0 800 307 555
0 800 307 555

Отмена заочки, сокращение бюджетников и бакалавриат за три года

Изменения в высшем образовании, которые готовит правительство

20 октября Кабинет Министров Украины одобрил проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины о развитии индивидуальных образовательных траекторий и совершенствовании образовательного процесса в высшем образовании». Проект зарегистрирован в Верховной Раде Украины — № 10177.
Оглавление

Законодатель, говоря об «индивидуальной образовательной траектории соискателя высшего образования», подразумевает, что соискатель высшего образования сможет осознанно и взвешенно выбрать:

  • образовательную программу;
  • заведение высшего образования;
  • виды и формы получения образования;
  • срок получения образования;
  • учебные дисциплины.

Поэтому предлагаемые изменения в образовательное законодательство сфокусированы на том, чтобы настроить образовательный процесс под индивидуальные потребности студента, предоставить ему свободу для самореализации. А значит, сделать обучение максимально эффективным.

Еще больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.

Возможность выбирать специальность после 1 или 2 курса

Следует различать область знаний (более широкое понятие) и специальность (понятие уже и конкретнее).

Например, отрасль 22 Здравоохранение имеет следующие специальности: 221 Стоматология; 222 Медицина; 223 Медсестринство; 224 Технологии медицинской диагностики и лечения; 225 Медицинская психология; 226 Фармация, промышленная фармация; 227 Терапия и реабилитация; 228 Педиатрия.

Актуальная норма. Поступая на первый курс, студент в свои преимущественно 17–18 лет должен сделать судьбоносный выбор — выбрать конкретную профессию на всю жизнь. Это не всем удается — в результате после 1–2 года обучения у определенной части студентов появляется разочарование.

Министр образования Оксен Лисовой определяет, как это работает: «Изменения в системе высшего образования давно назрели. Об этом говорят студенты и преподаватели, руководители вузов и работодатели. Мы видим это на примере украинцев, которые получили высшее образование, но никогда не работали по специальности. Потому что ошиблись в выборе или вовсе в ней не нуждались. Другие же после окончания вуза вынуждены получать еще какое-то неформальное образование, чтобы в конце концов получить профессию и найти работу».

Предлагаемые изменения. Законопроект предлагает внедрить междисциплинарные бакалаврские программы. Соискатели образования смогут сначала поступить на отрасль (программу, включающую группу специальностей). А далее, после 1-2 курса обучения, уже сознательно выбрать специальность.

Поэтому кем действительно стать — эрготерапевтом, стоматологом или педиатром — не придется решать тогда, когда у тебя еще совсем приблизительные представления о будущей профессии. Зрелый же выбор даст человеку реальную самореализацию, а обществу — лучшие и более мотивированные кадры.

Возможность обучаться в своем темпе

Обучение в вузе предусматривает фиксированное количество часов — лекционных, практических, семинарских, самостоятельной работы и т.д. В то же время студенты набирают т.н. кредиты ЕКТС.

Для справки:

  • ЕКТС — Европейская кредитно-трансферно-накопительная система, по которой количественно (в кредитах) оценивают образовательные программы, дисциплины, академическую нагрузку и т.д.
  • 1 кредит — это 30 академических часов.

Актуальная норма. Четыре года бакалаврской образовательной программы – это 240 кредитов ЕКТС, то есть в год – обычно по 60 кредитов ЕКТС.

Предлагаемые изменения. Годовая академическая нагрузка студента-контрактника составит от 30 до 80 кредитов ЕКТС. Конечно, это большой разброс, а значит, и разная интенсивность обучения. Такой подход позволит студенту самостоятельно решать, как распределить кредиты в течение срока обучения.

К примеру, 240 кредитов образовательной программы можно усвоить по-прежнему за 4 года. Или же, взяв темп и овладевая в год по 80 кредитов, справиться за 3 года (кстати, при сокращении срока обучения размер оплаты за весь срок обучения не уменьшается). Или, наоборот, пойти более медленным шагом, овладевая по 30, 40, 50 кредитов из года в год. И это будет удобно для трудоустроенных студентов (а таких немало) — их обучение не будет превращаться в сакраментальное «лишь бы сдать».

Важно:

Предложение законопроекта полностью согласуется с европейскими практиками. Например, на сайте Штутгартского университета говорится: «Стандартный срок обучения – это количество семестров, в течение которых можно завершить курс обучения. В Штутгартском университете это обычно:

  • 6 семестров для получения степени бакалавра;
  • 4 семестра для магистратуры.

Средняя продолжительность курса обучения зачастую превышает стандартный срок обучения. На это есть разные причины. К примеру, пребывание за рубежом, повторные экзамены или добровольная стажировка могут продлить срок обучения.

Как правило, для программ бакалавра и магистра устанавливается максимальный срок обучения, который не может быть превышен – для программ бакалавра это, как правило, 10 семестров, для программ магистратуры, как правило, 8 семестров.

Возможность проходить за год от 30 до 80 кредитов ЕКТС — эта норма не распространяется на лиц, обучающихся по государственному (региональному) заказу, на средства целевых льготных государственных кредитов, — их академическая нагрузка не может быть меньше, чем предусмотренный учебным планом вуза на соответствующий год обучения.

