности.
Такие предприятия смогут платить по новым условиям программы проценты до уровня 1% в первые два года, 5% со следующего года на инвестиционные нужды и 3% на финансирование оборотного капитала. Таким предприятиям повысили возможный лимит финансирования с 60 до 150 млн грн.

Для остальных компаний, которые уже адаптировались к текущим условиям, процентная ставка остается на уровне 7% или 9% на инвестиционные нужды и повышается до 13% годовых на финансирование оборотных средств.

Изменения по программе «Доступные кредиты 5-7-9%» в плане концентрации на малом и среднем бизнесе – единственный «структурный маяк», дедлайн по которому не был выполнен и в результате пересмотра программы EFF перенесен на конец марта 2024 года.

Стратегический подход к бюджетированию

Опыт предыдущих лет показывает, что среднесрочное бюджетирование в Украине измеряется одним годом. Как следствие, сложно реализовать какую-либо стратегию, если бюджет составляется всего на один год.

Поэтому в ближайшее время правительству необходимо будет разработать и реализовать такие подходы, которые обеспечили бы связь между стратегическими планами и утвержденными в бюджетах различного уровня (прежде всего, конечно, – в госбюджете) цифрами. Это крайне важно при разработке и внедрении среднегодовой стратегии восстановления государства.

Противодействие коррупции

Одним из сложнейших заданий и ключевых приоритетов является реальное (а не показное) усиление борьбы с коррупцией в Украине. На необходимости повышения эффективности антикоррупционных функций специализированных госорганов делает упор и Международный валютный фонд.

Украина пообещала до конца сентября 2024 года провести внешний независимый аудит Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) с привлечением трех международных экспертов и опубликовать отчет. Это позволит дать оценку деятельности НАБУ и определить направления для дальнейшего совершенствования его работы.

Как видим, менять нужно не просто многое. Менять нужно все. И это понятно: международные институции (и прежде всего МВФ) не будут кредитовать страну, в которой неэффективно используются бюджетные средства, «цветет буйным цветом» коррупция и не видны перспективы выхода из сложившейся ситуации.