Вместо заочной и вечерней — дистанционная форма обучения

Актуальная норма. В Украине различают три основные формы обучения: дневная; вечерняя, заочная. Так было еще в СССР — так до сих пор, но, похоже, анахронизм свое доживает.

Согласно данным Государственной службы статистики Украины, количество студентов в вузах на начало 2022/23 учебного года по формам получения образования распределялось так:

  • в целом — 1 053 770 человек;
  • дневная — 797 598;
  • заочная — 252 963;
  • вечерняя — 1 374.

Так что спрос и потребитель есть, но качество обучения на этих формах не одинаково. Как правильно указано в докладе Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, «обеспечение качественного образования невозможно без системного и эффективного взаимодействия всех участников этого процесса».

Предлагаемые изменения. Законопроект предлагает отменить заочную и вечернюю формы получения образования и ввести дистанционную. То есть уже с 2024 года поступающие будут выбирать либо дневную, либо дистанционную форму получения образования. Именно так все устроено в ЕС, поэтому речь идет о гармонизации украинской системы с европейской.

Дистанционная форма подразумевает максимальную гибкость планирования. Как говорится на сайте Берлинского университета имени Гумбольдтов, «в дистанционном обучении вы не привязаны к фиксированному расписанию или времени занятий. Поскольку вы изучаете материал в четырех стенах, можете распределить свое время оптимально для вас. Учебные материалы будут отправляться вам по традиционной или электронной почте. Конечно, тоже не стоит пропускать компетентные консультации, поскольку контакты могут помочь вам и на расстоянии».

Важный тезис для украинских студентов, которые учатся в бакалавриате и магистратуре на заочной и вечерней формах: вы сможете завершить обучение и получить дипломы. Так что переходный период будет.

Новый подход к соотношению обязательных и выборочных дисциплин

В учебном процессе различают обязательные и выборочные дисциплины.

Для справки:

  • обязательные дисциплины — дисциплины, которые являются неотъемлемой частью программы подготовки;
  • выборочные дисциплины — дисциплины свободного выбора студентов, то есть предлагаемые им на выбор.

Законопроект вносит новое соотношение этих дисциплин для т.н. регулируемых и нерегулируемых специальностей.

Еще в 2020 году Приказом МОН Украины был утвержден перечень регулируемых специальностей — «предусматривающих особо ответственную работу». В частности, это юридическая сфера, атомная энергетика, медицина, военная служба».

Актуальная норма. В соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» (ст. 62, п.15) выборочные дисциплины в образовательной программе и учебном плане должны составлять не менее 25% от общего количества кредитов ЕКТС.

Предлагаемые изменения. Имея целью, с одной стороны, повысить стандарты для регулируемых специальностей, а с другой — обеспечить академическую свободу и автономию для нерегулируемых, законопроект предлагает:

  • для регулируемых специальностей – уменьшить количество выборочных компонентов образовательных программ с 25% до 10%;
  • для нерегулируемых специальностей – минимальный процент выборочных курсов оставить на уровне 25%, с возможностью увеличивать до 50%.

Бюджетників стане менше

Еще одно изменение касается государственного заказа, то есть обучения на бюджетной форме. С объемами госзаказа на 2023/2024 учебные годы можно ознакомиться по ссылке.

«Сегодня имеем такую ситуацию, что человек является контрактником или бюджетником. Речь идет о том, что государство платит 0% или 100% за его обучение. И это достаточно проблематичная вещь, потому что она не очень справедлива во многих случаях», — обращает внимание заместитель министра образования и науки Михаил Винницкий.

По его словам, бюджетников станет меньше:

«Один из следующих элементов – это изменения в систему бюджетного финансирования высшего образования. У нас бюджетников станет меньше, но государство будет доплачивать контрактникам через так называемые гранты. Это означает, что студент будет получать, возможно, частичную поддержку. Формально он или она будут считаться контрактниками, но, например, государство будет платить 80% или 90% за его контракт».

Механизм, как государство будет доплачивать контрактникам, каким будет размер этих грантов, и кто все же будет учиться на бюджете, должен быть прописан в следующем законопроекте. Его планируют представить в ноябре.

Но, по словам Винницкого, государство само будет определять, какие конкретно специалисты будут ему нужны.

«Мы однозначно знаем, что нужны врачи, учителя или инженеры-строители. Более проблематично заказывать юристов, менеджеров, филологов, экономистов, политологов, социологов. Это не значит, что от них откажутся. Однако такие специальности должны получаться через гранты бюджетного финансирования», — объяснил он.

***

Законопроект №10177 содержит ряд прогрессивных идей: предоставляет соискателям образования больше возможностей самостоятельно выбирать специальность, срок обучения, дисциплины. Также усиливает автономию вузов. Все это совокупно работает на то, чтобы сделать обучение субъектным, гибким, эффективным и соответствующим европейским стандартам.

Впрочем, впереди еще немало работы — и над самим законопроектом, и над реализацией реформ в сфере образования.